Рустам Темиргалиев: «Крыму необходим закон об инвестициях в сфере курортов»

30 Май 2012 805

В прошлом году крымский парламент внёс ряд законодательных инициатив, которые были поддержаны Верховым Советом Украины, в частности по легализации мини-гостинниц. В нынешнем году предложен ряд новшеств для развития туризма, улучшения качества сервиса, ценовой политики на транспорте, привлечения инвесторов. Об ожидаемом эффекте от их реализации и перспективах курортного сезона нашей газете рассказал председатель постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по санаторно-курортному комплексу и туризму Рустам ТЕМИРГАЛИЕВ.

В Анталью дешевле

- Одной из главных проблем прошлого сезона стало резкое сокращение туристского потока из Белоруссии, поскольку накануне случился обвал белорусской валюты. С какими рисками придётся столкнуться в нынешнем году?

- В этом году такой проблемы нет. Белорусы снова поедут на полуостров. Этому будет способствовать и прямой авиарейс Симферополь - Минск. Но другие проблемы остаются. К сожалению, в курортный сезон складывается ситуация, когда воздушный перелёт из Москвы до Симферополя обходится дороже, чем перелёт из Москвы на турецкий курорт Анталья.

- В чём причина?

- На мой взгляд, одна из причин кроется в политике, которую проводят определённые ведомства в Киеве, в результате чего аэропортовые сборы, цены на топливо для воздушных судов взлетают до максимальной отметки. И час стоянки самолёта в международном аэропорту «Симферополь» обходится в несколько раз дороже, чем час стоянки в аэропорту любой другой страны. Не менее серьёзная проблема - цены на железнодорожные билеты. Многие туристы отказываются от поездки в Крым, когда узнают об их стоимости. Жителям Украины дешевле сегодня поехать в Бердянск или в Одесскую область. Политика «Укрзализницы» может быть изменена только при вмешательстве правительства. Думаю, необходимо обратиться в Кабмин с просьбой помочь в выделении средств на компенсацию стоимости билетов в дополнительных поездах.

Кульбит в воздухе и на море

- В прошлом году прямой авиарейс из Симферополя в крупнейшие города России, например, Екатеринбург, мог стоить в среднем 10 тысяч гривен, в то время как рейс через Москву или Санкт-Петербург - две тысячи. Как понять логику перевозчиков?

- Логики здесь нет. Убеждён, для решения ценовой проблемы в Крыму необходимо создать кластер, то есть группу расположенных на одной территории взаимозависимых компаний, которые могли бы дополнять и усиливать конкурентные преимущества друг друга. Подобный кластер создала государственная авиакомпания «Турецкие авиалинии». За счёт этого цены на авиабилеты на приоритетном курортном направлении - в Анталью - максимально снижены. Международный аэропорт «Симферополь» - крымская собственность. И мы можем создать свой кластер, договорившись с крупным российским авиаперевозчиком, например, «Аэрофлотом». Основную долю авиабилетов на полуостров выкупают россияне. И если из крупнейших городов России будут прямые рейсы в Симферополь, цена авиабилетов может быть снижена в два раза.

- Долгое время круизная тема и связанное с ней развитие инфраструктуры портов у нас были, что называется, в загоне. Теперь о портах и их туристическом потенциале говорят довольно много. По какой модели могли бы развиваться крымские порты?

- Одна из крупнейших в мире круизных кампаний «Ройял Карибиан» выкупила за символическую плату турецкий порт Кушадасы. Теперь вместо 40 тысяч он принимает до 400 тысяч туристов в год. Считаю, необходимо правовое решение о возможности передачи в концессию или аренду Ялтинского морского торгового порта крупным компаниям, которые смогут построить здесь причалы для приёма больших круизных лайнеров. Развитие круизного бизнеса способно увеличить приток туристов в Крым до двух миллионов человек в год.

«Совок» туристам не нужен

- Проблема крымских курортов - некачественный туристический продукт. Во всём мире сложилась практика продажи турпакетов, в которые включено всё: от перелёта до такси из аэропорта до здравницы или отеля. У нас пока этот сегмент курортного рынка, мягко говоря, хромает, да и уровень крымского сервиса частенько оставляет желать лучшего. Как повысить качество обслуживания туристов предпринимателями и здравницами?

- Считаю, что единственный способ решить сервисную проблему - расширить рамки курортного сезона. Наш малый и средний бизнес пытается втиснуть всю свою годовую себестоимость в два месяца или 50 дней активной фазы курортного сезона. При этом, чтобы получить максимальную прибыль, экономят на всём. Нанимают тех же официантов и поваров за максимально низкую плату, закупают более дешёвые продукты, качество которых оставляет желать лучшего, в результате мы получаем очень дорогой и низкого качества курортный продукт. Но если бы предприниматели знали, что с 1 мая до конца октября им будет обеспечен турпоток, то могли бы не устраивать «гонку за сезоном», а спокойно работать над повышением качества сервиса. Что касается здравниц, наша комиссия предлагает такой вариант решения вопроса. В зимнее время здравницы, работающие круглый год, необходимо освободить от уплаты НДС и налога на прибыль. Эту крымскую инициативу мы вынесем на рассмотрение профильного комитета Верховного Совета Украины, и, если нас поддержат, здравницы смогут снизить стоимость путёвки в зимний период и увеличить турпоток.

- Крымский туроператор рассказал такую историю. Туристов всё устраивало в предложенном им крымском санатории, однако, увидев фотографию номера, где им предложили проживание, они категорически отказывались от предложения: «Этот «совок» нам не нужен».

- Мы прописали в проекте законодательных изменений, что налоговые льготы будут предоставлены только тем здравницам, которые реинвестируют прибыль в собственную модернизацию. Соответствующее постановление Кабмина будет регламентировать норму прибыли, которую здравницы должны будут на эту модернизацию тратить, закупая медицинское оборудование, мебель, оборудование для столовой. Думаю, что народные депутаты Украины нас поддержат.

Миллионы от турпатента

- Крымские курорты - мощный резерв экономики. У нас есть инфраструктура, которая простаивает 10 из 12 месяцев в году. Не менее мощный резерв - мини-гостиницы, в которых ежегодно останавливается до четырёх миллионов туристов. Были предложения вернуть для них прежнюю систему туристического патента вместо нынешнего туристического сбора. Какой эффект ожидаете от такого шага?

- Туристический сбор в прошлом году составил около 1,5 миллиона гривен, но, по нашим оценкам, если вернуть туристический патент - плату с объектов размещения, это может принести от 40 до 60 миллионов гривен доходов для местных бюджетов и бюджета АРК. Эти средства можно направить на строительство дорог, ремонт детских садов, больниц. Поправки о возвращении туристического патента внесены в Верховный Совет Украины. Кроме того, в наших поправках прописана административная ответственность за работу мини-гостиниц без разрешительных документов.

- По данным Всемирной туристической организации, в прошлом году из-за волнений на Ближнем Востоке турпоток в Египет снизился на 20%. По идее, он должен был бы возрасти в Крыму.

- Увы, поток туристов вырос на курорты Испании и Хорватии. И если в ближайшее время мы не сделаем того, о чём я говорил, нас ожидают проблемы в развитии туристической отрасли. При этом не стоит забывать, что, по данным экспертов, более трети крымчан зависят от стабильной работы туристической отрасли.

Чужой опыт - свой тормоз

- Некоторые российские туроператоры признавались нашему изданию не «под диктофон»: гораздо выгоднее продавать туристам путёвки в Турцию, Египет и Болгарию, чем в Крым.

- И здесь опять же играет существенную роль ценовой фактор. Например, до недавнего времени НДС на продаваемую в Киеве путёвку в Крым был почти в два раза выше, чем на путёвку в Анталью. Нам удалось «отбить» эту позицию. Уже есть приказ Государственной налоговой службы Украины, что подобное налогообложение на путёвки в Крым недопустимо.

- А как насчёт использования в Крыму опыта Грузии? Там правительство предоставляет инвесторам участок с подведёнными коммуникациями - дорогами, инженерными сетями - за символическую плату в один лари. При этом требует жёсткого исполнения инвестиционных обязательств, то есть реализации проекта в конкретные сроки, с расчётом на получение фиксированных доходов бюджета.

- Подобный подход внедрили в Турции ещё в начале 80-х. Сегодня перенявшая этот опыт Грузия ежегодно получает миллиард долларов инвестиций в курортную отрасль. В 2010 году Грузию посетил миллион, в 2011-м - уже два миллиона отдыхающих.

- Что мешает Крыму пойти по проторённой дорожке?

- Если бы это целиком и полностью зависело от крымских властей, то ничего. Но сегодня, чтобы применить грузинский и турецкий опыт на полуострове, мы должны в первую очередь на законодательном уровне убедить Киев в том, что нам это необходимо. Поскольку без принятия современных прогрессивных законов внедрять такие модели сложно. То, что впервые за всю историю независимости Украины в Крыму пройдёт выездное заседание профильного парламентского комитета Верховного Совета Украины, - для нас уже победа. Считаю, что Крыму необходим и специальный закон об инвестиционной привлекательности и деятельности в курортно-туристической отрасли. В законе необходимо прописать форму простого и понятного для инвестора договора с крымской властью, в котором будут оговорены, что и на каких условиях ему будет предоставлено, обязательства самого инвестора и гарантии неприкосновенности бизнеса с точки зрения политических рисков.

Справка

По оперативным данным профильной постоянной комиссии Верховного Совета Крыма, на 19 мая в Крыму отдохнуло 408 тысяч гостей, на 1,5% больше, чем на эту же дату в прошлом году (403 тысячи).

Алексей ЕРМОЛИН.