Шагнуть за грань,

или Почему школьники добровольно лезут в петлю?

6 Апрель 2012 844
Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Заплаканная мать бережно поправляет портрет дочери. С фотографии смотрит жизнерадостная девчушка, с искрящимися от счастья глазами и приветливой улыбкой. И только жуткая чёрная лента напоминает, что Лине всегда будет шестнадцать. Как в тот роковой день, когда она решила уйти из жизни.

О чём молчит статистика?

Лина хорошо училась, мечтала стать юристом. У общительной девушки было много друзей и поклонников среди одноклассников. Никто даже подумать не мог, что первая любовь, которая так окрыляет каждого подростка, станет для Лины смертельно опасной. В трагедии односельчане Лины обвиняли её молодого человека, который был на пять лет старше девушки. Не любил, изменял, спровоцировал. В день рождения Лины влюблённые поссорились. Ночью девушка написала подруге сообщение: «Позвони, надо поговорить. Мне очень плохо». Но ей не ответили - было поздно. Лина распотрошила домашнюю аптечку и выпила упаковку сердечных препаратов. Доза была настолько сильной, что ей моментально стало плохо. Потом были «скорая», реанимация и седой доктор, боровшийся до последнего за жизнь девочки. Лина была в сознании, она, наверное, отчётливо слышала, как произнёс врач: «Отравление пошло в мозг, больше шансов нет, мы бессильны...». Повидавшие многое за свою врачебную практику медсёстры не могли сдержать рыданий. «Пожалуйста, спасите меня, я больше никогда, никогда не буду так делать. Я хочу жить!» - кричал ребёнок, убивший себя сам.

В Крыму участились случаи суицида среди детей и подростков. Только в Керчи за последние четыре месяца повесилось трое молодых людей.

По официальной статистике, на Украине 40% самоубийств совершают подростки и молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет. Семьи, в которых дети пытались свести счёты с жизнью, в большинстве случаев скрывают этот инцидент. А около 20% суицидов несовершеннолетних и вовсе не фиксируются. Их записывают как факты «падения с высоты», «отравления» или просто «смерти при невыясненных обстоятельствах».

Реальные цифры гораздо выше официальных данных. Дети добровольно лезут в петлю, глотают таблетки, вскрывают себе вены, прыгают с крыш. Что это? Массовый психоз среди подростков, заразный вирус или приговор обществу, в котором воспитываются юные самоубийцы?

За каждой отдельно взятой трагедией стоят похожие причины: несчастная любовь, неурядицы в школе, конфликты со сверстниками и родителями, одиночество и непонимание.

Умереть понарошку

Дурной пример заразителен для подростков. Раньше считалось, что СМИ, которые распространяют страшные новости о несовместимых понятиях «ребёнок» и «самоубийца», лишь усугубляют ситуацию. Теперь психологи отмечают, что молчать больше нельзя. Каждый родитель должен внимательно отнестись к этой информации. И бить тревогу, если подросток заявляет, что «все достали, так больше невыносимо жить, я никому не нужен». Из общего количества суицидов только 10% - клинические случаи, связанные с психическими расстройствами, все остальные - свойственная подросткам реакция на кризисное состояние.

Но перешагнуть грань могут не только трудные дети в переходном возрасте. По словам психолога Инны Найдёновой, в группу риска попадают малыши в возрасте от семи до десяти лет. Некоторые из них воспринимают смерть как игру. Они готовы умереть понарошку, как любимый герой не по-детски жестоких мультфильмов аниме, или воскреснуть, выпив живой воды, как в сказке. Психиатры отмечают, что наибольшее количество суицидов совершают мальчики. Их психика в этом возрасте сильнее подвержена травмам. Для мальчишек важно доказать собственную крутизну, самоутвердиться среди сверстников. Отсюда рискованные затеи: перебежать дорогу перед автомобилем, забраться на вышку или отвесную скалу. Подтолкнуть ребёнка к шагу в неизвестность могут и сказанные в сердцах или по неосторожности слова взрослых. Одарённую девятилетнюю девочку невзлюбили одноклассники. Каждый день она приходила домой в слезах. Кто-то из взрослых сказал девочке, что все мучения закончатся в раю. Она покончила с собой. Малышке не пояснили, что самоубийство - страшный грех и в рай после этого не попадают. Дети в таком нежном возрасте воспринимают сказанное старшими буквально.

- С детьми нужно говорить о смерти, а не табуировать эту тему. Вместо умершего хомячка родители стараются быстро купить нового, пока ребёнок не заметил подмену. Это неправильно, - поясняет психолог Инна Найдёнова. - Малыш должен понять, что смерть - навсегда.

Философский мультфильм «Ёжик в тумане», который не понимают и не любят в детстве, простым и доступным языком поясняет, что может случиться, «если меня совсем не будет».

- Посмотрите его с вашим сыном или дочкой, поясните ребёнку значение этих слов, - рекомендует психолог.

Инна Найдёнова обращает внимание родителей на диалог героев мультфильма.

- Я обязательно приду к тебе, что бы ни случилось. Я буду возле тебя всегда, - сказал Медвежонок.

Ёжик молчал.

- Ну что ты молчишь?

- Я верю, - сказал Ёжик.

Верить родителям будет ребёнок, который точно знает, что его любят, поддержат и поймут. Тогда любые проблемы извне будут решаться проще, потому что дома есть опора. Иногда банальной фразы, что всё изменится, плохое настроение и неудачи бывают у всех, достаточно, чтобы избежать непоправимого горя.

«Прости меня, мама...»

С подростками в возрасте 11-16 лет сложнее. Зачастую они отгораживаются от родителей плотной стеной отчуждения. Папам и мамам придётся запастись огромным терпением, чтобы сквозь все «отстань, не твоё дело, не хочу говорить» достучаться до родного человечка. Иногда суицидальные мысли ребёнка дают о себе знать. Он много рассуждает или фантазирует на тему смерти, у него меняетюя поведение и привычки. Депрессивный школьник может начать вести дневник и раздаривать вещи своим друзьям, ссылаясь, что ему они уже точно не пригодятся. Не стоит недооценивать шантаж самоубийством. Иногда родители уверены, что в ответ на равнодушную фразу: «Хочешь - прыгай, режь вены, но по-твоему не будет» чадо успокоится. Чтобы доказать свою решительность, а порой просто назло родителям дети могут поиграть в рулетку с жизнью. Либо ребёнок доведёт начатое до конца, либо будет бесконечно манипулировать вами. В таких ситуациях без помощи специалистов не обойтись.

В своих дневниках и предсмертных записках дети поясняют причину ухода. «Прости меня, мама. Если бы ты только знала, как мне тяжело...», - написала тринадцатилетняя Катя в прощальном письме. К счастью, девочку удалось спасти. Позже выяснилось, что она не могла пережить, что родители живут не вместе. Их развод, появление в семье второго ребёнка и даже такая мелочь, как двойка в дневнике, могут вывести детей из равновесия. При помощи смерти они стремятся избежать невыносимой жизненной ситуации или избавиться от страха приближающегося за проступок наказания. После «окончания смерти» подростки надеются начать новую жизнь без конфликтов с теми, кому был адресован их суицид как последний аргумент, как крик о помощи. Психологи отмечают, что практически каждый подросток задумывается о самоубийстве. Жалея себя, он представляет, как будут плакать на похоронах родители и друзья. Но у ребёнка теплится надежда, что обидчики всё осознают, поймут, будут кусать локти. И тогда начнётся новая жизнь. Счастливая и безоблачная.

Суицид - не цель, а способ

По мнению психологов, самый верный способ уберечь школьника от суицида - любить его. Но действительность такова, что родители много и тяжело работают. На общение с сыном или дочерью просто не остаётся времени. Остаются лишь отговорки, что трудятся в поте лица папы и мамы для блага своего чада. Получать же ответы на свои вопросы ребёнок хочет «здесь и сейчас», а не когда в плотном графике родителей появится для него свободная минутка. Нестабильное социально-экономическое положение усугубляет ситуацию. Дети стыдятся своей бедности и сжигают себя заживо только потому, что родители не могут купить им новую школьную форму. Так, например, четыре дня назад поступил пакистанский школьник. Общество утратило моральные ориентиры, на смену рухнувшим ценностям пришли мнимые идеалы. А вокруг ещё столько соблазнов: секты, субкультуры, где вечно унылые эмо и готы романтизируют смерть. Любимые музыканты, актёры и поэты, которые выбрали смерть. Жестокие одноклассники, страх быть не таким, как все.

Покончившие или пытавшиеся покончить с собой дети, как правило, имеют более высокий коэффициент умственных способностей по сравнению со своими сверстниками.

Им кажется, что умным, одарённым, толстым, лысым - не место среди озлобленных подростков. Школьному психологу свои переживания они доверяют неохотно, боятся, что тот пожалуется учителям или родителям. Услуги частного врачевателя душ многим папам и мамам не по карману. Альтернативных центров помощи и доверия у нас единицы, многие школьники даже не знают об их существовании.

А ведь для ребёнка самоубийство не цель, а лишь способ привлечь к себе внимание. Вовремя услышьте его и убедите, что безвыходных ситуаций не бывает. Помогите своему сыну или дочке увидеть выход.

Юлия ЦИСАРЬ.