Ёлки-палки!

7 Апрель 2012 1049

«Смотри, какая необычная ёлочка - оранжевая. А в школе говорили, что они вечнозелёные», - восьмилетний Ваня устраивается под редкой рыжей хвоей в симферопольском парке имени Гагарина, позируя перед объективом фотоаппарата. «И что пушистые, тоже говорили, а там, смотри, совсем лысая. Какие у нас странные ёлки в городе». Впрочем, не только ёлки, но и сосны, туи, пихты в крымской столице рыжеют, буреют и лысеют. Если раньше жители могли насладиться неповторимым и полезным хвойным ароматом прямо на улицах шумного города, встав у пушистой пирамидки и потерев между пальцами зелёную иголочку, то теперь живую хвою надо ещё поискать. Почерневшие стволы с редкими пучками засохшей хвои встречаются гораздо чаще. «Крымская правда» выясняла у специалистов: почему ёлки массово превращаются в палки?

Счёт на сотни

Наша газета уже писала об этой проблеме осенью минувшего года («Лёгкие» Крыма умирают?», «Крымская правда», 16.09.2011 г.), но изменений в лучшую сторону нет. Статистика о том, сколько погибло и сколько осталось в Симферополе сосен, елей и прочих хвойных, не ведётся: инвентаризация зелёных насаждений, по словам сотрудников бывшего «Крымзеленстроя», вообще последний раз проводилась в 1985 году, сейчас считают только аварийные деревья. Но то, что гибель вечнозелёных - явление массовое, уж очень заметно. У одного только здания Совета министров автономии стоит около дюжины полысевших и порыжевших елей, в том числе и красивейших голубых. По всему городу счёт идёт на сотни. Гибнут деревья в парках имени Гагарина и Шевченко, сквере имени Тренёва, на бульваре Ленина и на проспекте Кирова, на улицах Гайдара и Мичурина, Мате Залки и Сева­стопольской, площадях Ленина и Куйбышева, на Москольце и в районе улицы Маршала Жукова, в лесных зонах микрорайона Пневматика, Залесья... Более того, о гибели хвойных говорят и в других регионах Крыма: в Симферопольском и Бахчисарайском районах, Севастополе, Ялте. И не такие уж старые вечнозелёные гибнут: многим нет даже десяти лет, а сосны и ели живут гораздо дольше.

- Скорее всего, в случае с городскими хвойными одна причина потянула за собой другую, - поясняет Дмитрий ЕПИХИН, кандидат биологических наук, сотрудник научно-исследовательского центра «Технологии устойчивого развития» ТНУ имени В. Вернад­ского. - Несколько лет подряд было засушливое лето, деревья ослабели, а на таких любая болезнь разовьётся без проблем.

В ожидании ухода

Ослабляет иммунитет хвойных и сама городская жизнь: вы­бросы вредных веществ в воздух заводами, фабриками, автомобильные выхлопы, бытовые стоки, проникающие в грунт. А поддержки растениям - никакой.

- Последние приблизительно четверть века за зелёными насаждениями никто не ухаживал, - рассказывает Любовь МЕДВЕДЕВА, директор Крымского республиканского сельскохозяйственного предприятия «Агрофирма «Меристемный комплекс». - В совет­ское время каждую весну и осень проводились так называемые влагозарядные поливы, чтобы деревья перенесли и холодную зиму, и жаркое лето. Приствольные круги разрыхлялись, закачивалось около 100 литров воды под дерево, это помимо регулярных поливов. Сейчас же большинство деревьев, как старых, так и вновь высаженных при реконструкции улиц, не то что не поливаются, даже землю у стволов кое-где камнями завалили.
А неполноценное питание, отсутствие ухода - первая причина пожелтения и засыхания хвойных растений. Не проводится и профилактическая обработка от вредителей и болезней. Причина банальна - нет денег.

- Мы и не можем их выделять, - аргументирует Анатолий РОГОВ, начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Симферополя. - Все зелёные насаждения на территории города относятся к имуществу автономии, находятся в сфере управления Министерства регионального развития и ЖКХ, на ответственном хранении ООО «Озеленитель-Крым». В город­ском бюджете не предусмотрена статья расходов на лечение хвойных деревьев - это было бы нецелевое использование средств. Сейчас у нас создано коммунальное предприятие «Симзеленстрой», которое будет следить за состоянием зелёных насаждений, переданных в коммунальную собственность.

По словам чиновников, процесс передачи деревьев от республики столице начался, но в горбюджете этого года средства на уход за переданными деревьями не предусмотрены. Запланируют ли на следующий - неизвестно.

- Несмотря на то, что все зелёные насаждения на балансе «Озеленителя», согласно закону «О благоустройстве населённых пунктов» содержание их осуществляется за счёт местного бюджета, - рассказывает Любовь Медведева, ранее возглавлявшая это республиканское предприятие. - И на баланс республика забрала их не по своей воле, в 90-е годы все зелёные насаждения города были распределены по районам и переданы на балансы исполкомам. Но через несколько лет выяснилось, что ни один исполком не принял деревья, и все они вернулись республике.

У неё денег тоже негусто, да и выделение их на столичные деревья, получается, противоречит закону «О благоустройстве населённых пунктов». Замкнутый круг, в котором гибнет хвоя.

Грибок всему виной

По словам Любови Медведевой, в последнее время основное заболевание хвойных, вызывающее пожелтение и осыпание, - шютте.

- Прилетела мелкая букашка или заполз жук, повредил веточку или хвоинку, тут же через ранку проникла мельчайшая спора гриба, сформировалась грибница и начала жить за счёт живых тканей растения. Побурела хвоинка, веточка, половина растения, и постепенно на сосне остаётся лишь макушка, а от можжевельника - вообще одно название, - поясняет специалист.

То, что хвойные крымской столицы превращает в палки именно шютте, подтверждают и лабораторные анализы некоторых деревьев.

- Сотрудники завода «Фиолент» и Республиканского комитета по лесному и охотничьему хозяйству привозили нам на анализ образцы голубой ели и пихты кавказской, - рассказывает Анна ЛИТВИНЕНКО, ведущий специалист отдела прогнозов и фитосанитарной диагностики Государственной инспекции защиты растений АРК. - Результат неутешительный: шютте. Причём активное распространение инфекции идёт именно сейчас, после таяния снега, при резких перепадах температуры. Источник инфекции - сосна, от неё споры грибка переносятся ветром, и если растение ослаблено, то ему угрожает опасность. Сейчас в Симферополе пик заболевания хвойных шютте.

По словам Анны Литвиненко, бороться с болезнью актуально только на ранней стадии, когда пострадали отдельные ветви: тогда потребуется несколько обработок препаратами. Если очаг поражения глобальнее, то дерево надо спилить, дабы инфекция не распространялась дальше.

Нужны программа и деньги!

В управлении жилищно-коммунального хозяйства Симферополя «Крымскую правду» заверили, что, несмотря на отсутствие бюджетной статьи расходов на лечение хвойных деревьев, «средства на борьбу с шютте изыскивают».

- Постоянный температурный режим для эффективности обработки хвойных насаждений должен составлять плюс 16-18 градусов, - поясняет начальник управления Анатолий Рогов. - Действие разрешённых на Украине препаратов по борьбе с предполагаемым возбудителем будет изучено на экспериментальном образце. Кроме того, для лечебной обработки деревьев необходимо получить разрешение санэпидемстанции.

Лечение погибающих хвойных - мероприятие дорогостоящее. Ведь диагноз нужно поставить каждому рыжеющему и лысеющему дереву. Один анализ, определяющий шютте, стоит 60 гривен. Если не подтвердится - поиск иных причин, если подтвердится - расходы на лечение. Для обработки деревьев, поражённых шютте, используют различные препараты. Норма расхода 0,5-4 кг/га, в зависимости от препарата. Опрыскивать нужно неоднократно. Стоимость препаратов варьируется от 13 до 30 долларов за килограмм. Плюс расходы на само опрыскивание, возможно, придётся задействовать технику, вертолёт. Где город найдёт деньги - неизвестно.

- На мой взгляд, нужна целая программа по спасению городских хвойных деревьев, - говорит Максим СВОЛЫНСКИЙ, начальник отдела организации лесоразведения, охраны и защиты леса Республиканского комитета Автономной Республики Крым по лесному и охотничьему хозяйству. - В горно-лесной зоне полуострова проблема усыхания не так глобальна (сказываются лесозащитные мероприятия), страдают лишь некоторые сосны. А в городах это очень серьёзная проблема. К решению её надо подходить комплексно, исследовать все возможные факторы: грибок, температурно-водный режим, почву, влияние вредных выбросов и так далее, определить структуру, которая будет заниматься спасением деревьев. Это потребует солидных финансовых вложений. Поэтому подобная программа, как мне кажется, должна быть принята не только на городском уровне, но и на республиканском, а может быть, и на всеукраинском. Ведь проблема актуальна не только для населённых пунктов Крыма.

Программы пока нет, денег и должного ухода, лечения - тоже. Хвойные деревья продолжают гибнуть. Бездействием властей и равнодушием жителей уничтожаются «лёгкие» города, полуострова. Специалисты говорят, что если не спасать дерево, поражённое шютте на ранней стадии, то его придётся уничтожить, а высаживать на этом месте новое уже нельзя. Вот вам и естественное сокращение зелёной зоны города. Быть может, такое развитие событий кому-то и выгодно, чтобы закатать новые территории асфальтом для автопарковок или построить очередной магазинчик? Только каким же тогда воздухом будем дышать!

Помоги дереву

Продлить жизнь деревьям в населённых пунктах может каждый. Достаточно вскопать и взрыхлить землю под ним, подкормить удобрениями, побелить ствол весной, регулярно поливать. Дерево отблагодарит, освежив воздух и укрыв тенью в знойный день.

Однако

В советское время Симферополь считался одним из самых зелёных городов страны: на каждого жителя здесь приходилось около 50 квадратных метров зелёных насаждений. Сейчас, по разным данным, от 3 до 5 квадратных метров. Деревья спиливают, они гибнут от засухи и болезней. Новые практически не высаживают: до 1985 года ежегодно сажали до 5 тысяч различных деревьев, сейчас на редких субботниках - менее тысячи, но из-за отсутствия ухода большинство не приживается.

Что за зараза?

Шютте - группа болезней, вызываемая многочисленными грибами. Они поражают деревья любого возраста, но наиболее опасны для молодых. Характеризуется изменением цвета, преждевременным отмиранием и опаданием хвои. Источник инфекции - больные растения и опавшая хвоя с патогенными спорами. Одни грибы приспособились к развитию только на каком-то одном растении, другие могут развиваться на нескольких. Различают обыкновенное шютте сосны, обыкновенное шютте ели, снежное шютте сосны (опасно и для елей, можжевельника), серое шютте сосны, шютте пихты, шютте можжевельника, бурое шютте хвойных пород (пихта, ель, сосна, туя, можжевельник).

Польза хвои

Хвойные деревья насыщают воздух фитонцидами - биологически активными веществами, уничтожающими болезнетворные микроорганизмы, в том числе туберкулёзную палочку. Запах хвои снимает усталость, нервное напряжение, активизирует газообмен в лёгких. В хвое витамина С в семь раз больше, чем в лимонах, есть провитамин А (каротин), витамины Е, К, Р, В1, В2, В6, РР и Н.

Между тем

В августе прошлого года с проблемой гибели вечнозелёных столкнулись и в Детском парке столицы. Как рассказывал нам тогда директор парка Александр Шабанов: «Состояние деревьев становится хуже. Они сухие». Сотрудники парка той же осенью подкормили деревья удобрениями, новую подкормку провели и этой весной. «Деревья пошли на поправку, сейчас сухих в парке нет. Мне кажется, всё дело в уходе», - отметил Александр Шабанов, эколог по образованию.