Увидевшая «жемчужину»

225 лет назад в Крым приехала Екатерина Великая

18 Май 2012 1402
Екатерина II и Григорий Потёмкин.
Екатерина II и Григорий Потёмкин.

Она первой сравнила Крым с жемчужиной - лучшей в её короне. И первым туристом на полуострове тоже стала она. Да и развитием населённых пунктов, культуры, торговли наша земля во многом обязана ей - императрице Екатерине II, в 1783 году издавшей манифест о принятии под державу Российскую «полуострова Крымский», а спустя четыре года возжелавшей увидеть «полуденный край».

Екатерининский путь

Так назвал дорогу в Крым по своей губернии Екатеринославский и Таврический генерал-губернатор Григорий Потёмкин. При этом сделана она «богатой рукой, чтобы не уступала римским». Так что полуостров обязан императрице ещё и первыми нормальными дорогами. В путешествие Екатерина пригласила иностранных послов, австрийского императора Иосифа II, дабы доказать, что Россия способна за несколько лет обустроить новые земли. Выехав из Петербурга в начале января 1787 года, путешественники почти месяц добирались до Киева, потом до апреля ждали, пока вскроется Днепр, чтобы, отправившись вниз по реке, посетить новые города - Екатеринославль (Днепропетровск), Херсон.

Сегодня, 18 мая (по новому стилю), ровно 225 лет, как императорский поезд пересёк границу Таврической области. Торжественный въёзд в Перекоп, где на воротах по распоряжению Потёмкина появилось приветствие «Предпослала страх и принесла мир».
У местечка Пять Колодезей Екатерине показали соляные промыслы, а казаки продемонстрировали мастерство джигитовки. Но главными сопровождающими императрицы по Крыму стали не казаки, а татарские воины. Французский посол Луи Филипп Сегюр вспоминал: «Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время её пребывания в Крыму её охраняли татары. Этот неожиданный опыт доверчивости удался».

Как татары императрицу спасли

С ликвидацией Крымского ханства Екатерина Вторая сохранила «лица, имущество, храмы и природную веру» проживающих на полуострове татар. Кроме того, они освобождались от податей, крепостного права и воинской повинности. Могли свободно совершать религиозные обряды и разбирать дела по шариату. В июне 1783 года в Карасубазаре на вершине горы Ак-Кая светлейший князь Потёмкин принял присягу татарской знати на верность России, а многие татары добровольно поступили на службу в армию и доказали свою верность империи. Татары вместе с другими жителями Крыма жертвовали деньги и на сооружение в Симферополе памятника Екатерине - в честь 100-летия присоединения полуострова к России. В материале, посвящённом его открытию в 1890 году, газета, издаваемая крымскотатарским просветителем Исмаил-бей Гаспринским, писала: «Мусульмане бывших Казанского и Крымского ханства с благоговением поминают память Высокой царицы Екатерины Второй, той, Катарина Падаша, имя которой священно для мусульман и известно в богатом серале мурзы и в бедной лачуге селянина. Её царствование - одно из замечательнейших в русской истории, и тёмные, и светлые стороны его имели громадное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны».

А сама императрица обязана крымским татарам жизнью. Они, сопровождая Екатерину в Бахчисарай, бросились 20 мая под колёса кареты и копыта коней, чтобы остановить их, когда на крутом спуске императорскую карету занесло. В Бахчисарае Екатерина остановилась во дворце, когда-то занимаемом крымскими ханами. За двое суток, проведённых в бывшей столице Крымского ханства, императрица полюбовалась городом, поднялась на Чуфут-Кале, пообщалась с новыми подданными. Но её уже ждал будущий город русской славы - Севастополь.

Князь удивлять умел

«Казалось непостижимым, каким образом в 2000 вёрстах от столицы, в недавно приобретённом крае, Потёмкин нашёл возможным соорудить город, создать флот и поселить столько жителей», - писал Сегюр о Севастополе. А Потёмкин продолжал удивлять: во время обеда в павильоне, построенном на территории бывшей крепости Каламита (Инкерман), подняли занавес, скрывавший балкон с видом на Ахтиарскую бухту. Сорок кораблей нового Черноморского флота, главный из которых - «Слава Екатерины», выстрелами из пушек приветствовали императрицу и её гостей. Развеивая сомнения тех, кто не верил в возможности России.

Прогулка на шлюпках по бухтам, осмотр города и кораблей, первая в истории России «реконструкция»: корабль «Страшный» обстрелял «фальшивый городок», обустроенный на Северной стороне бухты. Прогулки по Байдарской долине и новые удивления. Недалеко от Балаклавы путешественников встречала сотня конных «амазонок»: рота во главе с Еленой Сарандовой создана из жён и дочерей офицеров местного греческого батальона для встречи Екатерины II. В Балаклаву въезжали по аллее из апельсиновых, лимонных и лавровых деревьев. В селе Скели (ныне Родниковое) поражались «стоячим камням»-менгирам. Двое суток в Севастополе, возвращение в Бахчисарай через Дуванкой (Верхнесадовое), отдых и новые поездки.

Церковь, фонтан и медали

В Симферополе Екатерина Великая посетила первый православный храм - церковь Константина и Елены. На нём, сохранившемся до наших дней на улице Петропавловской (Октябрьской), 8, теперь мемориальная доска. Есть она и на бывшем путевом дворце императрицы (они были созданы в населённых пунктах для отдыха и ночлега Екатерины II). Само здание дворца (улица Александра Невского - Розы Люксембург, 15) неоднократно перестраивалось: тогда оно было одноэтажное, сейчас - трёхэтажное, занимаемое железнодорожным техникумом. Увы, не сохранился сад при дворце, в котором Екатерина Великая посадила три шелковицы.

Не сохранились сад и дворец (у слияния рек Биюк Карасу и Танас) в Карасубазаре (Белогорск), куда путешественники приехали под вечер 26 мая. Но неподалёку от автостанции в Старом Крыму есть остатки Екатерининского фонтана. Прибывшую вечером
27 мая императрицу в городе встречал Таврический полк с преклонением штандартов и игрой на трубах. Когда Екатерина со спутниками въезжала в Феодосию, здесь приветственно палили из пушек. А на местном монетном дворе изготовили две золотые медали «Путь на пользу». Григорий Потёмкин подарил их Екатерине и австрийскому императору Иосифу.

Императрица, довольная увиденным, тоже была щедра на награды: ордена получили все сановники области. Деньги были пожалованы «духовенству, находящемуся при флоте в Севастополе, греческому духовенству в Феодосии и в Бахчисарае; на мечети в Карасубазаре, в Бахчисарае; на училища в области; нижним чинам всех войск, на бедных и увечных». Князю Григорию Потёмкину присвоен почётный титул «Таврический».

Екатерина II провела на полуострове 12 дней, уехав 31 мая, но память о путешествии осталась надолго. А Европе Россия доказала, что смогла поднять Тавриду, навсегда выйти в Чёрное море и быть великой, богатой и могущественной державой.

Вёрсты и мили

Установить «каменные столбы по дороге, где шествие» предложил правитель Таврической области Василий Каховский. Григорий Потёмкин повелел: «Расстояние пути означить милями и вёрстами, ставя первые по десятки, другие же на каждой версте». До наших дней вёрсты не достояли, а миль сохранилось несколько. Лучше всего - на трассе Симферополь - Севастополь (недалеко от Новопавловки), на улице Челюскинцев в Севастополе и возле Ханского дворца в Бахчисарае.

Раритет

Специально для путешественников в 1786 году издали путеводитель «Путешествие Её Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году». Экземпляр хранится в библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды. Автор - предположительно Карл Габлиц, что годом ранее составил «Физическое описание Таврической области по её местоположению и по всем трём царствам природы».

Наталья ПУПКОВА.

Фото с сайтов www. gallery.crimea.ua, www.people.su