Тёмный омут шопомании

5 Май 2012 1071

Не так давно их назвали бы мещанами, а может быть, стилягами или безумцами, готовыми продать за красивую одежонку всё и вся. Сегодня люди, охваченные непреодолимым желанием покупать как можно больше, стоят в одном ряду с алкоголиками, наркоманами и другими зависимыми. Покупать всё, что попадётся под руку, не жалея ни денег, ни сил, ни времени, отнюдь не значит, что ты - представитель богатого общества. Шопомания - скорее, бич неадекватного и экономически неустойчивого социума.

Вещизм - как образ жизни

Когда человек болен, у него снижается социальная активность. Шопоголик с полными пакетами ненужных вещей выглядит счастливым и вполне довольным жизнью. Заглядывать в чужой кошелёк негоже. Покупает - значит, может себе позволить. Ну кто из нас не поддавался соблазну купить себе ненужную, но милую безделушку или очередную пару туфель?

Желание купить порой приходит спонтанно. Приблизительно 70% покупок люди совершают импульсивно: увидели, понравилось, купили. При этом в первые тридцать секунд при виде понравившейся вещи дыхание замедляется, взгляд и мысли фокусируются только на желаемом предмете. А дальше надо быть или очень волевым и рассудительным, или очень бедным, чтобы отказаться от покупки. Хотя последнее, как отмечают психологи, не помеха для шопоголика. Истинные шопоголики готовы сидеть в буквальном смысле на воде и хлебе, лишь бы приобрести желанную пятую сумку, восьмую юбку или двадцать четвёртый шарфик. Не верите? Чтобы убедиться в этом, посмотрите на студенток, которые живут в общежитии, едят гречку без масла, зато всегда «при параде» и уже не знают, куда класть очередную обновку. А то, что до стипендии ещё три недели, а деньги спустили на бессмысленный шопинг, для них - не беда. Шопоголики берут в долг, живут в кредит и даже «занимают» тайком из кошелька родителей, мужа или жены. Одержимые новой покупкой, они испытывают неприятное, сосущее под ложечкой и буквально выворачивающее наизнанку желание купить. Как утверждают психологи, выйти из магазина без покупки для шопоголика всё равно, что для заядлого курильщика вмиг отказаться от сигарет навсегда.

Принцессы и золушки

Как любая зависимость, шопомания развивается постепенно. Избалованные в детстве девочки, которые привыкли обладать всем, что приглянётся, попадают в группу риска. Велики шансы, что такая принцесса станет зависимой от своих желаний в будущем. Тем более, когда речь идёт о важном для каждой женщины моменте - смене гардероба. Другая история у золушек, которым родители недодали чего-то в детстве - как в материальном, так и в моральном плане. Дефицит, с которым пришлось столкнуться в молодости, отсутствие средств на покупку одежды или просто невнимание со стороны родителей девушки компенсируют беспорядочным шопингом.

- Такое поведение сродни распутству, в которое, как в омут, бросаются женщины, если не сложилась личная жизнь, не реализованы на работе. Так, например, алкоголики топят горе в бутылке, а шопоголики видят выход в обновке, - поясняет психолог Инна Найдёнова.

Почти 30% женщин среднего возраста уделяют больше двух часов в день просмотру глянцевых журналов. Рассматривая фотографии моделей и звёзд, они обращают внимание на отдельные части тела, а не на образ в целом. Достичь эталона благополучия и красоты для них значит быть одетой, как звезда с обложки журнала. Усугубляет ситуацию расхожее «американское» мнение, что шопинг - лучший способ снять стресс. А частые походы по магазинам продлевают молодость, способствуют похудению и уменьшают количество морщинок.

- Ежедневный шопинг быстро обесценивается, как одни праздники без будней. Женщину можно считать одержимой шопингоманией, или по-научному ониоманией, если лучший досуг для неё - поход в магазин. Это же и единственный способ поднять настроение. Она не испытывает чувства вины, даже если в очередной раз совершила ненужную импульсивную покупку. Зависимые женщины, отправляясь за покупками, тратят больше денег, чем предполагали, - рассказывает Инна Найдёнова.

Болезнь или прихоть?

Шопоголизм сейчас - не медицинский диагноз, в официальном перечне заболеваний его пока нет. Однако во многих странах, особенно в Англии и Америке, где шопоголизмом страдает уже каждый десятый взрослый, эта проблема не первый год серьёзно исследуется. Одни называют шопоманию психологическим расстройством, другие - разновидностью наркотической зависимости. Но известно точно, что шопомания не имеет гендерных различий. Мужчины стали наравне с женщинами «охотниками» за брендами. При этом, кроме традиционного понимания шопомании как бешеной гонки за покупкой одежды, обуви и аксессуаров, появилось множество разновидностей этого явления. Мужчины, как правило, больше подвержены гаджет-аддикции - страсти к постоянному приобретению всех технических новинок - в 99% случаев ненужных.

Спрос уже давно не рождает предложение. Технические новинки заставляют нас менять телефоны и ноутбуки только потому, что у новой модели лучше дизайн или на два сантиметра больше экран. Подростки буквально одержимы регулярной сменой телефонов. Они бросаются на всё: на цвет, дополнительные функции, которыми, возможно, никогда не будут пользоваться, на известные марки. Кстати, последнее переросло в особое расстройство - лейбломанию. Мания этикеток, как ещё называют этот новомодный порок, - зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для человека покупать одежду или технику не от известных производителей. Наивно думать, что таких покупателей привлекает высокое качество, якобы гарантированное брендом. Кичливость и желание утвердиться, стать предметом зависти и поклонения окружающих - вот что, по мнению психологов, движет лейбломанами. Быть ходячей рекламой известных модельеров и производителей для них - честь. Фирма на этикетке - не самоцель. Логотипы брендов на всех уместных и неуместных местах - другое дело. Они заметны всем. А брендовые производители с помощью рекламы сделают всё, чтобы такой стереотип мышления прочно закрепился у покупателей.

За последние десять лет к букету психологических расстройств на почве зависимостей прибавились и такие, как сейлзомания (мания распродаж) и джанк-фуд-аддикция - навязчивое желание посещать сети ресторанов быстрого питания. Болезненная потребность покупать вещи на распродажах порой принимает не просто извращённые, а социально-опасные формы. Люди кончают жизнь самоубийством, если заветная обновка со скидкой досталась не им.

Шопоголик - человек, который сам у себя ворует жизнь. Попытаться избавиться от шопингомании можно самостоятельно. Для одних бывает достаточно не выходить из дома без списка покупок и не превышать его более чем на 10%. Чтобы удержаться от соблазна очередной покупки, ходите по магазинам с друзьями или близкими, чьим мнением дорожите. С собой берите только наличные деньги и строго ограниченную сумму. Деньги с пластиковых карт улетучиваются гораздо быстрее и незаметнее. Лучше воздержаться от покупок в интернет-магазинах. Если шопоголику это не помогает, а только вызывает раздражение, апатию, которая лишает жизнь смысла без вожделенной покупки, обращайтесь к специалистам. Пока окончательно не погрузились в тёмный омут шопомании. За потерянное на бесконечные походы по магазинам время можно решить другие проблемы. Настоящие, действительно волнующие, а не наспех «прикрытые» покупкой очередных юбки, блузки или телефона.

Почему покупки доставляют радость?

Во время шопинга у человека резко повышается уровень серотонина - гормона счастья. Это снижает тревогу, улучшает настроение и позволяет прекрасно себя чувствовать. Кроме того, возможность тратить деньги в дорогих магазинах повышает самооценку.

В тему

Шопоголизм, шопомания, шопингомания - вариации термина «ониомания» (от греческих onios - «для продажи» и mania - «безумие»). Ониомания - это неконтролируемое желание покупать как можно больше.

Юлия ЦИСАРЬ.