Сильная Россия - угроза для Запада

24 Май 2012 633
Ну что, перезагрузимся?
Ну что, перезагрузимся?

Тому, что на Западе не рады возвращению Владимира Путина в президентское кресло, удивляться не приходится. На фоне системного кризиса американской экономической модели, в которую включена и Европа, происходит постепенное усиление России - и это воспринимается как угроза. С другой стороны, средств для нового витка холодной войны у США и ЕС в настоящее время маловато. А потому взаимоотношения России и Запада находятся в состоянии перманентной «перезагрузки». То загружают, то выгружают. До тех пор, пока не будет найдено слабое место, по которому можно ударить, не опасаясь получить сдачи.

Пинг-понг

Менее, чем за неделю до саммита G8, прошедшего 18-19 мая в американском Кэмп-Дэвиде, стало известно, что президент США Барак Обама не примет участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Владивостоке. По официальной версии Белого дома, это обусловлено тем, что в сентябре в США состоится общенациональный съезд Демократической партии. По неофициальной, Обама ответил таким образом на отказ президента России Владимира Путина от участия в саммите «большой восьмёрки».

О том, что Путин не сможет приехать в Кэмп-Дэвид, президент России сообщил американскому коллеге 9 мая. По официальной версии Кремля, отказ от поездки в США был обусловлен необходимостью формировать правительство, а по версии либеральных СМИ, стал ответом на неготовность прислушаться к России в вопросе размещения ПРО и постоянную критику правящего режима.

Отмена визита Владимира Путина в США вызвала предсказуемое «брожение умов», некоторые из них (как, например, небезызвестный специалист по Восточной Европе института Петерсона Андерс Аслунд) требовали даже исключить Россию из «большой восьмёрки» и упразднить совет Россия - НАТО. Впрочем, к рекомендациям таких экспертов мало кто прислушивается, кроме журналистов и политтехнологов: в Америке на носу президентские выборы. И это - главный фактор, определяющий поведение американской администрации.

- Начало отношений Обамы и Путина не выглядит оптимистичным, - отмечает директор Института США и Канады в Москве Сергей Рогов. - Республиканцы начали крестовый поход против «перезагрузки».

С ним согласен глава московского Карнеги-центра Дмитрий Тренин.

- Я не настроен пессимистично, думаю, Путин всё ещё может изменить расклад, но начало не очень благоприятное, - сказал он.

Напомним, что сам Обама не так давно просил Путина воздерживаться от резких заявлений до конца президентских выборов в США.

- Подозреваю, что некоторые члены команды президента Обамы вздохнули с облегчением, когда узнали, что им сейчас не придётся принимать Путина в Белом доме, - считает эксперт из Центра России и Евразии исследовательской корпорации RAND Эндрю Вайс. - Конечно, Обама должен инициировать серьёзные отношения с Путиным, но тенденция рассматривать российско-американские отношения под микроскопом сильно усложнит дело. Белый дом всё ещё расплачивается за инцидент с невыключенным микрофоном на саммите в Сеуле в марте, когда Обама и Медведев тайно договаривались о «передышке» в вопросе противоракетной обороны в предвыборный год. Может быть, Обама лишь рад, что ему не придётся жать руку Путину под пристальным вниманием его республиканских противников и телеканала Fox News. Было бы слишком много моментов в стиле «Попался!» для обеих сторон, - отмечает Вайс.

Напомним, что во время упомянутого Вайсом «мартовского инцидента» журналистам удалось услышать, как Обама говорил своему российскому коллеге:

- По всем этим вопросам, особенно противоракетной защиты, это может быть решено. Но важно, чтобы он дал мне пространство... ...Это мои последние выборы. После выборов я смогу быть более гибким.

- Я понимаю. Я передам эту информацию Владимиру (Путину. - Ред.), - ответил Дмитрий Медведев.

Каким подарком соперникам Обамы стал этот инцидент, объяснять излишне.

- Двадцать лет прошло после окончания холодной войны, а российско-американские отношения остаются сконцентрированными на теме безопасности, и стабилизирующим фактором продолжает быть взаимное гарантированное уничтожение, - отмечает директор Института США и Канады в Москве Сергей Рогов.

Так было, так есть, так, по-видимому, и будет.

Прозаседавшиеся

Сам по себе саммит в Кэмп-Дэвиде не стал площадкой революционных преобразований. Оценивая его содержание, европейские СМИ соревнуются в остроумии.

«В ходе почти трёхчасовой дискуссии за круглым столом стало ясно: у всех участников «большой восьмёрки», за исключением России, одна и та же проблема - их экономики гораздо медленнее и не столь гладко, как они рассчитывали, выходят из финансового кризиса. А на фоне огромных государственных задолженностей средства для быстрого обеспечения нового экономического роста довольно ограничены», - отмечает Financial Times Deutschland.

- Европейские страны могли бы вести себя более ответственно, более целенаправленно искать решение проблемы, - заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.

Сама же Россия готова встретить новую волну кризиса во всеоружии.

- У нас в прошлом году был профицит бюджета. Этот год будет сложнее, но мы справимся, - пообещал глава правительства РФ.

В трудном положении на саммите оказалась канцлер Германии Ангела Меркель.

- Меркель открыто и честно отказалась платить за весь Евросоюз, к чему её призывали остальные участники. Ну их интересы понятны, главное, чтобы платили не они, но и Германию тут, скорее всего, уломать не получится. Впрочем, может и получится, но один вариант от другого отличается только одним: в случае, если Германия откажется, у неё будет шанс упасть по итогам кризиса не слишком сильно и потом начать новую консолидацию Европы. Если её заставят платить, по итогам кризиса вся Западная Европа превратится в экономические руины, - считает известный российский экономист Михаил Хазин.

В результате решили ничего существенно не менять, а проблемную Грецию во что бы то ни стало оставить в еврозоне, поставив перед ней заведомо невыполнимые условия. Проблема не решена и только усугубляется.

«Мы согласились, что в деле восстановления международной экономики и обеспечения глобальной стабильности, сохранение целостности еврозоны является крайне важным фактором. Мы подтверждаем нашу общую заинтересованность в участии Греции в еврозоне на условиях соблюдения своих обязательств», - говорится в декларации, принятой участниками саммита.

«Таким образом «большая восьмёрка» поставила общую цель с крайне расплывчатыми очертаниями», - констатирует французская Le Figaro.

«В целом на саммите G8 было больше разговоров, чем прогресса, - ехидно резюмирует немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung.
- В конце встречи, которая не продлилась и суток, сложилось впечатление, что этот форум изжил себя, но умереть ему пока ещё не позволяют. А почему собственно?».

Николай ФИЛИППОВ.