Вадим Колесниченко: Вопрос не в языке, а в правах человека!

6 Июнь 2012 643

Наш разговор с автором законопроекта «Об основах государственной языковой политики» состоялся за два дня до его повторного рассмотрения в Верховном Совете Украины. Заместитель председателя фракции Партии регионов, член парламентского комитета по вопросам правосудия рассказал нам о тонкостях и подводных камнях мирного разрешения языкового вопроса на Украине.

- Вадим Васильевич, есть мнение, что ваш закон не снимает с повестки дня основных проблем русского языка на Украине. Многие опасаются, что с его принятием Партия регионов успокоится и на этом всё закончится.

- На самом деле Верховный Совет впервые за двадцать с лишним лет независимости Украины рассмотрел законопроект о языках. Позиция Партии регионов о придании русскому языку статуса государственного из программы не снималась. У нас есть третий раздел Конституции, где определён статус языковой политики Украины, и меняется он исключительно на всеукраинском референдуме. Для того, чтобы его назначить, необходимо триста голосов в парламенте и полтора миллиарда гривен. При этом нужно чётко понимать, что, начиная референдум, мы получим реальную эскалацию конфликтной ситуации на Украине. После того, что мы увидели в парламенте, я не сомневаюсь, что могут быть даже всплески экстремизма, которые приведут к сепаратистским настроениям и по сути к распаду украинского государства, это тоже нужно понимать. По оценкам Института социологии Академии наук Украины, мы сегодня имеем колоссальный рост межнационального напряжения в обществе. Уровень ненависти к русским вырос в семь раз, к евреям - в девять раз, к ромам - в пятнадцать раз. Мы находимся в состоянии разогреваемой взаимной ненависти. Перед тем, как выходить на референдум, хотелось бы сначала понизить градус напряжения в обществе.

По закону на данный момент по сути документа нет ни одного письменного возражения со стороны парламентариев. То, что этот законопроект не наделяет языки статусом регионального, ошибочная и глубоко опасная трактовка. Русский язык, например, получил этот статус ещё в 2003 году, когда Украина ратифицировала Хартию региональных языков и языков меньшинств и приняла на себя обязательства защищать тринадцать региональных языков. Сейчас не время обсуждать, плохо это или хорошо, сегодня в рамках Конституции мы имеем два уровня защиты. Первый - это украинский государственный, все остальные - региональные и ещё меньшие языки. Поэтому обвинять авторов законопроекта в том, что они понижают статус русского языка и пытаются сделать его региональным - это абсурд.

Над этим законопроектом работала группа учёных из Харьковской и Одесской юридических академий. В него «упакованы» конкретные рекомендации Комитета министров Совета Европы, Венецианской комиссии за демократию через право, рекомендации ОБСЕ и даже материалы ООН по проблеме защиты прав ребёнка на Украине.
В законе есть положения о полной либерализации взаимоотношений в сфере СМИ, рекламы, кинематографа, также мы определили возможность использования родного языка не только на уровне областей, но и на уровне органов местного самоуправления.

Я глубоко убеждён, что этот законопроект дал максимум, что можно было «выдавить» из существующего положения вещей на данный момент в рамках действующей Конституции и законов. Он учитывает все реалии нашего общества, нужно только внимательно его прочитать. Остальные разговоры о придании русскому языку государственного статуса - пустопорожний блеф.

- В последнее время на Украине и в Крыму активно обсуждают такой вопрос: «Зачем нам какие-то законы, если мы можем свободно пользоваться законом УССР о языках?».

- Когда состоялось украинское независимое государство, у него не было законов, потому использовали законы бывшего государства, и потом в порядке наработки документов они автоматически прекращали своё действие. Сегодня Украина имеет более восьмидесяти законов и более полутора тысяч нормативных актов, которые запрещают использование любого другого языка, кроме украинского как государственного!

Именно по этому поводу мы стали получать критические замечания из Европы. Например, Комитет министров Совета Европы в 2010 году опубликовал доклад, подготовленный Комитетом экспертов Совета Европы об исполнении Украиной Хартии региональных языков и языков меньшинств. Там есть интересная фраза: «Вызывает сожаление, что на Украине, где такое большое число людей используют родной язык русский, до сих пор этот язык имеет такой низкий и не соответствующий ему статус», и вторая цитата: «Полагаем, что украинское государство найдёт возможности и повысит статус русского языка».

- Но не на уровень второго государственного?

- Есть вещи, которые физически невозможно сделать в силу того, что сейчас не хватает потенциала - не хватает людей, которые могли бы за это проголосовать. Сегодня некая «украинская интеллигенция», которая называет себя «совестью нации», объявляет о необходимости встать на войну против этого закона в защиту украинского языка. Некие депутаты западных областей собирают многотысячную демонстрацию под Верховным Советом с одной целью - не допустить принятия этого законопроекта. Всё очень просто: они не украинский язык защищают, он сегодня защищён Конституцией и этим законом, о котором мы говорим. Эти люди официально, публично выступают против прав человека на Украине, против любого другого языка, против инакомыслия. Плюс известное заявление Тимошенко о том, что «у нас руки длинные, и мы всех везде достанем и накажем», говорит о том, что украинский национал-фашизм уже зафиксировался и легализовал себя. С людьми, которые не понимают, что такое права человека, который, кстати, за свои налоги содержит это государство, невозможно вести диалог. Нам объясняют: «Мало ли какие у вас есть права, вы обязаны говорить, думать на украинском». Они забывают, что мы все - граждане Украины и что мы все разные. Не понимать этого невозможно. Здесь кроется совершенно другая правда.

- Об этом поподробнее.

- Языковой проблемы как таковой нет, это инструмент, который руками представителей украинского патриотического класса призван сталкивать граждан между собой. Это люди, которые в сороковые годы прошлого века уничтожали поляков, русских, как они говорили «комуняк», «жидву» и своих же украинцев только за то, что те не поддерживали идеологию человеконенавистничества, идеологию мононации, по сути, идеологию фашизма.

Мы пытаемся получить то, что нам положено по праву, по закону. Другого варианта здесь нет. Если бы мы владели китайским языком как родным, проблем бы не было, я вам гарантирую. Просто через русский язык есть связь с Россией, а у этих людей патологическая ненависть ко всему, что является русским, российским. Поэтому в борьбе с языком уничтожается историческая справедливость, устраняются исторические корни наших отношений с Россией, задача только в этом. Мы должны понимать, что являемся объектом борьбы. И, кстати, европейское сообщество, дающее нам конкретные рекомендации, которые мы обязаны исполнять, очень вяло на всё это реагирует.

Мне приходится стучать в различные европейские комитеты и доказывать, что нарушаются права. Но они занимаются больной радикулитом реальной уголовной преступницей, а на фундаментальные вопросы прав человека не обращают внимания.

Мы готовим отчётный доклад Совету Европы о неисполнении Украиной Хартии региональных языков, о том, что Украина абсолютно ничего не выполнила из доклада Комитета министров Совета Европы и послала ложный отчёт о том, что у нас что-то якобы делается. Мы пошлём его во все европейские комитеты, всем депутатам Европарламента и во все посольства европейских сообществ как здесь, так и там, других вариантов у нас нет.

Если эти организации либо кто-то ещё будут заявлять о необходимости придания русскому языку государственного статуса, я буду только двумя руками «за».

- Почему отдельные европейские лидеры, с одной стороны, раздувают надуманные проблемы Тимошенко, отсутствия свободы слова и демократии на Украине, а с другой стороны - игнорируют такие серьёзные вопросы? В чём корни?

- Мы активно работаем со многими парламентариями Европарламента, но я прекрасно понимаю, что не только национал-фашисты Западной Украины ненавидят Россию. В их понимании Украина - это слабое из-за внутренних дрязг, экономического отставания и стагнации государство, где вечно царит нестабильность. Такой страной очень легко манипулировать. Их цель - охватить нас евроинтеграционными устремлениями и сделать из Украины кордон между Россией и Европой. Вот почему нам нужно понимать, зачем мы должны быть вместе и зачем нам нужно отстаивать свои права. Вопрос не в языке, а в правах человека! Учёные с Западной Украины говорят: «Мы имеем право на человеческое достоинство». Замечательно! А вторая часть Украины не имеет на это прав? А мы что, ограничены в праве защиты родного языка? При этом украинский язык защищён, финансируется, а все остальные языки - нет. И нам упаси Боже даже слово сказать против этого! Наши либеральные СМИ методично вычищают всё, что связано с вопросом прав человека в области языковой политики, хотя мы каждый месяц специально проводим пресс-конференции по этой теме. Мы находимся в тяжелейшей ситуации, и независимо от того, в каком состоянии будет этот законопроект, эта проблема сама не затихнет, пока мы её не решим.

- Когда регионалам было нужно, они продавливали в парламенте любые инициативы. Почему на этот раз не устояли, почему вы без боя сдали этот законопроект?

- Наши силы распылились, ведь мы все не можем сидеть у кнопок для голосования. Часть фракции защищает от оппозиции президиум, другие - правительственную ложу, компьютерный центр, щитовую и дверь за президиумом. Когда начался штурм, спикер Владимир Литвин незаконно закрыл сессию. Наши «демократы» старались выдавить мне глаза, порвать рот. Эти события показали, что на меня открылась конкретная охота. В любом эфире они предпринимают попытки создать «серый шум», чтобы население не услышало, о чём идёт речь, что никто на украинский язык не посягает. Население мало информировано о сути самого закона, в котором говорится о «сшивании» украинского сообщества. Если не удаётся напасть на меня и спровоцировать драку, три-четыре депутата начинают одновременно глушить разговор. Плюс у нас была установка «мягкого противодействия», без применения кулаков. Потому что если бы я, например, кому-нибудь разбил нос, это было бы главной новостью о том, как «кровожадные» регионалы «убивают» борцов за независимость Украины.

- Оппозиция по полной программе эксплуатирует свой электорат, её сторонники днюют и ночуют у стен парламента. Почему Партия регионов не подключает избирателей на борьбу за свои инициативы?

- Сегодня есть сотни обращений с просьбой организовать выезд людей из регионов в поддержку этого законопроекта к парламенту. Но что мы от этого получим? С одной стороны, куча оголтелых национал-фашистов, с другой - много нормальных людей, которые хотят просто высказать свою точку зрения и не готовы к уличным дракам и боям. Те же самые «Свобода», «УНА-УНСО», «Тризубы» - это люди, которые с утра до вечера проходят боевую подготовку, и мы это знаем. Нам что, тоже готовить боевые отряды для организации столкновений под парламентом? Мы в первую очередь должны думать о безопасности наших людей.

- Что дальше, ваши предположения?

- Ожидания тревожные, дело в том, что принятие закона в первом чтении ещё не означает его принятия в целом. Для этого нужно ещё получить поправки, обсудить их, потом будет голосование по поправкам. Снятие этого закона с повестки дня либо его провал на голосовании всё равно не определяет будущего Украины. Не сегодня, так завтра мы будем вынуждены вернуться к его рассмотрению, потому что это вопрос целостности украинского государства. Оппозиция категорически не заинтересована в стабильности. Её задача заключается в том, чтобы любой ценой усугубить ситуацию в стране. Принцип «разделяй и властвуй» никто не отменял. То, что мы видим, - это идеология устрашения: кто не с нами - тот против нас, того нужно уничтожить. Маски окончательно сброшены, агрессивное меньшинство насаждает нам свои национал-фашистские правила.

Беседовал Александр ДРЕМЛЮГИН.