Курице - свободу, сельчанам - работу

В Крыму запускается пилотный проект по созданию семейных экоферм

1 Июнь 2012 757
Свободный выгул - основа успеха.
Свободный выгул - основа успеха.

Начавшийся в середине прошлого века переход на интенсивные способы выращивания сельскохозяйственной продукции стал давать сбои: люди начинают отказываться от синтетической еды, отдавая предпочтение натуральным продуктам. В поисках выхода из сложившейся ситуации крымские аграрии создали уникальную в нашей стране модель массового производства продукции птицеводства, в которой главными производителями натуральной курятины станут частные подворья рядовых сельчан.

Развал на фоне прогресса

Интенсивные технологии, на которые крупные агропредприятия вынуждены были перейти, чтобы насытить рынки дешёвой продукцией, на рубеже веков были единственно правильным решением. Благодаря этому на месте распаёванных и разворованных колхозов и совхозов выросли крупные животноводческие, птицеводческие и перерабатывающие комплексы. Но со временем потребителям надоело питаться свининой, выращенной за несколько месяцев на концентратах, и курятиной, разбухшей от гелеобразных добавок.

Людям захотелось «чистого мяса», которое не истекает водой при жарке и не расползается под ножом, как дохлая медуза. Но для горожан «достать» действительно домашнюю курицу или десяток настоящих яиц стало настоящей проблемой: стимулирующие быстрый рост добавки из крупнотоварного производства просочились и в частные хозяйства. На этом фоне резко обозначилась проблема незанятости в производстве основной массы сельского населения. Резко сократив долю ручного труда, «интенсивщики» выгнали на улицу большую часть бывших работников птицекомплексов.

Всё это заставило европейских экономистов пересмотреть свои позиции в пользу старых технологий. На уровне министров сельского хозяйства стран ЕС ведётся дискуссия о введении ограничений на строительство новых крупномасштабных животноводческих комплексов и ужесточении требований к уже существующим предприятиям.

Первая ласточка

Украина и Крым в частности, как правило, заметно отстают от передовых веяний своих соседей. Поэтому у нас движение по пути интенсивных технологий продолжает набирать обороты, и в правительственные кабинеты сыплются проекты об укрупнении и расширении комплексов и создании в регионах их филиалов. Фермерские хозяйства, лишённые собственных предприятий забоя и переработки продукции, в такой системе вынуждены терпеть убытки и сворачивать производство. А частнику, обложенному требованиями экологической и санитарной безопасности, нет возможности пробиться на рынки сбыта, где главенствуют торговые сети раскрученных брэндов.

И всё же в этом стоге сена специалистам удалось обнаружить иголку истины. На основе опыта Белгородской области России в Министерстве аграрной политики и продовольствия АРК разработали проект «Семейные экофермы Крыма», основанный на выгульном методе выращивания птицы сельчанами на своих земельных паях и приусадебных участках.

Российский пример

С 2007 года в Белгородской области РФ проводится экспериментальная государственная программа «Семейные фермы Белогорья». Общая численность участников по итогам прошлого года составляет 500 жителей сёл. Количество семейных ферм - 3323. За 2011 год семейные фермы произвели экологически чистой продукции на сумму более шести миллиардов рублей. Средний годовой доход на одну ферму составил более 1,850 миллиона рублей (свыше 462 тысяч гривен). С 2010 года аналогичную программу запустили в Воронежской области.

Вольные птицы

Как рассказал нашему корреспонденту один из авторов крымского проекта, заместитель министра АПП АРК Константин Мугли, экоферма опирается на трёх «китов»: фермерские семьи, объединяющие их кооперативы и государственное партнёрство.

- Семья, владеющая земельным паем или заброшенной птицефермой, получает цыплят и корма для них, занимается выращиванием птицы и получает согласно договору плату за свою работу, - поясняет схему чиновник. - Кооператив решает юридические вопросы, оборудует ферму всем необходимым, поставляет все составляющие для получения конечного продукта. Кроме того, через кооператив идут зоотехническое обслуживание поголовья, его убой и реализация в торговой сети под единой торговой маркой. Государству остаётся только профинансировать строительство ключевых объектов комплекса: маточной площадки, инкубатора, убойного цеха, комбикормового завода. Кстати, за государством остаются право контроля деятельности всех подразделений, а также возможность получать реальную прибыль от своих капиталовложений

Специалисты подсчитали, что по этой схеме в Крыму через три года можно будет запустить в работу около 300 экоферм, которые смогут производить более 30 тысяч тонн по-настоящему домашнего мяса птицы в год. Кроме того, тысячи крестьянских семей будут иметь высокооплачиваемую работу и смогут в десятки раз поднять уровень своего благосостояния. Задействованы будут и бросовые земли - овраги и пустыри, которые не используются в течение многих десятилетий.

Но самое интересное, что затраты на выращивание одной домашней курицы или утки будут не выше, чем на производство килограмма поддельного мясного продукта, произведённого по интенсивной технологии. И горожане смогут за те же деньги покупать высококачественную еду, не боясь накормить своих близких продуктовыми мутантами.

Проблема только в одном: дать новой крымской сельскохозяйственной разработке право на жизнь. И решить её может только правительство Украины, которому давно пора по примеру своих ближайших соседей спуститься с политических высот на грешную землю.

Наталия ГОНЧАРОВА.