«Если есть Казахстан, значит, есть казахи...»

25 Апрель 2012 841
Мэлс Тайжанов.
Мэлс Тайжанов.

Если о родине, то с любовью и трепетом. Если о традициях своего народа, то с гордостью. Если о куске отварного мяса, то очень вкусно. Именно так рассказывает обо всём, что близко ему, главный крымский аксакал Мэлс Тайжанов, угощая крепким чаем с молоком. Ведь именно так любят чаёвничать казахи. Даже в Крыму, где их насчитывается всего 544 человека.

Крымское республиканское общество казахов официально зарегистрировано в Крыму 1 июня 1998 года. Инициатором его создания (и главой) является Мэлс Тайжанов.

- Родился-то я в Темиртау, а в Крым попал в 1979 году, - рассказывает он. - Окончил Карагандинский политехнический институт по специальности «инженер-строитель металлоконструкций», и отправили меня по распределению на предприятие «Крымкурортстрой». Здесь, в Крыму, и остался. Женился. Стал отцом двух дочерей.

...И одним из инициаторов объединения казахской диаспоры. В 2000-2007 годы Тайжанов возглавлял Фонд межнационального согласия, объединивший представителей 37 этносов, был заместителем председателя межнационального совета при Совете министров Крыма. За вклад в развитие казахской культуры награждён дипломом и премией имени Абая.

И как-то даже странно слушать, что этот обаятельный и улыбчивый человек называет себя «самым противным казахом Крыма».

- Почему? Да потому, что я всё время выступаю на курултае и говорю, что должен вестись учёт каждого вернувшегося в Казахстан, - поясняет он. - Считаю, что аппарат Всемирного курултая казахов в недостаточной мере работает с казахами, проживающими за пределами республики. Нужно возвращать молодёжь на родину. А для этого необходимы специальные образовательные программы, гранты. Я убеждён, что, выучившись, получив профессию, привыкнув к местным условиям, большая часть зарубежной казахской молодёжи останется в Казахстане. Ну а за ними «подтянутся» их родители. Кстати, в 2002 году мы добились того, что вузы Казахстана предоставляют нам льготу на обучение. Одного крымского мальчишку я так отправил, он там остался, поступил в аспирантуру. Теперь живёт в Астане.

Тайжанов считает, что необходимо создать банк данных профессий людей, желающих вернуться на свою историческую родину, «чтобы не получилось, что сталевара или строителя отправили пасти овец». Среди украинских казахов было немало уехавших в Казахстан в первые годы независимости, но некоторые, помыкавшись в поисках работы, вернулись назад, оказавшись невостребованными, будто лишними.

- Люди уезжают (и неплохо устраиваются) туда, где родились, где есть родственники, - говорит Мэлс Хамитович. - У казахов, скажу я вам, в течение месяца после приезда можно и не работать, родня будет кормить как на убой (смеётся). Но всё же у тех, кто возвращается на родину после долгой разлуки с ней, уже немного другой менталитет. Они - казахи, просто другие. И чтобы они быстрее адаптировались, нужно выделить для их совместного проживания определённые районы, создать какие-то поселения что ли. Подъёмные - это хорошо, но помимо финансовой помощи нужна и моральная поддержка, чтобы не ощущать себя чужаками. Около десяти миллионов казахов проживает по всему миру за пределами родины. Их надо вернуть. Я в этом убеждён.

Жузово-племенная принадлежность в Казахстане существует и является частью ментальности казахского народа. Мэлс Хамитович - выходец из среднего жуза, из рода аргын. Кстати, работу по составлению генеалогического древа по материнской линии закончил недавно. Узнал, что его отец и мать - родственники в одиннадцатом колене.

- Каждый казах обязан знать историю своего рода, - рассказывает Тайжанов. - Началось всё с того, что Касым-хан издал указ, обязывающий знать родословную до седьмого колена, чтобы с теми, кто в родстве до седьмого колена, в брак не вступали, дабы не перенимать «дурную» привычку Запада жениться на кузинах и кузенах.

Наверное, это являлось своеобразной гарантией здоровой и крепкой нации. Ну а отсутствие титульной нации в современном Казахстане является гарантией межнационального спокойствия, «чтобы люди не были содержанием того, что за так называемым титульным листом, а чтобы были полноправными хозяевами государства, в котором живут».

- Если есть Казахстан, значит, есть казахи - государствообразующая нация, - продолжает свою мысль Мэлс Тайжанов. - И никаких «титулованных» и коренных нет, все равны. Назарбаев правильно сделал, мудро. В отличие от украинских президентов, унижающих этим своим «титульная» всех других. И ещё в паспорте казахстанца пишут, какой он национальности, а в паспорте украинца только - «громадянин України», поэтому здесь нельзя создать ассамблею народов Украины. А в Казахстане, например, создали ассамблею народов, все культурные центры переданы этой ассамблее. Очень это мудро. Хотя бы потому, что ежегодно выделяются большие денежные гранты национальным обществам, а за аренду помещений они платят символическую сумму - один доллар в год. И если уж честно говорить, то это сделано, чтобы удержать народ, разъезжающийся после развала Союза. Живите, мол, и процветайте. Нам, казахам, это выгодно, потому что нас очень мало. А территория республики огромна.

Казах никогда не скажет гостю (даже порядком надоевшему): мол, уходи, а просто угостит чебуреками - и тот уйдёт, потому что фарш считается второсортным мясом. Ну а поскольку чебуреков нет (и вытурить меня Мэлс Хамитович не может), мы пьём чай. Потом ещё пьём. И всё говорим. О том, например, что в Казахстане проживает 450 тысяч украинцев, что там иное отношение к женщине, что казашки, например, не ходят по рынку с тяжёлыми сумками, а ждут своих мужей-добытчиков дома, создавая уют и «соображая» обеды. Над тем посмеялись, что казах без мяса жить не может и в сутки способен умять его до пяти килограммов. О плове казахском вспомнили (разница между узбекским и казахским пловом в том, что в последнем очень много мяса).

Ну а ещё о том поговорили, что к 2017 году всё-таки должна появиться азиатская валюта «евра», чтобы противостоять европейской евро. И Украине не следует выпендриваться, а нужно быть рядом с Россией и Казахстаном».

В общем, говорить с главным крымским аксакалом можно долго. Слушать его интересно. Наверное, это потому, что он любит свою родину. И гордится своим народом. Едины они, эти казахи. Этому у них нужно поучиться.

Ирина КОВАЛЁВА.