Арт-те что и сбоку ценник

15 Май 2012 713
Экспозиция «Метаморфозы» Олега и Людмилы Давиденко.
Экспозиция «Метаморфозы» Олега и Людмилы Давиденко. Фото автора.

За последние десять лет интерес к современному искусству резко возрос. Арт-центры стали появляться как грибы после дождя. А вместе с ними и арт-менеджеры, арт-группы и даже арт-рынок - эдакая «творческая индустрия». Что вызвало такой художественный бум? Непреодолимая тяга к искусству как со стороны творцов, так и ценителей их произведений или коммерческая заинтересованность владельцев арт-центров? И можно ли вообще считать искусством всё, что выставлено напоказ в арт-центрах?

Плацдарм свободы или дурновкусие?

Главное отличие центров искусств от художественных музеев и галерей - многофункциональность, когда под одной крышей сразу и галерея, и мастерская, и театральные подмостки. Кроме того, здесь предлагают образовательные услуги.

Мода на арт-центры пришла к нам с Запада сравнительно недавно - в начале 2000-х годов.
А прообразом первых арт-центров в Европе были известные ещё со времён средневековья кварталы ремесленников, занимающихся художественными промыслами. Своеобразным арт-центром под открытым небом стал в XIX веке Монмартр - парижский богемный квартал, где жили и работали прославившиеся на весь мир люди искусства. Сегодня европейские и американские арт-центры предоставляют художникам место для работы и выставок. Но они прежде всего являются крупными общественными учреждениями.
В постсоветских странах приоритеты расставлены по-другому. Владельцы арт-центров зачастую продвигают свои частные интересы. И, смело заявляя, что создали «плацдарм свободы, новое пространство для развития современного искусства и культуры», наживаются на богатых идиотах.

Однако для начала нужно всех заставить поверить в доброго дядю-мецената, который открыл бесплатный арт-центр. Помогает талантам раскрыться, просвещает соотечественников. Для убедительности придётся раскошелиться на приезд заморского «гения», чьи работы не сегодня, так завтра перевернут мир.

«Мерзость в рамке»

Яркая вывеска «Арт» привлекает прежде всего молодёжь. Талантливую, неформальную, увлечённую - разную. Конечно, не они основные покупатели современных «шедевров», но именно активные молодые люди до 35 лет - основная бесплатная реклама арт-центров. Иногда после посещения эпатажных выставок им просто стыдно признаться, что ничего не поняли в нелепой мазне. Организаторы убеждают: «Не ясно - читайте комментарии к работам». А вы думали, что искусство не нуждается в пространных пояснениях? Забудьте. Теперь вокруг каждой груды металлолома, бесформенной скульптуры или трёх бездарных мазков арт-менеджеры создадут целый культ. Главный принцип - побольше абстрактных понятий, искусствоведческих терминов, не ясных простому посетителю. Только услышанное о картинах и скульптурах, как правило, не соответствует увиденному. Складывается ощущение, что вначале лепят нечто, а потом под него притягивают за уши теории, смыслы и концепции. Получилось абсурдно и дико - назовём контемпорари-арт, что в буквальном переводе означает «современное искусство». Но пресловутое направление контемпорари новизной не отличается. Ряд искусствоведов считают, что это всего лишь неумелый плагиат идей авангарда и постмодернизма. Но шумихи вокруг выставок, скандалов и надуманной загадочности достаточно, чтобы удачно продать такое «произведение». Увы, многие художники отказываются от творческих поисков. Им проще и выгоднее «найти себя» в коммерчески востребованных работах и создавать «арт-те что и сбоку ценник». Товарный объект крепко наступает на горло современному искусству.

Решающее слово при выборе экспозиций в частных арт-центрах остаётся за владельцем. А значит, жажда наживы и отсутствие вкуса могут быть сильнее искусства. Поэтому неудивительно, что под видом элитарности, желания сломать стереотипы и «создать платформу для диалога между творцом и созерцателем» культивируются дурновкусие и пошлость.

Кто-то решил, что современное искусство должно шокировать. И этой арт-лихорадкой быстро заразились все остальные. Теперь чем больше отвращения, ужаса и негативных эмоций вызывает произведение, тем больше претензий на гениальность у его «творца».

Однако этот пиар-ход, похоже, приелся. Например, в Киеве, где шесть лет назад открылся международный центр современного искусства «Пинчук Арт-центр», «разнузданным бунтом творцов» уже никого не удивишь. Даже завсегдатаи выставок устали от одиозного контемпорари-арт. Были здесь в качестве экспонатов и мёртвые птицы, и расчленённые лошади, и бычьи головы, и прочая «мерзость в рамке». Сейчас центр закрыт до середины мая - меняют экспозицию к «Евро-2012».

Не всё так безнадёжно...

Пока один арт-центр готовит очередную «бомбу» для своих искушённых посетителей, рядом открылся новый. Он вряд ли станет конкурентом первому, потому что и формат другой, скорее, модерн, чем контемпорари, и задумка иная. Арт-центр «Dara» - это попытка объединить два разных направления - антиквариат и современное искусство. Кстати, открыл этот центр наш земляк из Солнечной Долины. По словам Анатолия Доценко, в курортном Судаке арт-центр не станет популярным. Люди приезжают на юг, чтобы отдохнуть возле моря, а не по выставкам ходить. В Киеве - другое дело. А вот работы талантливых крымских художников в своём центре искусств Доценко в перспективе видит. При выборе экспозиций для «Dara» он полагается на художественный вкус арт-директора центра Александра Кухаря, искусствоведа по образованию. Посетителю арт-центра, как витязю на распутье, предлагают два варианта. Налево пойдёшь - увидишь украинскую иконопись
XVI-XVII веков, которая сохранилась до наших дней в частных коллекциях. Кроме икон, здесь и живописные полотна - интересные, живые, небесталанные. Направо пойдёшь - попадёшь в обитель современного искусства. Правда, уходить из зала, где старинные иконы создают атмосферу умиротворённости, немного страшно. Не знаешь, какие ужасы современности тебя ждут. Однако экспозиция во втором зале вполне вменяемая. Это семейное творчество Олега и Людмилы Давиденко. Олег - скульптор, Людмила - художник.

Если смотреть на картины издалека, кажется, что они сплетены из нитей, прутьев и веток. Но, прикоснувшись к картине, убеждаешься - это масляные краски. Привлекают и сюжеты картин: состояния одиночества, влюблённости и разочарования, переданные в лицах и силуэтах.

После увиденного понимаешь, что современное искусство не так безнадёжно. Современное, а значит, ещё молодое, неокрепшее и не проверенное временем. И станет ли настоящим искусством воображение без мастерства современных художников, покажет время. А критики справедливо замечают, что неумение рисовать - ещё не признак гениальности.

Компетентно

Искусствовед Александр Кухарь уверен, что желание современных художников и скульпторов удивлять и шокировать вполне естественно:

- Когда велосипед уже придуман, его надо либо усовершенствовать, либо ломать. Искусство должно вызывать эмоции, пусть даже негативные. Настораживает больше то, что современные художники не стремятся получать образование. Самородков из народа мало. Если первая выставка была успешной, начинающий художник уже мнит себя творцом, которому каноны и правила не писаны. Отсюда и такое засилье художников одной выставки. Например, тот же Малевич, «Чёрный квадрат» которого стал переломным моментом в мире искусства, вначале был классическим живописцем, который знал, что он будет сокрушать. У нас пока ещё нет понимания, что персональная выставка в арт-центре - не торговая лавка, где каждый может выставлять напоказ и продажу всё, что посчитает нужным.

Юлия ЦИСАРЬ.