Особенности учительской весны

18 Май 2012 656

В нашей стране нет более противоречивой профессии, чем учитель: её называют самой почётной и важной, но при этом рассуждают о потере престижа и низком статусе. Однако желающих её освоить меньше не становится. В Симферополе прошёл II республиканский форум молодых педагогов «Учительская весна», в котором приняли участие более 350 человек.

Все они - действительно удивительные, талантливые, самоотверженные люди. Им безумно интересно работать с детьми. Их интерес искренний, и дети это чувствуют - именно поэтому молодые педагоги достигают успехов в своей работе. Их, безусловно, нужно поощрять, но моральную поддержку лучшим из лучших власти зачастую оказывают гораздо более охотно, чем финансовую. И не особенно это скрывают: на пленарном заседании форума министр образования и науки, молодёжи и спорта АРК Виталина Дзоз сообщила с трибуны педагогам, что республиканская программа повышения престижа учителя была нацелена не на повышение их материального благосостояния, а на совершенствование профессионального мастерства. В том числе, разумеется, и с помощью денежных премий за особые заслуги. А ещё - тематических телепрограмм, тщательно разработанного кодекса учителя и настенных календарей с педагогами в качестве фотомоделей. По залу пронёсся сдержанный смешок.

Впрочем, на мастер-классах и открытых уроках, которые проходили в рамках форума, педагоги не смеялись, а внимательно слушали и кое-что записывали в блокноты. Елена Иваненко, учитель математики и информатики Заречненской общеобразовательной школы Джанкойского района, несколько месяцев назад заняла первое место в номинации «Профи» на республиканском конкурсе молодых учителей «Шагни за горизонт». А теперь с удовольствием передаёт опыт и знания таким же молодым коллегам. В школе она работает с 2009 года, рассказывает, что вначале было очень тяжело с жильём, но потом родные помогли, что в первое время работала на полставки и получала от 700 до 1000 гривен. Но, оказывается, искренняя любовь к профессии может сгладить даже очень острые углы.

- Моя работа мне очень нравится, я люблю детей, - улыбается Елена. - К ним на урок надо всегда приходить с улыбкой, тогда они будут отвечать тем же.

На вопрос, соответствует ли нынешняя зарплата её нагрузке, Елена, смеясь, отвечает «Всегда хочется большего». И этого «большего» она достойна, как и большинство её коллег. Только вот уровень зарплаты, как и размер пенсий, устанавливают не республиканские власти, а украинские.
И, к сожалению, зарплата большинства крымских учителей меньше, чем средняя заработная плата в автономии (которая, по данным Министерства социальной политики АРК, сегодня составляет 2400 гривен).

- Если молодой педагог приходит преподавать в первый класс, то максимум, на что он может рассчитывать, - это 20 учебных часов, - рассказал на условиях анонимности директор одной из крымских школ. - Но три из этих часов занимает физкультура, час - музыка, час - рисование, два часа - иностранные языки, остаётся тринадцать часов. Тогда педагог пишет заявление о том, что согласен на неполную ставку. И это при том, что полная ставка составляет 1374 гривны! Но даже если молодой учитель устроился на полную ставку и получает кое-какие надбавки, то в первые три года работы его зарплата вряд ли будет составлять более 1500-1600 гривен. А учитывая, что приблизительно во столько обходится месячная аренда съёмной квартиры, то это совсем никуда не годится!

Интересно, что в Европе зарплата учителя чаще всего выше средней зарплаты по стране, а пенсия составляет не тридцать-сорок, а восемьдесят-девяносто процентов от зарплаты. Поэтому учителя, возраст которых подошёл к пенсионному, спокойно уходят на заслуженный отдых, а молодые специалисты охотно идут работать в школы, зная, что работать будут не на голом энтузиазме, а за достойную зарплату.
И происходит так не тогда, когда престиж учителя изо всех сил стараются повысить в одном отдельно взятом регионе (хотя и за это, конечно, спасибо). А тогда, когда начинает работать государственная программа с серьёзным финансированием, которая в первую очередь обеспечивает учителям достойную оплату их труда и полный социальный пакет.