Владимир Гостюхин: Надо откликаться на призывы памяти...

31 Май 2012 649

Четыре года он проработал в Театре Советской Армии мебельщиком - делал для спектаклей декорации. А в свободное время в подвале разучивал приглянувшиеся роли из репертуара. Актёра в нём разглядели в спектакле «Неизвестный солдат». И вскоре пригласили в фильм «Хождение по мукам» на роль махновца Красильникова, который домогался Катю Булавину. Оттуда он попал к режиссёру Ларисе Шепитько, которая снимала военную драму «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». В Крыму побывал советский и белорусский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР и народный артист Белоруссии, режиссёр Владимир ГОСТЮХИН. В рамках мероприятий, приуроченных к 70-летию начала обороны Аджимушкайских каменоломен, он посетил Керчь.

- Почему я здесь? Да потому что я - дитя Победы! Меня родители сделали, когда было объявлено о Победе, на радостях (улыбается). Я родился 10 марта 1946 года. И потому я здесь, что отец мой воевал, он - инвалид войны. А ещё потому, что мы, послевоенные дети, хорошо помним то время. Оно в памяти у нас. Родился я в Свердловске. И я хорошо помню, хотя ещё был очень мал, тех калек на самокатах, тех слепых, что по городу ходили с песнями. В Свердловске было очень много госпиталей, где находились на излечении (да там и остались) участники войны. А мы, послевоенные дети, много наблюдали. Играли в войну. Мы были режиссёрами, исполнителями и авторами этих игр. Почти все мы были генералами и полковниками. Немцем у нас был один, причём всегда, потому что мы его не очень-то любили.

- Владимир Васильевич, пожалуй, мало кто из актёров ассоциируется так прочно с армией, как вы. А в одном из интервью вы признались, что роль в фильме «Старшина» - одна из ваших любимых.

- Да, это моя самая дорогая и любимая работа. Замечательная работа с режиссёром, Царство ему Небесное, Николаем Кошелевым. Очень люблю эту картину. Она простая и ясная, но тип, описанный в сценарии, очень дорог мне. Я в него вложился. Я сразу понял, что это - мой герой. И, приехав на пробы, нагло сказал, что только я сыграю эту роль, больше никто. Хотя крупные артисты того времени пробовались на эту роль. Но я вложился в эту работу всем сердцем. Мне повезло, мы с режиссёром чувствовали и понимали друг друга абсолютно. Я очень люблю «Старшину». Иногда, когда проходит какое-то время, ставлю кассету, пересматриваю и плачу. Вообще, советские картины о войне - это эталонные картины. В них чувствовалась атмосфера боя, когда смотришь и веришь. Всегда.
У меня обязательно раз в году появляется работа на военную тему. Мне это интересно. Для меня это серьёзно.

- Ну а сложно вот так, особенно в военных фильмах, почувствовать своего героя?

- Мне - нет. Я это время чувствую. Хотя о войне мне отец рассказывал только тогда, когда выпивал, только тогда он затрагивал эту тему. И его начинало нести. Мол, идём в атаку, мол, бежишь, кричишь, и рядом с тобой ещё кто-то бежит, но ты слышишь только «бум-бум-бум», слышишь только, как по тебе что-то шлёпает. А потом оказывается, что человека, который рядом бежал, нет в живых, в него прямое попадание было, в клочья его разнесло. А ты продолжал бежать...... Знаете, выдержать такое способен не каждый народ. Об этом надо помнить вечно. Пока существует человечество на земле. И я рад, что оказался здесь, в Аджимушкае. Надо откликаться на призывы памяти.

- Увы, Аджимушкай как-то не очень интересен современному кинематографу.

- Великая Отечественная война - это масштабное событие. И таких трагических, великих мест, как Аджимушкай, в ней было много. Кстати, два года назад группа с белорусского телевидения снимала цикл передач о городах-героях. Одна из серий была посвящена Керчи. Белорусы сделали это. И когда-нибудь, может, на украинском телевидении вы увидите этот цикл о городах-героях. Аджимушкай - это всего лишь эпизод. Но этот эпизод имеет право на особое к нему отношение. И на особую его подачу современному молодому зрителю. Если снять фильм, снять по-настоящему, то у многих при просмотре не выдержат нервы. Но, чтобы что-то сделать, кто-то должен проявлять инициативу, выйти на какие-то инстанции, на финансовые пути. Всё надо сегодня отдавать молодёжи, потому что это - наше будущее. Не будет толковых ребят, не будет и будущего.

- А как вы относитесь к современному отношению к той войне и к Победе?

- Конечно, всё забывается.
У молодёжи сегодня, увы, киношное ощущение тех событий. Да, я не участник войны, но дух того времени захватил, впитал его в себя через отца, через людей, которых встречал. Конечно, сейчас война - это больше какое-то шоу. Ну хоть как-то... надо ведь помнить. Пока есть ветераны. Кстати, я недавно выступал в Минске на заводе холодильников с вокальной группой «Чистый голос», с музыкально-поэтической программой «На войне, как на войне», которая пользуется колоссальным успехом везде. Так вот, мне запомнился один из ветеранов, для которых мы выступали (я читаю стихи Симонова и Твардовского, а ребята поют песни военных лет), ему 90 лет, он в орденах весь, всю войну прошёл, но у него такая светлая голова! Если бы вы слышали, как он ясно и просто всё рассказывает! А ведь таких осталось совсем немного, таких надо выставлять (улыбается), возить и показывать всему миру. Беречь, на руках носить. Знаете, когда видишь таких людей, то думаешь: Боже, из чего они сделаны, эти люди?! И ведь такое поколение не сформируется больше.

Справка

Родился Владимир Гостюхин в семье артистов. Учился в радиотехникуме, ГИТИСе, который окончил в 1970-м.
С 1982-го - актёр Минского театра киноактёра. Снялся в фильмах «Восхождение» (1976), «Хождение по мукам» (1977), «Старшина» (1979), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Левша» (1986), «Урга - территория любви» (1991), «Дальнобойщики» (2000, 2004, 2011) и других.

Ирина КОВАЛЁВА.