Изящный и торжественный

7 Июнь 2012 776
Массандровский Дворец-музей.
Массандровский Дворец-музей. Фото автора.

Живописность Верхней Массандры, в природу которой 183 года назад органично вписался построенный в этом благодатном месте выдающимся государственным и военным деятелем Михаилом Воронцовым дом, отмечали все путешествующие по нашему полуострову в XIX веке. Не обходят его стороной и нынешние туристы. Тем более что двадцать лет назад появилась возможность посмотреть на уникальное сооружение не только со стороны, но и заглянуть внутрь, где оформлена музейная экспозиция. Одна из тех, кто создавал её, - заслуженный работник культуры Крыма, искусствовед Аза Пальчикова. Она знает о дворце и об отметившем 1 июня двадцатилетие музее, который входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, больше всех.

Скромный, непомпезный

- Аза Павловна, Массандре ведь отводилась Воронцовым более скромная роль, чем Алупке?

- Безусловно. Если грандиозный дворец в Алупке возводился с целью создать здесь центр светской и культурной жизни Южного берега, то Массандра должна была стать местом летнего отдыха семьи и экономическим имением. Потому дом здесь построили довольно скромный. Но после того, как «барский», или чаще называемый «экономическим», дом серьёзно пострадал от бури в конце семидесятых годов девятнадцатого века, французскому архитектору Бушару был заказан проект более вместительного и комфортабельного здания, но меньше алупкинского дворца, без просторных парадных комнат. Все помещения должны были способствовать комфорту, покою и уюту.
И следующий его владелец, Александр III, не стал увеличивать существующие объёмы. Заботясь о больном туберкулёзом сыне Георгии, он торопился достроить дворец.

- И кому было поручено осуществить замысел?

- Известному петербургскому зодчему Максимилиану Месмахеру. Строительство и отделочные работы продвигались успешно, но после смерти императора приостановились. Николай II с семьёй приезжал сюда только на дневной отдых во время прогулок в лес, в горы, на пикники, на охоту. Романовы полюбили Ливадию и решили построить здесь большой дворец. Но сначала в память об отце император приказал закончить уже начатое строительство. Массандровский дворец стал «лебединой песней» Месмахера - его последней постройкой в России, в которую он вложил весь свой опыт, знания в области истории искусства, умение достичь синтеза как в самой архитектуре, так и в каждой мелочи убранства. Осуществить задуманное ему не довелось: в 1897 году он уехал в Дрезден, но успел спроектировать придворцовую часть парка так, чтобы был создан единый дворцово-парковый ансамбль.

В новое время

- Какова судьба имения после революции?

- Виноградники, сады и винные подвалы Массандры отошли Южсовхозу, а парк - городу.
С 1929-го по 1941 год во дворце размещался санаторий для тяжелобольных туберкулёзом, в 1946 году в нём на короткое время обосновался научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Магарач», а потом на протяжении сорока двух лет - с 1947-го по 1989 год - дворец использовался как государственная дача. 1 июня 1992 года здесь открылся музей.

- Из чего создавалась экспозиция?

- Основой стали произведения живописи, графики, фотоматериалы, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Алупкинского музея, соответствующие стилевым особенностям дворца. Некоторые экспонаты когда-то принадлежали императорской семье и находились в их южнобережных имениях. Часть произведений поступила в 20-30-е годы из Государственного музейного фонда и крупнейших музеев Москвы и Петербурга. Старались как можно более точно воссоздать интерьеры в замысле Месмахера и такими, какими они могли быть при жизни Романовых.

- С чем сегодня знакомятся посетители музея?

- С искусством дворцового интерьера второй половины XIX века. Сохранившаяся богатая декоративная отделка помещений дворца позволила создать такую экспозицию. В оформлении дворца использовались по моде того времени разные стили. Холлы и коридоры украшены красочными изразцами, двери - это настоящие панно, набранные методом интарсии или в технике выжигания по дереву. Расписные лепные потолки, резные панели, мрамор каминов в сочетании с красной и жёлтой медью, витражи, живопись по стеклу - всё это составило великолепный убор комнат. Каждой из них архитектор придал свой собственный выразительный художественный образ, соответствующий разным эпохам французской архитектуры: романской, готической, барокко, рококо, классицизму. Гармония, достигнутая в художественном оформлении, создаёт особую атмосферу уюта и комфорта, домашнего тепла. Переходя из комнаты в комнату, посетители попадают в торжественный кабинет, в интимную опочивальню, в нарядную и праздничную гостиную императрицы. Узнают об истории имения и строительстве дворца. В экспозиции много фотографий и литографий с изображением старого воронцовского «экономического дома», церкви Иоанна Предтечи, тысячелетнего дуба, служившего своеобразной колокольней. По фотографиям с проектов Месмахера и Бушара можно проследить изменения во внешнем облике дворца.

Симфония камня

- Посещая дворец, не перестаёшь удивляться домашней атмосфере помещений. Никакой давящей помпезности.

- Это было во вкусе Александра III. Крупный, рослый человек, которого назвали «русским богатырём», по свидетельствам современников, комфортнее чувствовал себя не в больших парадных помещениях, а в маленьких уютных комнатах. Ему, любящему всё русское, нравилась отделка деревом: вызывала ассоциации с русскими рублеными избами.

- Невозможно не обратить внимания на картины в бильярдной, написанные в разное время, в том числе и в середине прошлого века. Как они сюда попали?

- Подобраны при создании музея. Это преимущественно крымские пейзажи, написаны художниками конца XIX века, многие из которых работали по заказам царской семьи. Они дополняют виды, открывающиеся из окон. Здесь посетители видят картину Владимира Орловского «Крымский пейзаж в окрестностях Алушты», выполненную в 1970 году. Рядом - полотна известных художников-академистов Фёдора Бронникова и Вильгельма Котарбинского, Мещерского, Максимова, Верещагина, небольшие этюды Ярцева и Поленова.

* * *

Романовы не только не переехали во дворец, но вообще редко его посещали. Богатой публике в их времена было дозволено осматривать его, купив билет в конторе управления имениями. Дворец вызывал интерес, несмотря на то, что не был меблирован и украшен произведениями искусства.

* * *

В 2011 году произошли два знаменательных события в жизни Азы Пальчиковой: очаровательной женщине, специалисту высокого класса, продолжающему трудиться на любимом поприще, вручён почётный знак Ассоциации заповедников и музеев Крыма «За честь музейного работника» и вышла давно задуманная книга «В окружении красоты. Воспоминания музейного работника».

* * *

Дворец украшали шесть декоративных ваз и двадцать девять скульптур, изображавших античных богов, философов, создававших аллегории искусств и наук. К сожалению, большая часть скульптур не сохранилась. Уцелели лишь шесть скульптур: два сатира, два дракона (иногда их называют химерами) и два сфинкса. Сохранившиеся скульптуры в сочетании с романтическими формами самого здания вызывают ассоциации с французскими сказками, античными легендами и мифами, помогают лучше воспринять этот своеобразный архитектурный памятник прошлого.

На фото: Аза Пальчикова.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.