Спасая собственную шкуру

Виновники трагедии бросили пострадавшего умирать на дороге

14 Апрель 2012 899

Александр Кулак, возвращавшийся вечером с работы, не успел перейти дорогу перед «БМВ» седьмой модели. При ударе он получил множество травм, ни одна из которых сама по себе не являлась смертельной. Но виновники вместо «скорой» вызвали на место происшествия влиятельных родственников. Пока злоумышленники усиленно заметали следы, пострадавший три часа лежал в сторонке без медицинской помощи, а позже умер от боли, которую уже не мог перенести…...

Он так хотел жить

Саша родился и вырос в селе Первомайском Симферопольского района. С малолетства он был защитником слабых - детворы, собак, кошек, птиц. Окончив агропромышленный колледж, сажал деревья и цветы. А бредил военной службой, потому и в армию отправился по чувству долга. Отличная физическая подготовка рослого сельчанина привела его сначала в элитное гвардейское подразделение, а после него Александру Кулаку предложили послужить на контрактной основе в Ираке. Раздумывал недолго: тяга реализовать себя в жизни оказалась сильнее угрозы смерти.

А теория, что шальная пуля может настигнуть в любой момент, подтвердилась в последние дни службы. Когда выводили подразделение из Ирака, снайперская пуля угодила в спрятанный в нагрудном кармане фотоаппарат, который Саша вёз в подарок сестрёнке. Не довёз, зато сам вернулся живым и невредимым, чтобы позже поступить в «учебку» СБУ и исполнить свою давнюю мечту служить справедливости. Но всё оказалось не так просто: понадобились месяцы на сбор документов. Чтобы не сидеть на шее у родни, пришлось Александру на это время устроиться в охранную службу, с которой и возвращался он в тот злополучный майский вечер через Ялтинскую объездную в Симферополе. Подходя к трассе, позвонил матери, попросил: «Загасите известь, завтра буду дом белить». Невыполненным осталось обещание. Все планы и мечты разрушились под колёсами чёрной иномарки, вынырнувшей из темноты в 21 час 1 мая 2010 года.

Сумеречные гонки

Подробности трагедии покрыты мраком. Как рассказала нашему корреспонденту мать Саши Нина Степановна, обстоятельства гибели сына ей позже пришлось расследовать самой. Несмотря на то, что в кармане у сбитого пешехода лежал паспорт, который позже оказался у следственной группы, определить личность пострадавшего якобы смогли не сразу. Поэтому близким попросту «забыли» сообщить о том, что Саша попал в аварию, а телефон его, как водится, пропал в суматохе.

Страшную весть о гибели сына Нине Степановне принесла соседка, которая работает в городском морге. Только на следующий день, опознав поступившее на экспертизу тело, женщина позвонила своим односельчанам и сообщила о случившемся горе. Получив на руки медицинскую справку, мать пришла в недоумение: Саша получил при наезде открытый перелом голени, ушиб головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму и множественные ссадины. С таким диагнозом можно жить долго. А её сын умер от травматического шока второй степени, из которого человека легко вывести с помощью одной инъекции.

Поехав на Ялтинскую объездную, она прошла вдоль всей дороги, нашла точное место и свидетелей происшествия. Как выяснилось, иномарка налетела на её сына напротив заправки «Шелл», как раз на пешеходной «зебре» на асфальте. Случившееся видела дежурившая на АЗС сотрудница Светлана. Она и рассказала Нине Степановне подробности. О том, как четверо молодых людей из иномарки оттащили раненого на обочину, как потом нервно курили, дожидаясь подмоги.

- На место происшествия кроме наряда ДПС приехали ещё люди на дорогих машинах, - рассказала мать погибшего, - которые долго о чём-то разговаривали, часто звонили по мобильным, замеряли расстояние и несколько раз передвигали машины. Чертили какие-то схемы, потом опять передвигали машины и чертили заново. Всю эту активность запечатлела имеющаяся на АЗС камера слежения, но позже всё записанное таинственным образом исчезло. В результате активной деятельности совершивших наезд откуда-то появился свидетель - водитель микроавтобуса «Мерседес Вито». А руководила расстановкой фигур эффектная женщина. Позже мы выяснили, что это была тётя водителя «БМВ» Максима Арсёнова, муж которой занимает высокий пост в крымских правоохранительных органах.

Жертва подтасовки

Всё время, пока виновники трагедии прикрывали свои тылы, истерзанный Саша истекал кровью, мучаясь от боли. Ехавшие в машине-убийце курсанты Одесского государственного университета внутренних дел, которые проходили стажировку в следственном управлении ГУ МВД Украины в АРК, забыли о своём предназначении и не оказали первой помощи умирающему. Что поделать, они отмечали праздник и были, как положено истинным гусарам, немного пьяны. Более того, не вспомнили о своей прямой обязанности и прибывшие на место гаишники: им было недосуг позвонить в «скорую».

Вызов в службу экстренной медицинской помощи поступил только через полтора часа после происшествия. Позвонил случайный прохожий. «Карета» ехала по вызову долго. В результате Сашу доставили в больницу имени Семашко только к полуночи: три часа он ждал элементарного человеческого участия, лёжа на асфальте в луже крови.

Неизвестно, всё ли возможное было сделано для его спасения и в больнице. На запрос адвоката в больнице отказались предоставить историю болезни Саши Кулака, сославшись на врачебную тайну в соответствии со ст. 40 «Основ законодательства Украины об охране здоровья» и закон «Об информации».

Итог вышеизложенного: свидетельство о смерти 27-летнего парня, наступившей 2 мая 2010 года от травматического шока.

А виноват кто?

В тот же день автомобиль «БМВ-740» с регистрационным номером АК 54-50 был передан со штрафплощадки хозяину.
А через два месяца, на 1 июля 2010 года, по ходатайству матери погибшего правоохранители назначили автотехническую экспертизу автомобиля. Её официальные результаты тоже остаются в тайне. А вот сам автомобиль, как выяснилось, человеку, который раскатывал на нём с друзьями, не принадлежит. Настоящей же владелицей «БМВ» седьмой модели является Эльвина Аметова, жительница Симферопольского района.

У Максима Арсёнова, по сведениям, предоставленным начальником отдела регистрационно-экзаменационной работы ГУ ГАИ в АРК Фоминым, есть свой автомобиль - «ВАЗ-2107». А данных о том, что этот водитель привлечён к административной ответственности, в автоматизированной базе данных нет. Получается, что виновник наезда и сейчас может свободно разъезжать по крымским дорогам, только уже на другой, своей личной, машине.

Правда, правоохранителем Максим пока не стал: из юридической академии его всё-таки отчислили в соответствии с пунктом 63 (е) - нарушение дисциплины. А вот три его товарища, с которыми вместе возвращались с пикника, успешно окончили учёбу и служат в правоохранительных органах республики. На том справедливое наказание за содеянное и заканчивается. А убитой горем матери остаётся только уповать на кару Божию.

В коридорах правосудия

За два истёкших года расследование дорожно-транспортного происшествия не закончено. Уголовное дело по факту ДТП, повлёкшего смерть пострадавшего, открыли и закрыли. Водителя признали невиновным на основании его собственного утверждения, что он ехал со скоростью 60 километров в час. В выводах экспертизы скорость указана другая - 102,4 километра в час, но её результаты удалось получить только 22 июля, и их оказалось попросту не к чему приобщать, так как к тому времени уже не было дела.

В октябре 2010 года отделом расследования ДТП СУ Главного управления было возбуждено новое уголовное дело: об оставлении без помощи лица, находящегося в опасном для жизни положении, повлёкшем смерть. Только дело это было открыто не по отношению к конкретному человеку, а вообще, по факту. То есть претензию вроде бы и предъявили, только непонятно к кому. А как иначе? Не самих же правоохранителей сажать за проявленную халатность? Да и кто кого и от кого охраняет в ситуации, когда неправоохранитель только тот, кто корчится в муках на обочине?

В таком свете становятся неважными другие детали: что не было у «БМВ» тормозного пути, что свободными были ещё две полосы движения, что у заправки горел фонарь, освещавший дорогу. Не видел водитель пешехода, потому что не мог или не хотел видеть. Не уходил от удара, потому что не боялся тюрьмы. Не помог умирающему, потому что не посчитал его себе равным. И стало у нас на одного настоящего защитника меньше. А остался кто?

Вопросы, заданные матерью погибшего в очередном письме прокурору Крыма

Почему схема к протоколу осмотра места происшествия нарисована красиво, без помарок, но в зеркальном отображении к реальности?

Почему следователь Куртиминов на воспроизведении сам подсказывал ответы свидетелям, не стесняясь присутствия адвоката?

На каком основании опрос свидетелей проводился «общим собранием», а не по одному, как требует законодательство Украины?

Может ли считаться действительной автотехническая экспертиза, проведённая после того, как автомобиль два месяца находился у хозяина?

Почему пострадавшая сторона до сих пор не получила доступ к материалам следствия?

Официально

В постановлении о прекращении уголовного дела, подписанном cтаршим следователем отдела расследования ДТП СУ ГУ МВД Украины в АРК И. Куртиминовым 19 октября 2010 года, сказано: дело №11002030036 прекращено за отсутствием состава преступления.

Решение было принято на основании заключения экспертов. В нём сказано, что при хорошей видимости, сухом дорожном покрытии и полной исправности автомобиля водитель заметил пешехода за 47 метров до него. Затормозить и избежать наезда он бы вполне мог, если бы двигался с предельно допустимой в городской черте скоростью в 60 километров в час. Но «БМВ» неслась почти в два раза быстрее (102 километра в час), поэтому у водителя не было технической возможности предотвратить аварию. На этом хлипком основании было решено освободить Максима Арсенова от уголовной ответственности, заставив заплатить только прописанный в правилах штраф за превышение скорости. Если принять данный комплекс проведённых следственных мероприятий за основу, то любой лихач в нашей стране может беспрепятственно давить людей и всегда будет оправдан, если рассчитается с Госавтоинспекцией.

На фото: Александр Кулак; особая разведгруппа в Ираке.

Наталия ГОНЧАРОВА.