Победитель получает всё

5 Апрель 2012 830
Участники заседания.
Участники заседания. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Осенью крымчан ждёт испытание в виде парламентских выборов в Верховный Совет Украины, на которых по новому закону одна половина депутатов будет избираться по одномандатным избирательным округам, другая - по партийным спискам. По сложившейся традиции «Крымская правда» собрала в своём пресс-центре ведущих политологов автономии, чтобы обсудить возможные сценарии будущей кампании. Предварительную расстановку сил выявляли Анатолий Филатов, Александр Форманчук, Денис Батурин, Владимир Джаралла и Олег Габриэлян.

Выборная инженерия

- Начнём с количества округов. Глава правительства Анатолий Могилёв, будучи гостем «Крымской правды», говорил, что их количество неизменно - 10. Однако с тех пор прошло достаточно времени и уже тиражируются версии, что мажоритарные округа на территории автономии могут быть «перенарезаны». Соответственно изменится и количество депутатов-одномандатников, которые пройдут от Крыма в украинский парламент. Насколько вероятны такие перемены и какими проблемами они чреваты?

Анатолий Филатов:

- Слухам, что количество округов может быть сокращено, я не верю, потому что регионалам совершенно невыгодно уменьшать их количество на юге и на востоке. Что касается нарезки округов, то это действительно искусство, высший пилотаж. Но я думаю, что есть достаточно квалифицированные специалисты.

Александр Форманчук:

- Недавно Комитет избирателей Украины проводил в Симферополе заседание за «круглым столом», на котором организаторы мероприятия высказали мнение, что в Крыму должно быть не 10, а 9 округов. А в Донецкой области из 23 округов они хотели оставить 21. Понятно, что в ЦИК президентские позиции достаточно прочны, поэтому думаю, всё должно остаться, как есть. Так же считают и в крымском избиркоме, я разговаривал с Михаилом Малышевым (председатель Избирательной комиссии АРК. - Ред.). Десять округов достаточно традиционны и вполне нормально вписываются в нормы по количеству избирателей.

Денис Батурин:

- Почему раньше так ревниво относились к границам округов? Потому что, как правило, на выборах здесь шли представители местных элит, которые чётко знали, что у них есть влияние в определённых районах или городах. Исходя из этого, старались определить количество избирателей, очертание округа. Но мы предполагаем значительное количество «некрымских» кандидатов, а им, по большому счёту, будет всё равно, по какому округу идти.

Владимир Джаралла:

- Не секрет, что до последнего времени существовал перекос в сторону Западной Украины, и у них получалась более выгодная карта округов по сравнению с востоком. Сейчас ситуация нормализуется. Второй момент - это общий фон. Все уверены в том, что есть основная политическая сила, избирательная машина которой - как танк. И есть все остальные - те, кто пытается хоть что-то получить.

- Не менее важный, но, пожалуй, более трудный вопрос: кто именно может пойти на эти выборы от Крыма?

Денис Батурин:

- Избиратель должен знать своего кандидата, иметь возможность с ним общаться. В округе в среднем 150 тысяч избирателей, кандидат должен провести такое количество встреч, чтобы каждый услышал от знакомого или родного человека о том, что он с кандидатом встречался. Американцы оценивают эффективность избирательной кампании по количеству пожатых рук, здесь должно быть примерно то же самое.

Анатолий Филатов:

- Я насчитал некоторое количество крымских кандидатов, которые могли бы выдвинуться, - это Сергей Куницын, Лев Миримский, Леонид Грач, Ольга Ковитиди, Рустам Темиргалиев, Сергей Аксёнов, Борис Дейч, Василий Киселёв, Александр Бартенев, Андрей Даниленко, Олег Осадчий, Михаил Голубев, Александр Черноморов.
С другой стороны - «донецко-киевляне»: Александр Зац, Владимир Толстенко, Юлия Лёвочкина (сестра главы АПУ. - Ред.).

Главное, что регионалы могут, условно говоря, «объяснить» некоторым нашим кандидатам, что негоже бросать городские должности и двигаться в нардепы, и тем самым вытолкнуть их из этого процесса. Но с Ковитиди, Темиргалиевым, Дейчем, Киселёвым они должны что-то решать. Проблема будет состоять в том, удастся ли регионалам договориться с коммунистами, потому что у них есть шанс поднять свой процент. Сейчас ведутся переговоры с Симоненко, чтобы коммунисты оставили Крым регионалам, а взамен предлагаются места на востоке Украины.

Владимир Джаралла:

- Ещё один сугубо крымский фактор - русское движение. Сейчас проявилась опасная тенденция - это предложение коренной перестройки русского движения в принципе. Русским предлагают отказаться от идеи Русского мира, убеждают, что необходимо, условно говоря, стать «европейскими русскими». Это - не что иное, как предательство идеологии русского движения и будет означать ликвидацию движения как фактора политической деятельности. Пока это туманная угроза, но само её появление является знаковым.

Олег Габриэлян:

- Представьте ситуацию, приходит имярек в регион на любой округ и говорит: «Починю разбитую дорогу. Половину - сейчас, другую половину - после того, как выберете меня». Я глубоко убеждён, регионал он, бютовец - неважно, за него проголосуют. Люди не мыслят макроэкономическими показателями, они мыслят своим двором, домом и кошельком.

- Идеологические вопросы больше не актуальны?

Олег Габриэлян:

- Народ интересуют глобальные гуманитарные проблемы, например нерешённый вопрос языка. А это - жизнеобразующая линия, без которой рушится мировоззрение человека. Конституция пишется на конкретном языке: если он неродной, ты не воспринимаешь её как свою. Когда народу был предложен коммунистический проект, в нём имелся некий смысл, который оказался настолько силён, что удалось пошатнуть все старые устои, даже церковь! Сегодня Россия, увы, не предлагает подобных проектов, только конкретную экономическую выгоду.

Денис Батурин:

- Общество сформулировало ключевые запросы. Это запрос на стабильность и запрос на справедливость. Запрос на стабильность во многом связан с экономической ситуацией, но он имеет и особенности мировоззренческого характера. Запрос на справедливость также многогранен, он связан, например, с проблемой русского языка. Эту проблему не решить ни референдумом, ни голосованием в парламенте в преддверии выборов. Не потому, что она нерешаема, а потому что решать надо по-другому. Нужна серьёзнейшая работа с обществом путём самых разных информационных программ, культурных, образовательных...... Никакой опасности носитель украинского языка как основного не несёт носителю русского языка как основного. И наоборот. Вопрос в мировоззрении. Это и является предметом договора.

Кто есть кто?

- Давайте всё же вернёмся к вопросу о персональном составе будущих кандидатов.

Владимир Джаралла:

- Пожалуйста. Сергей Куницын - человек-загадка. Многие ломают голову, будет ли он выдвигаться. Сейчас, если бы Сергей Владимирович выдвинулся, ему пришлось бы бороться за победу не в пределах одного города, а на округе, в котором намного больше избирателей. Очень важно, что почётным президентом спортивного клуба «Таврия» стал Анатолий Могилёв. С точки зрения конспирологии, СК «Таврия» - это такой своеобразный «закрытый клуб олигархов», где влиятельные люди Крыма и Украины обсуждают в неофициальной обстановке целый ряд вопросов, связанных не только с развитием футбола.

Анатолий Филатов:

- Я хотел бы добавить, что Куницын при этом стал генеральным директором спортклуба «Таврия». Возможно, таким образом он «пробивает» себе место в мажоритарный округ. Но есть и другой вариант: Куницына могут просто оттеснить и дать ему этот «кусок», чтобы он на этом успокоился. Мне лично кажется, что в отношении дальнейшей судьбы Куницына определяющей будет позиция Януковича. Если Янукович всё-таки не любит Куницына, то одно дело дать ему пройти по округу на выборах в Верховный Совет Крыма, потому что он заручился поддержкой Фирташа, но депутатство в Верховном Совете Украины...

Александр Форманчук:

- Василий Георгиевич (Джарты. - Ред.) был недоволен. И скажу вам честно, Фирташ тоже был недоволен. Но если Куницын непременно захочет принять участие в выборах, у него есть ещё «Фронт змин» Арсения Яценюка. Не забывайте, что в своё время он оставил Яценюка министром экономики, когда пришёл премьером, у них сложились отношения, и, насколько мне известно, Арсений Яценюк в принципе не против видеть Куницына в рядах своей партии. Но такой выбор несёт определённые риски для Куницына. Ему придётся хорошо подумать, прежде чем решиться на такой шаг.

- И попытаться в одиночку бросить вызов лидирующей команде?

Владимир Джаралла:

- Да, регионалы отлично играют командой. Наблюдая за действиями Бориса Дейча, я невольно вспоминаю историю знаменитого шведского хоккеиста «Тумбы» Юханссона. Когда во время одного из чемпионатов мира его начал блокировать советский хоккеист, он, понимая, что сыграть не сможет, начал сам блокировать другого советского хоккеиста, тем самым выведя из игры сразу двух игроков команды соперника. Решение ввести Дейча на чужой округ при том, что он поддержит и кандидата от Партии регионов на «своём» округе, - очень сильный ход. Да, конечно, многие из их мажоритарных кандидатов окажутся незнакомы крымскому избирателю. Но уже сейчас можно заметить, что, например, народный депутат Зац вместе с мэром Даниленко запускают такое количество проектов, что явно «перебивают» других кандидатов. Хотя говорить о точном списке ещё рано. В целом же, я думаю, что из десяти мажоритарных округов Партия регионов будет бороться за все десять. Как когда-то говорил Пеле: «Мы забьём столько, сколько захотим. А наши противники - столько, сколько смогут».

Олег Габриэлян:

- Партия регионов возьмёт 10 мандатов, а остальные будут бороться за оставшиеся!

Александр Форманчук:

- Напомню, что ещё не решён вопрос о параллельном выдвижении - может ли один кандидат баллотироваться и по списку, и по мажоритарному округу? Если это будет запрещено, тогда оппозиция окажется в более невыгодном положении. Сенченко, Велижанский и Денисова - все втроём в проходную часть «бютовского» списка попасть наверняка не смогут на этот раз. Значит, кто-то из них вынужден будет «искать своё счастье» на мажоритарном округе, что сделать будет очень и очень сложно.

Анатолий Филатов:

- Велижанский - непубличный политик. Денисова попыталась обозначить себя в качестве публичного политика, но у неё из этого не получилось ничего, кроме конфуза. Если тщательно подобрать округ, умело поработать на нём, то какие-то шансы если не победить, то попортить нервы другим кандидатам могут быть у Сенченко. Конечно, для него лучше всего получить проходное место в списке. Кстати, то, что его активность прямо адресована Тимошенко, - свидетельство отсутствия взаимопонимания между ним и её «наследниками»: Турчиновым и Кожемякиным.

Владимир Джаралла:

- Активность СМИ, подконтрольных Сенченко, и направлена не на победу оппозиции, а на укрепление его собственного авторитета в партии. Он работает не на повышение рейтинга «Батькивщины», а на повышение собственного рейтинга внутри неё.

Стройные ряды

- Если относительно хода выборов на одномандатных округах ещё множество вопросов остаются открытыми, то в соревновании между партиями исход понятен. Главная интрига - в содержании партийного списка?

Александр Форманчук:

- Мы знаем, что президент не очень любит новые фамилии.
С другой стороны, он понимает, что обновлять всё равно надо. Очень сложно найти тут оптимальное соотношение. Именно поэтому так много вопросов сейчас возникает по поводу формирования списка ПР. Но обновление неизбежно, и, насколько мне известно, президент это хорошо понимает.

- Политических сил у нас в Крыму поменьше, чем национальностей, но тоже немало. Какие местные организации, кроме ПР, способны дать своим партиям более или менее значимый процент проголосовавших?

Александр Форманчук:

- Кроме Партии регионов есть ещё Симоненко, его Компартия может получить дополнительных 3% и больше. Симоненковцы не любят мажоритарки, они работают в основном на списки. Избавившись от Леонида Грача, коммунисты-симоненковцы выиграли, а не проиграли, как ошибочно думает сам Грач. Учитывая неблагополучный социально-экономический фон, симоненковцы имеют шанс к своим законным 7-8% добавить ещё 3-4. Вторая сила - Арсений Яценюк, но при условии, что его поддержат крымские татары. Если меджлис поддержит, то к тем 4-5%, которые у него есть сейчас, «Фронт змин» может немного добавить. Но при этом часть собственного электората он может и потерять в результате союза с крымскими татарами. БЮТ - это провал, 3-4%, в лучшем случае - пять. «Удар» Кличко на фоне невыразительности выбора для определённой части населения может получить шальные 5-6% в Крыму.

- Вся интрига в том, кого выберет в «лошадки» меджлис на этот раз вместо Руха?

Анатолий Филатов:

- В последнее время значительно активизируется «внутритатарская оппозиция», в первую очередь Крымскотатарский народный фронт. Он может перетянуть значительную часть крымских татар в другой политический лагерь. В какой именно, пока не берусь прогнозировать, но не в ПР. Что касается меджлиса, то недавно прошла информация, что готовится соглашение о создании общего избирательного списка между НРУ и «Батькивщиной». В этой связи возможность выбора у меджлиса суживается. Потому что меджлис все последние 20 лет сотрудничает с Рухом. Уйти непросто от «Батькивщины», а от Руха будет сложнее.

- А Наталия Королевская? Её интерес к Крыму уже трудно не заметить.

Александр Форманчук:

- Мы видим много билбордов, она сейчас занята активным поиском людей, которые возглавят здесь штаб. Я думаю, что в основном это чистый бизнес-проект. Оттянуть голоса у БЮТ Наталия может, наверное. В принципе от 3 до 5% она может получить в Крыму. Все остальные - в пределах статистической погрешности. Этих сил будет много, но получат они по полпроцента, по 0,3%.

Олег Габриэлян:

- Всё настолько очевидно и скучно...... К сожалению, нет серьёзной интриги в этих выборах. Оппозиция никак не может между собой договориться, и вообще, я думаю, её надо менять. Возможно, выборы к этому и приведут - нынешние оппозиционеры станут политическими маргиналами. Потребуется время, чтобы сложились какие-то новые лидеры, новые оппозиционные силы. Если они вообще сложатся. Сегодня население всё-таки ориентировано на стабильность. Дьявол кроется в деталях. Помните, что мы обсуждали перед выборами 2010 года? Партии регионов было бы лучше создавать коалиционное правительство хоть с кем-то. Но ситуация складывается таким образом, что нет нормальной оппозиции, и в этом большая проблема для Партии регионов - она слишком большой стала и крайне неоднородной. Будут появляться «центристы», те, кто «слева», те, кто «справа». И между ними будет идти борьба.

- В том, что оппозиция проигрывает, сомнений не остаётся. Следовательно, они постараются повторить опыт 2004-го? Что это будет? Новый майдан? Дойдёт ли его эхо до Крыма?

Владимир Джаралла:

- По всем фронтам, организациям, получающим гранты, работа уже идёт. Технология простая: заканчиваются выборы, объявляется, что якобы были нарушения, и на этом основании ЕС и США отказываются признавать выборы легитимными. Давайте не забывать, какое количество украинских чиновников связано с Западом. Но заинтересован ли Европейский союз в обострении обстановки? Не думаю. Есть Белоруссия, с которой они не могут справиться. Терять ещё и Украину? Кроме того, ЕС находится в жесточайшем экономическом кризисе. А у США тоже есть намного более серьёзная, чем все «цветные революции», проблема, она называется президентские выборы. Поэтому, с одной стороны, понятно, как будет действовать оппозиция, но, с другой стороны, результат вряд ли будет таким уж катастрофическим. Хотя «война нервов» будет.

Олег Габриэлян:

- Со стороны России ясность появится после инаугурации. Что касается Евросоюза, то майдан - это ресурсы. Есть менее затратные формы воздействия, например, непризнание легитимности, обвинения в «политических преследованиях» и т. д. Хочешь - вытаскивай всё это из рукава и используй, не хочешь - принимай какую-нибудь невнятную резолюцию, продолжая сотрудничать.

Анатолий Филатов:

- После выборов у Партии регионов будет вполне достаточно рычагов, чтобы сформировать из свежеизбранных депутатов своё новое большинство в украинском парламенте. Что же касается внешнего влияния, то оно, безусловно, есть, но переоценивать его не стоит.

Александр Форманчук:

- Поствыборная ситуация будет сложной. Нынешняя гламурно-парламентская оппозиция идёт к окончательному банкротству. Но она не захочет просто так уйти с политической сцены. Она захочет уйти, хлопнув дверью. И технологически подготовленные обвинения в фальсификациях будут обязательно. Другое дело, что поддержку у внешних игроков им будет сложно найти. Если Россия в мягком режиме через какие-то процедурные моменты сдаст Асада, а скорее всего, она так и сделает, то в принципе американцы вообще готовы «сдать» Украину. Если говорить о ЕС, то там есть определённые силы, которые будут поддерживать Тимошенко. И к ним будет основная апелляция со стороны нашей оппозиции. Я думаю, что после выборов будет некий всплеск, я бы его назвал медицинским термином «пароксизм». Всенародной поддержки этому «пароксизму» не будет, конечно. Народ устал, общество устало, оно раздражено ещё тем майданом 2004 года. Но попытки вновь вызвать все эти беспорядки будут, обязательно будут.

Николай ФИЛИППОВ,
Александр ДРЕМЛЮГИН.