Бесхозная территория

21 Апрель 2012 1273

Кабинет министров Украины решил утвердить процедуру определения придомовой территории. О том, какой её видит правительство, идёт речь в законопроекте, зарегистрированном в парламенте страны. Однако эксперты утверждают, что при этом государство не решает главную проблему - возможность приватизации придомовой территории.

Территориальная революция

Сегодня в различных законах придомовая территория трактуется по-разному, что представляет собой немалую проблему. Тем не менее все определения едины в одном: придомовая территория должна быть определена актом о праве собственности или пользования земельным участком и предназначена для обслуживания дома. Как правило, её границы значатся в паспорте здания. Придомовая территория должна содержаться в чистоте, то есть дворники обязаны убирать внутриквартальные тротуары, палисадники, детские площадки, площадки для мусорных контейнеров и так далее. В целом в содержание придомовых территорий входит обслуживание всех объектов, предусмотренных паспортом дома. Нормы и частота уборки зависят от интенсивности движения пешеходов и времени года.

Кабмин предложил заменить все существующие определения для всех законодательных актов единым.
В частности, по мнению авторов законопроекта, придомовой должна считаться «территория вокруг многоквартирного дома, определённая на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации в пределах соответствующего земельного участка, на котором расположены дом и прилежащие к нему здания и сооружения, и необходимая для обслуживания дома и удовлетворения жилищных, социальных и бытовых нужд его совладельцев, а также нежилых помещений, расположенных в доме».

Дополнительную новизну предлагаемому определению придаёт то, что территория будет использоваться не только для обслуживания дома, но и для удовлетворения социальных и бытовых нужд совладельцев и квартиросъёмщиков. Документ также предлагает предусмотреть, что детальный план территории должен включать распределение придомовых территорий в рамках государственных строительных норм, правил и стандартов. Процедуру должно разработать Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, хотя ещё в прошлом году Минрегионстрой издал приказ №389 «Об утверждении методических рекомендаций по определению придомовых территорий многоквартирных домов». Согласно циркуляру для новостроек придомовая территория должна ограничиваться участком, который был выделен под застройку, для некоторых домов - определяться в детальном плане квартала, а для отдельных многоэтажек необходима разработка проекта придомовой территории. Причём в состав придомовой территории жилой многоэтажки могут входить: отмостки, полоса озеленения вдоль стен, местный проезд, тротуар и полоса вдоль фасада без входов, которая обеспечивает проезд пожарных машин, а также площадки для отдыха, для игр детей, занятий физкультурой, для мусоросборников, хозяйственных зданий и сооружений, парковки автомобилей, принадлежащих жильцам дома. Документы, которые бы определяли границы территории, обязаны подготовить местные власти. Однако формула расчёта её площади в документе отсутствует. В Минрегионстрое отметили, что пока не знают, какой будет методика и когда её разработают, поскольку парламент законопроект ещё не рассматривал.

Преимущества собственности

По действующим законам закрепить за собой участок могут только объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД), а также жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК). Однако, по словам их членов, лишь единицы ОСМД, ЖК и ЖСК смогли пройти все круги бюрократического ада, связанные со сбором документов для оформления землеотвода. Члены общественной организации «Крымский центр правовой инициативы» констатируют, что в Симферополе практически ни одному ОСМД не удалось получить в собственность придомовую территорию, хотя именно для этого многие и создавали объединения. В Крыму достичь заветной цели удалось только пяти процентам объединений.

В организации отметили: если земельный участок вокруг многоэтажки принадлежит ОСМД, совладельцы, случись что с домом, смогут продать землю и таким образом возместить хотя бы часть понесённых убытков. В противном случае государство сможет лишь предоставить им временное социальное жильё, которое, кстати, сегодня практически не строится. А значит, велика вероятность попросту оказаться на улице. Кроме того, после оформления придомовой территории без разрешения совладельцев дома никто не будет иметь права что-либо на ней построить, как это, увы, сейчас происходит сплошь и рядом.

Согласно нормам Земельного кодекса, если граждане приватизировали квартиры в жилом доме, соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению совладельцев. Таким образом, оформить придомовую территорию можно исключительно путём создания ОСМД. Пока же отсутствует документ на землю, она считается свободной для застройки.

Плоды разночтений

От площади придомовой территории зависит и стоимость её содержания: зарплаты дворников, затраты на покупку инвентаря и спецодежды. А значит, и квартирная плата жильцов. К примеру, в августе 2008 года Симферопольский горисполком принял решение, которым утвердил тарифы на услуги по содержанию домов и придомовых территорий. В документе вопреки нормам законодательства границы придомовой территории были определены так: не более шести метров от внешней стены дома.

В октябре прошлого года столичный исполком это решение отменил.
В новом документе придомовые территории указаны как территории, «закреплённые в установленном порядке». Что, впрочем, никак не повлияло на чёткое определение их границ.

В зеркале законодательства

Согласно закону «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» придомовой территорией является территория вокруг многоквартирного дома, определённая актом на право собственности или пользования земельным участком и предназначенная для обслуживания многоквартирного дома.

В соответствии с Налоговым кодексом Украины таковой является установленный по проекту разделения территории микрорайона (квартала) и проекту застройки земельный участок многоквартирной неусадебной жилой застройки, который необходим для размещения и обслуживания жилого дома (домов) и связанных с ним (ими) хозяйственных и технических зданий и сооружений.

В приказе Госстроя Украины «Об утверждении типового положения о порядке конкурсного отбора предприятий для содержания жилых домов и придомовых территорий и типового договора на содержание жилых домов и придомовых территорий» от 07.09.1998 №194 придомовой территорией считается выделенный в установленных пределах земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом (дома), вспомогательные здания и сооружения, предназначенные для обслуживания и обеспечения благоприятных условий проживания жильцов.

Приказ Госкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства «Об утверждении правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17 мая 2005 года определяет придомовую территорию как территорию вокруг многоквартирного дома, определённую актом на право собственности или пользования земельным участком и предназначенную для обслуживания многоквартирного дома.