Без права на реванш

5 Май 2012 586

В преддверии футбольного первенства Европы на Украине разгорелся скандал вокруг российского фильма «Матч», который в эти дни демонстрируется в крымских кинотеатрах. Попытки чиновников от культуры воспрепятствовать выходу фильма в широкий прокат и истеричная реакция на него со стороны украинских националистов наглядно показали, кто за кого «играет» в сегодняшней Украине.

«Матч» рассказывает о футбольном поединке, состоявшемся 9 августа 1942 года в оккупированном Киеве между местным «Стартом», основу которого составляли игроки киевского «Динамо», и немецкой командой «Flakelf». Советский писатель Лев Кассиль назвал его «матчем смерти»: наши футболисты отказались «сдать» игру немцам и выиграли, а спустя несколько дней были арестованы и брошены в концлагерь, четверых из них расстреляли. В 1965 году, в честь двадцатилетия Победы, Президиум Верховного Совета СССР посмертно наградил погибших игроков медалью «За отвагу». На киевском стадионе «Старт», где был сыгран исторический матч, установили памятник. В 60-х годах на экраны вышла кинолента «Третий тайм», рассказывавшая о подвиге советских футболистов.

Новый фильм, который был снят российскими кинематографистами к 70-летию «матча смерти», оказался в эпицентре скандала, не успев выйти на экраны. Его демонстрация на Украине оказалась под угрозой срыва из-за задержки с получением прокатного удостоверения. По информации прокатчика картины, компании «Интер-Фильм Интернешнл», она своевременно подала на рассмотрение Госкино соответствующий пакет документов, однако в установленные Законом Украины «О кинематографии» сроки удостоверение выдано не было. Якобы при просмотре «Матча» у членов экспертной комиссии вызвали раздражение жёлто-голубые повязки на рукавах украинских полицаев и то обстоятельство, что положительные герои говорят на русском языке, а отрицательные - исключительно на «мове».

В итоге фильм всё-таки выпустили в прокат, но с ограничениями по возрасту зрительской аудитории и количеству сеансов. По информации пресс-службы Госкино, «на основании выводов экспертов принято решение о выдаче прокатного удостоверения фильма «Матч» с установлением ограничения по возрасту зрительской аудитории «18», с условием предупреждения зрителя об установленных ограничениях и показе фильма кинотеатрами на вечерних сеансах с 18 часов». Здесь надо пояснить, что такие ограничения, как правило, присваиваются картинам, которые изобилуют сценами насилия или эротического содержания. В случае с «Матчем» причина заявлена иная: «В картине есть эпизоды, где украиноязычные персонажи выглядят недостойно и карикатурно, и это может вызвать чувство обиды и сопротивления у нашего зрителя».

Но даже в ограниченный прокат фильм вышел не во всех регионах Украины. Так, в Ровно националистам при поддержке городских властей удалось сорвать демонстрацию «Матча» в местном киноцентре. А премьера картины в столичном кинотеатре «Украина» закончилась потасовкой между милиционерами и молодчиками из тягнибоковской «Свободы».

К счастью, крымчанам ничто и никто не мешает составить собственное мнение о работе российских кинематографистов. В Симферополе зрительный зал на премьерном показе «Матча» был почти полон, и вопреки опасениям экспертов Госкино никто из зрителей не выказывал «чувство обиды и сопротивления».

Вообще, называть этот фильм антиукраинским нет ровным счётом никаких оснований. Откровенно карикатурных персонажей в нём нет - есть лишь обыкновенные люди, оказавшиеся перед тяжёлым выбором. И не все, кто предпочёл достойной смерти недостойную жизнь, показаны законченными подонками. Украинский полицай помогает избежать расстрела маленькой еврейской девочке. Главный коллаборационист - бургомистр оккупированного Киева - и тот в конце фильма совершает достойный уважения поступок: рискуя жизнью, пытается спасти женщину, которую любит. Не согласен с обвинениями по адресу создателей картины и известный украинский актёр Остап Ступка, сыгравший в «Матче» фашистского прихвостня. «Настоящая украинская интеллигенция будет только рада, если фильм выйдет в прокат.
А то, что происходит вокруг - значит, эти люди недотягивают до настоящей украинской интеллигенции», - считает он.

Что же до пресловутых жёлто-голубых повязок, то по меньшей мере глупо отрицать исторические факты. «Вы знаете, Россия всё-таки показала в этом фильме правду. Тогда националисты, вояки ОУН-УПА действительно носили такие ленты. И не надо полуправды - её не бывает. Если это так, то нам надо это признать, хотим мы этого или нет», - заявил народный депутат от Партии регионов Михаил Чечетов.

Но самая страшная для украинских националистов правда, показанная в фильме, заключается не в цветах повязок на рукавах мундиров полицаев. Она в другом: в августе 42-го и на поле стадиона «Старт», и в оккупированном Киеве, и на всей территории Украины были только две противостоявшие друг другу силы - фашистские захватчики вкупе с их пособниками, с одной стороны, и советские воины-освободители, избавившие свою страну и мир от фашистской чумы, с другой. Никакой третьей стороны на футбольном поле и за его пределами не было и быть не могло.

«Матч» несёт опасность не для украинского государства, а для идеологии украинского национализма, которая ещё недавно фактически была возведена в нашей стране в ранг государственной. Из школьных учебников истории исчезло даже название Великой Отечественной войны - она стала именоваться советско-германской, в которой настоящие украинские патриоты якобы воевали с гитлеровскими и сталинскими оккупантами. С убедительностью, свойственной всякому подлинному произведению искусства, фильм доказывает лживость этой концепции. Он одинаково беспощаден к фашизму и коллаборационизму. Вот этого и не могут простить создателям «Матча» идеологические наследники Шухевича и Бандеры.

Мой двенадцатилетний сын, посмотрев «Матч», вышел из кинотеатра со словами: «Жаль, что таких фильмов сейчас мало снимают». Эти слова обнадёживают. Настораживает то, что в этот же день во Львове сотни его сверстников вместе с родителями устроили марши по случаю очередной годовщины создания дивизии СС «Галичина». Участники марша скандировали: «Галичина - дивизия героев!», «Одна нация! Одна раса! Это Украина!», «Помни, чужак, тут хозяин - украинец!», «Слава нации - смерть врагам!».

Настораживает и другое: никто из влиятельных украинских политиков не выступил с публичным осуждением этой акции. Зато нашлись те, кто выразил опасение, будто бы из-за «Матча» может ухудшиться отношение к немецким болельщикам накануне «Евро-2012». Одна киевская газета и вовсе написала, что никакого «матча смерти» на самом деле не было - всё это, мол, выдумки советской пропаганды.

Конечно, сегодня на Украине многим хотелось бы, чтоб этого матча действительно не было. Но он был. И наши победили.

Константин БАХАРЕВ,
депутат Верховного Совета АРК.