Памятник в заповеднике

26 Май 2012 767

«Это грустное место. Здесь погибли наши люди. Это место и этих людей должны знать. Должны знать все, кто здесь окажется, неважно, по каким делам. Человеческие кости, валяющиеся по лесу, патроны вокруг землянок, остатки гранат, утвари, упряжи - всё это переносит нас на 70 лет назад. Их современников почти не осталось. Зелёной молодёжи - это, похоже, не надо. Поэтому нужно торопиться». Именно таков лейтмотив множества сообщений на одном из форумов в Интернете, посвящённых истории партизанского движения в Крыму. Этот форум ещё в прошлом году объединил людей неравнодушных. В результате их совместной поисковой работы в архивах и на местности был установлен памятный знак на хребте Абдуга, о чём писала наша газета, как и о том, что теперь вот - новый памятник в Крымском заповеднике, почти на месте лагеря №5, под названием «Молочная ферма», или «Лагерь 17 апреля».

По словам ребят-исследователей, лагерь получил наименование «Молочная ферма» потому, что там у партизан первоначально находились коровы, а наименование «Лагерь 17 апреля» дали после боя с противником, когда немцы сожгли лагерь. О событиях того апрельского дня рассказал известный крымский исследователь партизанского движения Евгений Мельничук: «17 апреля 1942 года на рассвете противник сосредоточил крупные силы немцев, румын и отряды добровольцев из местного населения. Сплошными цепями охватил все окрестности этой части заповедника с целью полной ликвидации 3-го Симферопольского партизанского отряда. На рассвете немцы, используя предателя-перебежчика, бесшумно подошли к лагерю и открыли сильный пулемётный и автоматный огонь. Партизаны, ввиду истощения сил, не могли вести бой с такими крупными силами, были вынуждены оставить лагерь и перейти в скрытое место другой части заповедника. Немцы ворвались в лагерь, захватили беспомощных больных и раненых партизан и живыми сожгли их на месте, связав им руки телефонным проводом. Три дня немцы во всех направлениях делали прочёсы, стараясь обнаружить партизанский отряд. Не один раз партизаны слышали, как около них проходили цепи противника. Три дня партизаны ничего не ели, скрытно, бесшумно ожидая, когда уйдут войска. После этого партизаны обнаружили в лагере жуткую картину. Все палатки и шалаши сожжены, в них лежали обгоревшие трупы - 8 человек». А ещё восемнадцать партизан погибли от голода и нападения противника вблизи лагеря.

А вот строки из рапорта начальству 3-го партизанского района командира отряда, прославленного партизана гражданской войны Павла Макарова: «Мы помним декабрьский отход на Абдугу. Он напоминает вчерашний отход, но с гораздо большим окружением, и тогда нас было в три раза больше, чем сейчас. Кроме того, бойцы не были так истрёпаны, больны и не ощущали голода, а теперь Вам хорошо известно состояние бойцов. У них сохранилась лишь твёрдая уверенность в скорейшую победу над фашистами и возросла ещё больше ненависть к гадам-фашистам, которые расстреляли тяжело больных... В настоящее время наш отряд нуждается продовольствием, и мы просим: если у Вас есть немного хотя бы консервантов, пришлите нам. Мы послали за продовольствием, но результатов пока нет. 17 апреля 1942 года в 20 часов на лагерь посланы 2 группы в составе 19 чел. Они похоронят убитых бойцов, произведут разведку во всех направлениях и будут находиться на лагере 2-3 дня, пока не прибудут туда продовольственные группы, разведчики из населённых пунктов и охотники. Сегодня Д. Кособродов отправился на подыскание места для лагеря».

Вот какие события развернулись в заповеднике ровно семьдесят лет назад. Но постепенно многое стало забываться. За прошлые годы в Крымских горах поставили не так уж много памятников, посвящённых истории партизанского движения. В основном в 70-80-х. Ставили сами партизаны и их сыновья. За последние же годы - единицы. Давайте признаемся, мы, наверное, последнее поколение - поколение внуков и правнуков, которое ещё помнит и ставит эти памятники. Уже следующим поколениям вряд ли это будет интересно. Для них эта война будет литературной и исторической категорией, столь далёкой, как для нас первая мировая.

Игорь Луговой, организатор установки памятника, рассказывает: «Вспоминаю нашу наивность полтора года назад, когда собирались фасовать цемент в полиэтиленовые мешки по 5-6 килограммов и рюкзаками таскать его на Абдугу. Наверное, до сих пор бы таскали...... И тем не менее люди, не имеющие практически никакого опыта, сделали это. Поставили в горах на партизанском кладбище более чем достойный памятник. Не по разнарядке райкома партии или комсомола, не по чьей-то команде, а сами, объединившись на форуме Интернета».

Благодарность за инициативу и создание нового памятника переполняла ещё в прошлом году Анатолия Крипака: «Я - правнук партизана 3-го Симферопольского отряда Самсонова Тихона Михайловича, погибшего 17 апреля 1942 года в лагере «Молочная ферма», и от чистого сердца благодарен неравнодушным людям, так или иначе участвующим в создании памятного знака партизанам, погибшим зимой - весной 1942 года в урочище Алма-Алан в лагере и его окрестностях».

Как отметили все участники этого благородного дела, всё, что связано с установкой памятника в долине речки Косы, можно умножить на два: в два раза больше усилий пришлось затратить на работу в архиве, оформление разрешительной документации, в два раза больше времени ушло на поездки, согласования и прочие организационные мероприятия. «Плит вот в два раза больше у нас получилось. И отправить в Симферополь из Киева мы смогли их только со второй попытки. Как следствие памятник на Алма-Алане будет в два раза больше, чем планировалось вначале», - рассказал Игорь Луговой и отметил, что на его создание не потрачено ни одной государственной копейки. Ни одна государственная структура, не считая Крымского природного заповедника, не принимала какого-либо участия в его создании.

«И это говорит о том, что жива историческая память в нашем народе. Жива память о той Великой войне, героям которой ставят памятники уже их правнуки. Именно правнуки бойцов 3-го Симферопольского отряда, оставшихся навечно в этих горах, объединили всех нас. В первую очередь это - Анатолий Крипак и Виталий Муссури. Огромное спасибо им и их семьям за эту память. Спасибо всем за то чувство локтя, за тот энтузиазм, с которым все принимали участие. За ощущение принадлежности к одной команде единомышленников, способных решить любую проблему. Поверьте, эти чувства дорогого стоят», - отметил Луговой. Виталий Муссури, один из инициаторов установки памятника на Абдуге в прошлом году, поблагодарил: «Спасибо всем, кто поддержал нас, кто не остался равнодушен! Всё у нас с вами получилось. Память жива в наших сердцах и в граните обелисков!».

Поэтому любой, кто каким-либо образом окажется в заповеднике и пройдёт по дороге вдоль речки Коса, обязательно увидит этот памятник, прочитает фамилии на нём и обстоятельства гибели партизан. Надеюсь, что в его душе что-то всколыхнётся, как и в судьбах и помыслах этих ребят из разных городов и весей Крыма, Украины, России, Белоруссии. Ведь история у наших стран одна.

На фото: момент открытия памятника «Лагерь 17 апреля».