Таблетка для мертвеца

18 Апрель 2012 2284

Для её приготовления потребуются любые пилюли, содержащие кодеин, щёлочь (например, моющее средство «Мистер мускул»), бензин (лучше для зажигалок), кристаллический йод (его можно получить из обыкновенного аптечного), красный фосфор (его можно соскрести со спичечных коробков), 30-процентная соляная кислота или электролит. Ну и шприц, конечно, чтобы после нехитрых манипуляций ввести полученную смесь внутривенно. Если «варить» и «химичить» вам не «по кайфу», а кайфа всё-таки хочется, пойдите в аптеку, купите несколько блистеров кодтерпина (таблетки от кашля) и махом все выпейте. Добро пожаловать в ряды живых мертвецов! Через год - сгниёте. А то и раньше.

Пролог: «химия» убивает быстрее

Когда-то, очень давно, с наркоманией в стране было туго. И в сёлах «буйствовали» маки и радовалась жизни конопля. Так продолжалось вплоть до советских
60-х: всё-таки тяжкая жизнь, жёсткий политический режим, закрытость границы и неконвертируемый рубль делали своё благое дело, сдерживая различные тлетворные влияния. А уже в период афганской войны в военных самолётах и грузовиках маковая соломка и конопля устремились к нам. В 90-е количество наркоманов бешено растёт. Держава узнаёт, что такое ацетилированный опий, вырабатываемый из маковой соломки (ширка), недорогой первитин (винт), эфедрин.

А летом 2008-го официально признали наркотиком трамадол.
И те, кто его «ел», изменили рацион: перешли на кодтерпин и другие кодеиносодержащие (кофекс, кодесан) препараты. В общем, государство не оставило наркозависимых «голодать». Кодтерпин можно купить в любой аптеке без рецепта и лишних вопросов. Сегодня он - лидер продаж. И ничего, что «прёт» слабо и недолго. Ничего, что у него сильный побочный эффект и тяжёлый «выход»: опухшее, чешущееся лицо, сильная боль в желудке, запоры, сменяющиеся поносами и, конечно, угнетённое состояние духа. Ничего. Всё равно дешевле, чем опиум, героин и другие «наркоманские радости».

Так что же получается? В стране создан вполне легальный рынок наркотических веществ: государство, декларируя борьбу с наркоманией, всячески поощряет опасную зависимость, лоббируя интересы частных и казённых фармацевтических корпораций. 

Схема бизнеса проста. Сначала в аптечную систему забрасывают очередной препарат, название и аннотация которого безобидные, но потом оказывается, что всякие там «таблетки от кашля» - чистая «дурь». И наркотик открыто продаётся, кому-то ломая жизни, а кому-то - пополняя банковские счета. Потом, когда негативный эффект такой торговли становится как бы очевидным, власти объявляют показательную кампанию. В СМИ начинается травля сыгравшего свою роль препарата. Лекарство-наркотик выводят из оборота, запрещают. Через месяц-другой на рынок вбрасывается что-нибудь новенькое. И если на опиуме могут сидеть десятилетиями, то «химия» убивает за год-два.

Да, эйфория, которую ищет наркоман, употребляющий такие таблетки, появится, если значительно превысить дозировку, поскольку содержание кодеина в препаратах очень низкое. Но, являясь опиатом, кодеин быстро вызывает наркозависимость. Абстиненция проходит тяжелее, чем после инъекционных наркотиков. Часто кодеинсодержащие принимают со снотворным, что усиливает эффект. И приближает смерть.

Эпизод первый: когда семья - улица

Владиславу из Феодосии 32 года. И вот уже почти двенадцать месяцев он находится в КРУ «Центр для ВИЧ-инфицированных детей и молодёжи» в селе Почтовом Бахчисарайского района. Теперь он помогает таким же, каким был сам, наркоманам, а ещё работает завхозом. Влад - ребёнок из полной семьи (есть у него брат и сестра), но жил по законам улицы, потому что «родители работали». С женой разведён, с дочками иногда встречается. ВИЧ-инфекция его уже не страшит, потому что в душе его больше нет пустоты, там теперь живёт Бог.

- Сегодня чувствую, что свободен, - признаётся Влад. - Но сколько себя помню, столько и был наркоманом, употреблял всё. Курить начал лет с двенадцати, потом за выпивку взялся. В 16 уже «траву» от родителей в пианино прятал. Какое-то время она удовлетворяет, но хочется большего. Начал колоться. Начинал с друзьями, которых уже нет, да и я уже должен был умереть. Спасло что-то, вдруг понял: жить хочется.

Владислав рассказывает, что в аптеках есть препараты, из которых можно легко сделать наркотик, что спазмолекс, например, просто растворяют в воде и вводят в вену, что можно «варить кайф» даже из сиропов от кашля, что десять таблеток кодтерпина стоят 20-25 гривен, а «съедать» нужно кому два блистера, а кому - пять. Ежедневно. Опиумные наркотики ещё дороже: 50 гривен порция. Одной мало. Как и мало какой наркоман работает, потому что ему «то слишком хорошо, то слишком плохо», поэтому зависимый «ворует и продаёт». И лечить насильно от наркомании бессмысленно: человек должен захотеть жить, и тогда ему нужно помочь.

- Когда наркотики становятся смыслом, то уже всё равно, что там с родными и близкими, хотя ты их любишь: наркотики и алкоголь - сильнее, - делится Владислав. - Жизнь сводится к тому, чтобы либо употреблять, либо искать. Бросить? Физическая «ломка» не так страшна, перетерпеть можно. Страшнее психологическая зависимость. Я не начинал бы, зная это. Ведь тогда и понятия не имел, что такое наркотики. Кто мне рассказывал? Никто. Детей тогда аисты приносили, наркоманов в той стране тоже не было. Или скрывали.
Я много думал, почему прожил такую жизнь? Наверное, так было нужно. Теперь могу помочь другим людям. Библию читаю, нахожу в ней настоящее, живое. Хотя никогда не верил в Бога. Приходил в церковь наркотики святить: накрою полотенцем шприц-«двадцатку» и стану в круг с теми, кто святит куличи-яйца. Представляешь?! Люди в наркотиках не удовольствия ищут. Они ими пытаются заполнить пустоту внутри. Хотя... когда я начинал, пустоты не было. Она появилась потом. Я общался с теми, кто умирал, кто гнил заживо, но был убеждён: со мной так не случится, вовремя остановлюсь. Но это - обман. В душе у наркомана нет ничего кроме наркотиков, так же, как и у алкоголика нет ничего кроме алкоголя. Разница лишь в том, что алкоголь - социально приемлемое явление, легальное, а наркотики - это асоциальное, нелегальное. Но разницы между алкашами и «нариками» нет.

Владислав не верит, что запрет на продажу кодеинсодержащих препаратов без рецепта как-то поможет в борьбе с наркоманией.

Эпизод второй: когда горе - от ума

Александру из Бахчисарая 35 лет. Наркотики плотно начал употреблять с 2008 года. В Почтовом оказаться помогли добрые люди, потому что родители Саши (папа - полковник, мама - «всегда начальником») умерли. Брат и сестра - тоже. В общей сложности парень провёл в местах лишения свободы 15 лет. Недавно продал свою трёхкомнатную квартиру за 25 тысяч долларов и за четыре месяца спустил деньги на наркоту. Хотел кайфовать на честные, не воровать. В наркоманскую среду был не вхож, потому что «любил наркотики, но не любил наркоманов, которые, как уколются, идут воровать».

А в школе Саша был любимчиком учителя химии. Но, увы, живой ум и тяга к знаниям сыграли с ним злую шутку, сделав «аптечным наркоманом». Он стал покупать таблетки и сиропы (трайфед, актифед, теофедрин, терофун) и изготавливать из них «дурь». Кстати, именно он рассказал рецепт кустарного наркотика «крокодил» - того самого, что приведён выше, того самого, от которого тело покрывается гнойниками и струпьями, того самого, что убивает за тридцать дней.

Он спокойно объясняет, что есть психостимуляторные наркотики, есть угнетающие, а есть галлюциногенные (достаточно ввести в вену тропикамид - глазные капли на атропиновой основе), что эфедрин, за которым «охотятся» наркоманы, можно добыть из препаратов для астматиков, что раньше кодеинсодержащие глотали, а сейчас молодёжь их колоть хочет, отчего «мышцы от кости отходят».

- Вот до чего доводит вся эта «химия»: челюсти у меня уже половины нету, кость сгнила, вырезали, - вздыхает Саша. - Но состояние, которое испытал однажды, приняв наркотик, притягивает. Конечно, плохо, когда «кумарит», поэтому у каждого наркомана есть мечта - найти что-то среднее: не втягиваться так, чтобы «кумарило», но периодически «закидываться», потому что «приход» - это сильное эмоциональное переживание, которое всё время помнишь. И если хочешь избавиться от зависимости, надо научиться с этим жить. А вообще, наркоманов бывших не бывает. Кто я? Вопрос оставлю без комментариев. Дитя Божие. Я поверил в Бога. И держусь пока того пути, который он мне показывает, что будет дальше - ему одному известно.

На вопрос, почему стал принимать наркотики, Саша отвечает: мол, «устроенности нету никакой, начал от безысходности». Хотя «берёгся, видя последствия, но потом «тормоз» снялся, попробовал. А раз переживёшь это - сложно не хотеть ещё.

- Если введут запрет на продажу кодеинсодержащих препаратов без рецепта, то количество наркоманов не сократится, - считает он. - Просто сейчас обогащаются одни, а потом, когда придумают новый препарат, будут другие. Но запрет всё равно нужен, вкупе с профилактикой, культивированием моды на спорт и здоровый образ жизни будет толк. Наркомания - социальная болезнь. Государство не заботится о молодёжи, а с ней нужно работать, с ней говорить нужно, завоёвывать мозги мальчишек и девчонок. Нужно, чтобы у них и мысли не было попробовать. Потому что одного раза хватит. А сейчас что? Позиционируются не те ценности, культ денег «воспитывается», мол, они - смысл жизни. Но ведь это не так! Деньги тратятся на удовольствия, но любые ощущения притупляются, остаётся пустота. И люди приходят к наркотикам. И умирают.

И вместо эпилога

Увы, далеко не все наркоманы виноваты в том, что стали наркоманами. Просто оступились однажды. Эпидемия наркомании подобна всем эпидемиям, распространяющимся контактным путём, с той лишь разницей, что в данном случае ключевую роль играет контакт психологический, в результате которого человек решает попробовать то, что уже попробовали его друзья и знакомые. Конечно, можно надеяться, что значительная часть молодого поколения обладает достаточно сильным психологическим иммунитетом, чтобы устоять перед наркособлазном. Однако у многих этот иммунитет слаб или уже разрушен.

Самому «скромному» потребителю смертоносного дурмана нужно 200 гривен в день. Поэтому бедные «нарики» никому не нужны. Втягивают тех, у кого солидные папаши-мамаши да старшие братья с толстыми кошельками. Это всем удобно. И барыгам, наживающимся на каждом новеньком, и наркоманской голытьбе, жаждущей поживиться за чужой счёт, и богатеньким «буратинам», желающим испытать кайф. Ведь всё прежнее, что даёт культ денег, да не в труде добытых, уже приелось. От «дури» не застрахован никто. И считать, что все наркоманы - твари и нелюди, заслуживающие истребления, можно только до той поры, пока кто-то из самых близких не окажется в лапах этой самой «дури». Ну а тогда любая борьба имеет смысл. Впрочем, как и вера в то, например, что наркоманы бывшими всё-таки бывают.

Мнение

Директор ЧАО «Крымакционер» Пётр Букач:

- Ещё года два назад кодтерпин по объёму продаж всех препаратов на Украине был на 13 месте, а в 2011-м он вышел на третье. Не факт, что хотя бы третья часть продаж идёт по прямому назначению. Думаю, что добрую долю потребляют наркоманы. Как быть? Возможно, надо на государственном уровне принять решение об ужесточении правил продажи кодеинсодержащих препаратов. Например, с трамадолом сильно ужесточили. Из нашей сети ни одна его упаковка не ушла в руки наркомана. И если раньше он продавался по три-четыре тысячи штук в месяц, то сейчас продаётся всего 10-15 упаковок. Однако фантазия наркоманов неиссякаемая. Они могут добыть «кайф» почти из любого препарата. И, возможно, кто-то сильно заинтересован, чтобы такие препараты продавались. Ведь проблема так называемой «аптечной наркомании» снаружи, она не спрятана, но меры не принимаются. Деньги деньгами, но есть что-то важнее, чем они. Даже если я потеряю 3-5 % своего дохода, ну и что! Аптекарь не имеет права отказать клиенту, но если без рецепта таблетки запрещено отпускать, тогда другое дело. Более того, убеждён: ужесточение продажи кодеинсодержащих препаратов уменьшит процент людей, употребляющих их не по назначению врача. Не надо думать, что, мол, вымрут наркоманы, и проблема исчерпается. Нужно бороться. И результат будет. Вот представьте, внук попал в компанию, стал наркоманом? Убьёте? Выселите? Нет! Будете спасать.

* * *

Количество наркоманов на Украине увеличивается на 7-11% в год - тенденция одна из самых высоких в мире. 70% зависимых - люди до 25 лет. А наивысший уровень наркомании зафиксирован в Киеве, где в возрасте от 16 до 21 года пробовал наркотики каждый четвёртый.

Ирина КОВАЛЁВА.