Сын и внук российских адмиралов

17 Май 2012 1045

Григорий Александрович Бутаков - представитель известной морской династии российских адмиралов, учёных и путешественников. Шесть поколений Бутаковых служили на флоте. На их счету немало подвигов и открытий. Достаточно назвать Петра Бутакова, который строил галерный флот при Петре I, участвовал в битве при Гангуте. Дед Григория Александровича Бутакова командовал в своё время Балтфлотом. Из этой же плеяды - Александр Иванович Бутаков, контр-адмирал, известный гидрограф.

Отец героя нашего очерка адмирал флота Александр Григорьевич Бутаков первым на себе испытал удар новой власти. В марте 1921 года, протестуя против политики «военного коммунизма», голода и разрухи, непродуманных приказов Центробалта, в Кронштадте под лозунгом «Советы без коммунистов» восстали экипажи кораблей, одним из которых командовал А. Бутаков. Мятеж был жестоко подавлен, активные участники восстания были расстреляны, в их числе - Бутаков.

К этому времени его сын, Григорий Бутаков, полностью приняв новую власть, отважно сражался в составе Азовской флотилии. Такие разные политические ориентиры в одной семье не были редкими в годы гражданской войны....

Молодой, успешный, амбициозный капитан I ранга. Женат, имеет сына Александра двух лет от роду. Бутаков и не предполагал, что над ним сгущаются тучи. Частыми стали стычки с новыми военными специалистами из народа, так называемыми «выдвиженцами», «назначенцами». Назревали конфликты с комиссарами и политработниками. Сам он был беспартийным. Со временем укрепились его связи с командирами других кораблей, также выходцами из дворянства.

С 1925 года усилилось наблюдение ГПУ за группой этих офицеров. Именно в этот период на корабле командира Бутакова случился ряд мелких аварий. А это уже не что иное, как «вредительство». Бутакова снимают с командования кораблём «Шаумян» и назначают начальником дивизии сторожевых торпедных катеров (что явилось понижением в должности).

Из показаний Бутакова на допросе 31 мая 1926 года: «В последнее время в моих политических настроениях произошёл некоторый перелом. Я увидел среди окружающих ничем не прикрытый карьеризм, склочничество, которое производит на меня самое гнетущее впечатление. Одновременно чувствую по отношению к себе меньше доверия, чем в годы гражданской войны. Сын расстрелянного адмирала, видимо, всегда будет чужим, отсюда моё нервное состояние, конфликты с комиссарским составом, боль за разрушение прошлых традиций российского флота».

Бутакова и четверых его друзей в доносах стали именовать монархической группой под названием «Боевое ядро», цель которой «монополизировать руководящие посты в Черноморском флоте».

23 мая 1926 года был арестован Григорий Бутаков. В ходе обыска были обнаружены несколько десятков фотографий и негативов боевых кораблей. Улика, шпионаж! Выясняется, что разрешение на фотографирование кораблей было дано Особым отделом ЧФ.

24 мая Бутакова сопровождают в следственную тюрьму Севастопольского ГПУ, где пять месяцев он находится в одиночной камере. Все обвинения категорически отвергал.

Вот любопытный документ - ходатайство Особого отдела ЧФ в Президиум ЦИК СССР 18.09.1926 года «О предоставлении права вынесения внесудебного приговора по делу Бутакова Григория Александровича, так как рассмотрение дела в гласном суде может расшифровать секретные военные разработки». Положительный ответ был получен в срочном порядке 24.09.1926 года.

21 января 1927 года после восьми месяцев предварительного заключения постановлением коллегии ОГПУ Бутаков Г. А. был приговорён к пяти годам заключения в ИТЛ, но, учитывая боевые заслуги, дали три года административной высылки на Урал. Вслед за этим принимается решение об отказе ему в предстоящей амнистии в связи с десятилетием Октября.

К месту высылки он прибыл в марте 1927 года. Под конвоем доставлен в посёлок Шадринск под надзор уральского ГПУ.

О том, как жил Григорий Александрович Бутаков в Шадринске, свидетельствуют строки официальной докладной записки уполномоченного уральского округа ОГПУ: «За период ссылки ничем компрометирующим себя не проявил, ни в каких антисоветских высказываниях и связях с чуждыми и преступными людьми не замечен. Работал техником в местной хозкоманде. Заработок в данной должности служит единственным средством существования его и его семьи. К работе относится добросовестно, среди рабочих пользуется большим уважением и авторитетом как человек прямой и инициативный. Ко всем мероприятиям правительства относится доброжелательно. Полагал бы ходатайствовать
перед ОГПУ по Уралу по окончанию наказания административно-ссыльного Бутакова
Г. А. снять с него запрет на «-6» (т. е. проживание в крупных городах России. - Авт.)».

21.01.1929 года Бутаков обращается с заявлением в коллегию ОГПУ о пересмотре дела и досрочном освобождении, которое осталось без последствий.

В мае 1932 года Григорий Александрович обращается с письмом к И. Сталину: «Мною исчерпаны все возможности общения с властью, вы - последняя инстанция.... Полагаю, что одна из важных причин моей личной трагедии - моё социальное происхождение. Мне кажется, что в переживаемый сегодня момент перед угрозой надвигающегося нападения империалистов нам нужен каждый квалифицированный боец, и мой профессиональный опыт должен быть использован на все 100%».

В связи с его заявлением был сделан запрос в ОГПУ СССР и получен ответ: «Приём на морскую боевую службу не желателен».

Реабилитирован Г. А. Бутаков 13 июля 1989 года военной прокуратурой ЧФ по запросу его сына, Александра Григорьевича Бутакова.

В ходе реабилитации получено заключение экспертной комиссии, подтвердившее, что материалы обвинений, предъявленные в ходе следствия в адрес Бутакова Г. А., не содержат государственной тайны. Данных о принадлежности его к агентуре иностранных разведок в архиве КГБ нет.

Из биографии

Родился Григорий Александрович в Кронштадте в 1894 году в семье потомственных дворян. Закончив гимназию, пошёл по стопам отца, завершив обучение в престижном Морском корпусе Петрограда. С первых же дней советской власти служил красным командиром на кораблях РККФ (Рабоче-Крестьянский Красный Флот) в составе Балтийской, Азовской, Черноморской флотилий.

К концу 1922 года переведён в состав Черноморской флотилии, где он активно участвует в восстановлении ЧФ. Награждён орденом Красного Знамени. Как и его предки, всегда в творческом поиске: пишет книги, разрабатывает планы учебных военных операций, командует боевым кораблём «Шаумян».

Вместо послесловия

В народном музее Севморзавода им. Орджоникидзе моё внимание привлекла небольшая книжечка директора завода М. Сургучёва «Корабли возвращаются в строй» (Крымиздат, 1968 год). На странице 60 читаю: «На морзаводе 29 июня 1941 года в присутствии командующего Черноморским флотом адмирала Ф. С. Октябрьского производится сдача и приёмка плавучей зенитной артбатареи №3, автором и разработчиком которой является капитан I ранга Бутаков Григорий Александрович. Оригинальная конструкция плавучей базы позволила отражать атаку фашистской авиации в первые дни войны. Рабочие сборочного цеха изготовили эту установку за 18 дней. И Бутаков первым ввёл её в действие».

Очевидно, был найден и востребован в лихую для страны годину человек высоких профессиональных знаний, опыта и душевной стойкости - сын и внук российских адмиралов.

Нинель КОЗЛОВА,
кандидат исторических наук, консультант научно-
редакционной группы
«Реабилитированные историей».