Подземные легенды Чатырдага

16 Июнь 2012 633
Вход в Мраморную пещеру находится на высоте 920 метров над уровнем моря.
Вход в Мраморную пещеру находится на высоте 920 метров над уровнем моря. Фото автора.

На письменном столе среди вороха бумаг, на которых торопливым почерком записаны чьи-то телефоны, даты неотложных встреч и прочие рабочие заморочки, «спрятался» план счастливого лета. Когда за окном хозяйничала не по-крымски лютая зима и не согревали даже глинтвейн и горячий шоколад, спасали мечты: о рассветах на море, о полётах на дельтаплане, о покорённых горных вершинах. Календарь уверяет, что лето началось. Значит, пришло время сбываться задуманному.

По дороге воспоминаний

И начать почему-то захотелось с самого странного пункта в глобальной операции под кодовым названием «Счастливое лето». Ярко-розовой гелевой ручкой аккуратно выведено: «Подарить себе сказку». Что именно казалось сказкой, когда термометр за окном показывал -18, уже не вспомнить. Да и мчаться за полётом фантазии за тридевять земель не хочется. Подождут южнобережные дворцы, пусть как следует прогреется морская водичка. А вот до Чатырдага - рукой подать, ну или совсем немного потрястись в пыльной маршрутке с такими же искателями новых ощущений среди рутины обыденности. Но на этот раз мы решили не взбираться на Шатёр-гору, а проникнуть в тайны, которые веками хранятся в её недрах. Сказано-сделано.

Позади остался указатель с надписью «Мраморное». Подскакивая на ухабах извилистой грунтовой дороги, микроавтобус ползёт наверх - к нижнему плато Чатырдага, на котором расположены пещеры.

Пассажиры жадно вглядываются в окна. После наскучившего донельзя городского пейзажа они готовы часами рассматривать деревья исполинского роста, которые умудрились вцепиться корнями в овраги, любоваться зелёным буйством подлеска и радостно визжать, если увидели беззаботную белку или пробегающего вдали кабана. «Вечная занятость» не позволяет урбанизированным лентяям, привыкшим даже одну остановку преодолевать на маршрутке, наспех уложить вещи в рюкзак и рвануть в выходные в горы. Чтобы хоть как-то оправдаться в собственных глазах, вспоминаю, как когда-то шла в промокших кедах эти восемь километров от села Мраморного к пещерам. Но Мраморная пещера оказалась закрытой для посещения: там проходили съёмки очередного приключенческого фильма. Несостоявшееся свидание с Мраморной было отложено на неопределённый срок. Под ногами лежал снег, несмотря на то, что безжалостно припекало солнце. Но упорство туристов не имеет границ. Подкрепившись вкусным чаем из термоса, снова в путь. По тропинке, ведущей через лес, мы пошли знакомиться с причудливым миром сталактитов и сталагмитов соседки Мраморной - пещеры Эмине-Баир-Хосар.

Хранитель Мраморной пещеры

На мою удачу, сегодня Мраморная принимает гостей. Десятиметровый тоннель уводит в недра пещеры. Здесь сумрачно, холодно и тихо. Гулким эхом отдаются слова экскурсовода. Он рассказывает, что у спелеологов есть обычай: когда открывают новую пещеру, то обязательно подыскивают для неё хранителя из «местных» изваяний.

Огромная голова с крючковатым носом, нависшими бровями и пухлым беззубым ртом - хозяин Мраморной пещеры - встречает гостей у входа в «Галерею сказок». Миллионы лет вода, как искусный скульптор, без устали оттачивала большие и маленькие фигуры этого пещерного зала. Но, глядя на вычурных персонажей любимых сказок, даже не верится, что человек не приложил к их созданию руку. А у посетителей язык не поворачивается назвать царевну-лягушку с крохотной и тем не менее изящной короной на голове всего лишь сталагмитом - натёчным минеральным образованием, растущим со дна пещеры. И чем дальше продвигаешься в глубь пещеры, тем удивительнее становятся подземные легенды Чатырдага. Мамонтёнок на льдине, Дед Мороз с посохом и миниатюрная Снегурочка, ёжик в тумане, король и королева со своей сталагмитовой свитой. А там, где растущие снизу сталагмиты и нависшие сверху сталактиты срастаются, образуются сталагнаты - это такие тонкие ажурные колонны, подпирающие своды мраморных залов пещеры. Названия кристаллическим изваяниям придумывают сами посетители. Мраморную пещеру симферопольские спелеологи открыли в конце 80-х годов прошлого века, поэтому её обитатели вполне современные. А маленькие посетители упорно «заселяют» пещеру монстрами XXI века.

- Никакой это не Винни-Пух, это же Шрэк! - бесцеремонно перебивая гида, шестилетнее чудо отстаивает свою правоту.

Наш проводник по мраморным залам с ним не спорит.

- Старина Чатырдаг каждому рассказывает свою сказку, - идёт на компромисс экскурсовод. - Надо просто внимательно смотреть и слушать.

Шумные экскурсанты замолкают. Слышно только, как по капле сочится вода, неторопливо оттачивая свои ещё не законченные шедевры. От стен веет холодом и сыростью, но в пещере, на удивление, уютно. Недаром под каменными сердцами, что на потолке пещеры, влюблённые назначают свои самые оригинальные свидания. А лучшие барды из разных стран ежегодно проводят здесь фестиваль.

В пещере уникальная акустика, которая придаёт силу и новое звучание голосам. Среди нас бардов нет, да и гитару с собой мы тоже не прихватили. Но испытать возможности пещеры хочется.
И самая смелая из группы затягивает куплет любимой песни. Закрываешь глаза и, прислонившись к влажной, холодной стене пещеры, слушаешь, как вокалистке подпевает эхо и аккомпанируют звонкие капли воды. Но Мраморная пещера не любит зевак, поэтому от экскурсии лучше не отставать.

Тайна пещерного зверя

Впереди под самым потолком пещеры виднеется ниша, озарённая жёлто-красным светом фонарей, за которой прочно закрепилось название «Мраморный алтарь». В очертаниях кристаллических натёчных образований угадываются и маковки куполов, и остроконечные минареты мечетей. Только в Мраморной пещере можно увидеть по соседству «статую Свободы» и «Пизанскую башню». Экскурсовод с понятной долей гордости говорит, что Мраморная пещера входит в пятёрку красивейших пещер мира. Но гости Мраморной уже и без того заворожены пышным убранством пещеры, её каменными «водопадами» и каскадами озёр с россыпями кристаллического пещерного «жемчуга». На дне одного из таких озёр в галерее «Тигровый ход» спелеологи нашли кости древнего животного. Поначалу считали, что это тигр, даже в его честь назвали галерею. Потом решили, что всё-таки здесь жил лев, наконец, сошлись на версии, что останки принадлежат пещерному медведю. Но тайна этого загадочного зверя так и останется на дне колодца, в который с любопытством вглядываются экскурсанты.

Хаос каменных глыб встретил нас в следующем зале, не без иронии названном «Залом перестройки». Стены увиты корралитовыми «цветами», ничуть не уступающими по изяществу и красоте настоящим. Но главное волшебство в другом. Кажется, что зал - небольшой и низкий: встанешь на камень в полный рост и дотянешься рукой до потолка. На самом деле это один из самых крупных залов в Европе и самый большой в крымских пещерах. Его длина более 100 метров, а высота - 28 (!) метров. Здесь может поместиться девятиэтажный дом. Но высокая влажность воздуха создаёт пространственную иллюзию - оптический обман зрения.

Уже на плато Чатырдага, обласканные солнечными лучами и опьянённые запахом трав, мы гадали, какие ещё тайны скрывают залы Мраморной, закрытые для показа. И пусть говорят, что планировать счастье - глупо, сказка удалась. Впереди ещё три месяца солнечных дней и планов, обещающих сделать лето незабываемым.

Юлия ЦИСАРЬ.