Россия и Украина - у каждого свои надежды

26 Май 2012 746

«Крымская правда» вместе с авторитетными политологами попыталась определить дальнейшую судьбу российско-украинских отношений и «европерспективы» Украины в контексте возвращения Владимира Путина на пост президента России.

Жёсткая дружба

- Какие перемены в политических и экономических взаимоотношениях с Россией ждут Украину после переизбрания Путина?

Российский политолог и философ Борис Межуев:

- Думаю, будет продолжен курс на интеграцию Украины в Таможенный союз, причём Россия будет использовать проблемы Евросоюза, связанные с экономическим кризисом. Путин не станет ссориться с Януковичем, ведь он для него наиболее предпочтительный партнёр. Возможно, он пойдёт даже на дипломатические уступки для обеспечения дальнейшего интеграционного процесса.

Политолог, директор Украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов:

- Как вы понимаете, Путин и раньше играл не последнюю роль в определении внешнеполитического курса России, в том числе в отношении Украины. Поэтому кардинального слома ждать не приходится. Я не сомневаюсь, что после возвращения Путина на пост президента развитие интеграционных проектов получит новый импульс. И Украина в этих проектах будет рассматриваться как возможный ключевой партнёр.

Крымский политолог Александр Форманчук:

- Для России это принципиальный вопрос исторического выживания в стремительно меняющемся мире. Политика принуждения Украины к внешнеполитической стратегии России будет жёсткой и последовательной. Углубление системного кризиса еврозоны будет подхлёстывать Путина к этому. Впрочем, как и перманентный системный кризис на Украине. Мы сегодня не имеем резервов для преодоления системного политического кризиса в стране и всё больше будем попадать под внешнее управление, где у России есть значительные преимущества перед Западом. А Запад будет вынужден соглашаться на такое преимущество России в отношении Украины.

«Москалям» назло

- А как же Европейский выбор? Есть ли у Украины реальный шанс стать по-настоящему европейским государством, членом ЕС, о чём мечтают вслух представители украинских элит?

Борис Межуев:

- В ближайшее время Украина по понятным причинам не сможет стать частью Европы. Процесс расширения ЕС застопорился на долгие годы... Интеграционный процесс - всегда инструмент повышения влияния тех элит, которые участвуют в этом процессе. И это - гарантия от давления со стороны восточного соседа, с которым есть ряд неулаженных вопросов. Отчасти это влечёт её в ЕС, тем более что вопрос о НАТО отпал в период Обамы. Европе же нужны от Украины только гарантии безопасного транзита газа.

Владимир Корнилов:

- Украина никогда не станет членом ЕС. Заметьте, об этом напрямую говорят и в самом ЕС. И тем поразительнее то мазохистское упорство, с которым украинские политические «элиты» повторяют мантру о призрачной «евроинтеграции». Почему сию «элиту» так тянет в Евросоюз? Да потому, что именно там она видит альтернативу России. Как сказал в своё время один из ярких представителей этой «элиты» Владимир Яворивский, «Украина была подстилкой России 350 лет, а подстилкой Америки не была ни одного дня. А стоило бы попробовать». То есть украинских националистов всю жизнь волнует лишь одно: «Геть вид Москвы!». Каким образом достичь этого - путём предательства, сдачи своей «незалежности», сдачи национальных интересов, обмана своего народа, их меньше всего волнует. Если завтра альтернативой российскому вектору станет интеграция не в Европу, а в Африку, смею вас заверить, у нас тут же появится термин «афроинтеграция», и нам с пеной у рта начнут доказывать, что Украина всегда была составной частью Африки - лишь бы не с Россией.

Крымский политолог Денис Батурин:

- Украинские элиты мечтают не об Украине как европейском государстве, а о европейском образе жизни, но при наших условиях ведения бизнеса. Однако украинскую элиту, если она намерена сделать европейский выбор, ждёт тяжелейший период борьбы и потерь. Вариант «евроинтеграции», как и вариант вхождения в организации и союзы, патронируемые Россией, будет вызывать противодействие и внутри, и вне государства. Я не думаю, что Европу заботят украинская оппозиция и её лидеры. Это всё шумовая завеса вокруг европейских проблем в экономике, одним из важнейших факторов которой является вопрос энергетических взаимоотношений с Россией.

«Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь...»

- Можем ли мы сказать, что «многовекторная» политика Виктора Януковича подошла к концу? Что дальше?

Борис Межуев:

- Арест Тимошенко, конечно, неприятный эпизод в политической жизни Украины, и он, безусловно, омрачит дальнейшее президентство Януковича. Если бы Виктор Фёдорович был мудр, он сделал бы всё для её освобождения, но боюсь, он продолжит создавать себе проблемы. Тактически линия на «многовекторность» правильная, но не видно какой-то ясной перспективы. По-хорошему, Украине следовало бы бороться за лидерство с Россией на постсоветском пространстве, выступая в качестве инициатора прогрессивных перемен в этой области, лидера вестернизационного процесса в Евразии, одновременно сплачивая эту Евразию. Но для этого нужен разворот общественного мнения на 180 градусов.

Владимир Корнилов:

- Я надеюсь, до нынешней украинской власти постепенно уже доходит, что «многовекторность» в том виде, в котором её реализовывал Леонид Кучма, возродить не получится. Поскольку с 2004 года изменился мир, изменилась Европа и изменилась Россия. Мне странно, что на осознание этой очевидной истины Януковичу и его команде потребовалось так много времени. Прошлый год, к примеру, я считаю годом упущенных возможностей для внешней политики Украины и развития российско-украинских отношений. Очень надеюсь, что последние события в области отношений Украины и ЕС окончательно лишат каких-то иллюзий насчёт европейского вектора Украины. Очень надеюсь, что уже в этом году мы станем свидетелями качественно нового этапа в развитии российско-украинских отношений, закрепления восточного вектора внешней политики Украины. Однако честно признаюсь: я это говорил и в прошлом году.

Беседовал Александр ДРЕМЛЮГИН.