Художник моря и солнца

23 Май 2012 634
Александр Шадрин.
Александр Шадрин.

Так называют заслуженного художника Крыма Александра Шадрина, работы которого экспонируются на персональной выставке. «Его имя прочно вошло в плеяду севастопольских художников, определяющих художественную жизнь нашего города», - считает старший научный сотрудник музея Елена Титова.

Творческий путь художника начался с участия в реставрации предметного плана панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855» в Музее героической обороны и освобождения Севастополя.

- Большое влияние на моё творческое развитие оказали народный художник Украины Пётр Столяренко и заслуженный художник Украины Пётр Мирошниченко, с которыми мы вместе ездили по Крыму, - говорит Александр Петрович. - Участие в пленэрах раскрепостили манеру письма, расширили выбор тематики, обогатили цветовую палитру, придали выразительность моим картинам.

Любитель пленэрной живописи на одном дыхании создаёт пейзажи, которыми потом любуются зрители. Главной темой творчества живописец считает морские пейзажи. Типичные для него - «На пленэре», «Кайра-99», «Прибой у крымских берегов», «Яхт-клуб», «Городок у моря». На одних море - умиротворённое голубое, ультрамариновое, зеленовато-синее, фиолетовое, серое, на других - бурлящее, пенистое, мятежное. В особый цикл выделены полотна, на которых главный герой - парадный Севастополь, с Графской пристанью и площадью Нахимова, трудовой - с рыбацкими лодками у причала.

В автобиографии художник написал: «...Природа и древняя культура Крыма создают особый колорит станковой живописи лучших художников Крыма: И. К. Айвазовский, К. Ф. Богаевский... и, конечно, К. А. Коровин показали красоту крымской природы. Но не всю. Многое осталось за нами: показать, рассказать, написать...».

И он продолжает дело своих предшественников по-своему, неравнодушно, талантливо. Любовь к ставшему родным Крыму пронизывает каждую картину: Южный берег, окрестности Фороса и Гурзуфа, Балаклавы и Батилимана, узкие улочки Бахчисарая, торжественность Ханского дворца, феодосийские крыши, величественность Владимирского собора в древнем Херсонесе переданы им на первый взгляд просто, но превратились в философский рассказ об уникальности и многообразии нашего полуострова.

- Часто художник работает на стыке жанров, - анализирует Елена Титова. - Соединение пейзажа и натюрморта, пейзажа и жанровых композиций расширяют наше представление о мире. Природа, мир вещей подчиняются художнику, возникает единство человека и природы, человека и окружающего его пространства. Натюрморты эмоциональны и экспрессивны, нежны и трепетны. Палитра художника наполнена множеством красочных и музыкальных обертонов. Сочный цвет соединяется с тональными переходами, тени рефлексами, живыми пятнами играют на предметах. Всё дышит, живёт, движется благодаря характерному для живописца пастозному письму.

Персональная выставка приурочена к 70-летию художника.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.