Орден, спасший жизнь

24 Апрель 2012 698

«Крымская правда» продолжает публиковать рассказы читателей о «Семейных реликвиях». Юлия ВЕРНИЕНКО, ученица 8-го класса из села Охотского Нижнегорского района, рассказала о дедушкином ордене.

«В нашей семье «Крымскую правду» выписывают давно. Есть в газете рубрики на любой вкус, но меня особенно заинтересовала «Семейная реликвия». Очень интересно читать рассказы о вещах, бережно хранимых. В нашей семье тоже есть реликвия - орден Красной Звезды, которым награждён мой дедушка Александр Яковлевич Азеев.

Дедушку призвали на фронт Курским военкоматом в 1941 году. После ускоренного выпуска из военного училища - младший лейтенант 47-го Гвардейского кавалерийского полка 12-й Гвардейской кавалерийской дивизии.
О его военном пути знаю со слов мамы, так как дедушка умер в 1988 году, до моего рождения. Дедушка не любил вспоминать военные будни, говорил: «Лучше мира ничего нет». Кавалерия ему была по душе. С теплотой рассказывал о своём «боевом товарище» - коне Орлике, который вместе с солдатами ходил в разведку, был на передовой, выполняя при этом все команды, словно понимая, что от этого зависит жизнь бойцов. В разведке, чтобы не быть обнаруженным, по команде «умри» Орлик ложился и замирал, не подавая признаков жизни.

Дедушка Саша принимал участие во многих военных операциях: Корсунь-Шевченковской, форсировал Днепр, освобождал Тамань. В конце 1942 года фашистские полчища рвались к нефти Кавказа и побережью Чёрного моря. В это время гвардейские казачьи дивизии, в том числе и 12-я, в которой служил дедушка, были переброшены на правый фланг фронта. Тяжёлые бои шли севернее Моздока, в районе Митрофанова, Белинковичей, Дыдымкина, Ага-Батыра, хутора Осетинского.
В прошлом году на сайте «Подвиг народа» мы нашли наградной лист: дедушку, участвовавшего в боях за Ага-Батыр, лично истребившего семь фашистов, представляли к медали «За боевые заслуги». В тех местах 18 декабря дедушка Саша был контужен и попал в плен, но в тот же день сумел бежать. Он рассказывал: ближе к вечеру колонну пленных остановили на окраине какой-то станицы у колодца. Так как приближался вечер, фашисты торопились увести пленных с передовой. Дедушка и ещё несколько солдат оказались возле стога сена. Спрятались там. Немцы проверили штыками стог и ушли, боясь наступающей темноты. Подождав ещё некоторое время, спрятавшиеся выбрались наружу. Из четверых в живых осталось двое. Один из них - мой дед. Второй красноармеец ушёл в сторону фронта, а дедушка после сильной контузии чувствовал себя плохо: голова раскалывалась от сильной боли, в ушах стоял непрерывный гул. Решил пересидеть ночь, а утром искать своих. Вскоре к колодцу подошла пожилая женщина. Увидев бойца, она сообщила, что немцев в селении нет, пообещала вернуться и забрать его. Пришла с тачкой, уложила деда, накрыла хворостом и привезла домой. Ей хотелось помочь бойцу, потому что все её родные были на фронте. Через несколько дней дедушка почувствовал себя лучше, поблагодарил хозяйку и отправился к линии фронта.

Но оказалось, что в списках своей части он значился пропавшим без вести, а домой в Курскую область пришла похоронка. Родителям сообщали: Азеев А. Я. 1920 года рождения, лейтенант 12-й гвардейской кавалерийской дивизии погиб 18 декабря 1942 года, похоронен в Орджоникидзевском крае, хутор Дыдымкин.

Но, видимо, дедушка родился в рубашке. Он вернулся в свою часть, участвовал в наступлении на Северном Кавказе. Его дивизия внесла неоценимый вклад в освобождение Ставрополья, Кубани и Дона, была награждена орденами Красного Знамени и Кутузова. Многие воины удостоены наград. В числе их и дедушка - ордена Красной Звезды. Много славных боевых подвигов совершили казаки-конногвардейцы. Они участвовали в прорыве укреплённой линии врага на реке Кальмиус и за 14 дней непрерывных боёв продвинулись вперёд на 250 километров, освободив десятки городов и сёл Украины, участвовали в Ясско-Кишинёвской операции, в окружении и ликвидации в районе Кишинёва 22 вражеских дивизий. Там, выполняя боевое задание, гвардии старший лейтенант Александр Азеев ушёл в разведку. Успешно выполнив задание, разведчики попали под обстрел. 7 июня 44-го дедушка Саша получил многочисленные осколочные ранения руки, находился на излечении в эвакогоспитале №2470 в городе Баку, был признан негодным к воинской службе.

Говорят, бывают вещие сны. Дедушка видел такой накануне выхода в разведку. Об этом он рассказывал маме: «Перед уходом в тыл врага на разведку мне снился сон, как кто-то бросил в меня шапку с куриными яйцами, которые разбились и выпачкали меня. Я смог вытереть всё, кроме левой руки. Сон оказался пророческим. Выполнив задание, мы возвращались в расположение части и попали под сильный миномётный обстрел. Я был ранен осколками мины и пришёл в себя в медсанбате. Врач сказал, что мне очень повезло: осколок мины попал в орден Красной Звезды, повредил эмаль, но награда спасла мне жизнь. Правда, левую руку спасти не удалось: многочисленные осколки раздробили кость, пришлось ампутировать».

После госпиталя дедушка вернулся домой. Велико было удивление односельчан, когда он шёл по улице. Его мама, увидев на пороге дома сына, которого похоронила и оплакала, лишилась чувств. Военная биография дедушки закончилась и началась мирная жизнь. После войны, имея агрономическое образование, он работал в сельском хозяйстве, восстанавливая разрушенное войной. А орденом, который спас ему жизнь, очень дорожил. Дорожим и мы наградой, которая сохранила нам родного человека».

Подготовила Наталья ПУПКОВА.

P. S. А какие дорогие сердцу реликвии передаются из поколения в поколение у вас? Мы ждём ваших писем.