Наша «пленница»

4 Апрель 2012 1937

Четвёртое место среди советских кинофильмов, абсолютных лидеров кинопроката: 76,54 миллиона зрителей в год выхода. Сорок пять лет назад, 1 апреля 1967-го, на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Съёмки проходили годом ранее в Крыму.

Спасибо Леониду И.

Точнее, двоим: Леониду Иовичу и Леониду Ильичу. Первый - Гайдай, режиссёр и один из сценаристов (вместе с Яковом Костюковским и Морисом Слободским). Второй - Брежнев, без его помощи зрители не увидели бы кино.

Первоначально новые приключения Шурика (Александра Демьяненко) и троицы - Труса, Балбеса и Бывалого (Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова), полюбившихся зрителям после «Операции «Ы», должны были состоять из двух новелл. В первой - «Кавказская пленница» - Слободской и Костюковский предложили сюжет о Нине, приехавшей к родственникам на Кавказ, похищенной местным «князьком» Ахоховым и спасённой Шуриком. Во второй - «Снежный человек и другие» - об экспедиции, ищущей снежного человека, за которого выдавали себя Трус, Балбес и Бывалый, но опять же были разоблачены Шуриком и Ниной. Однако Гайдай вначале не принял первую новеллу, посчитав её наигранной. Да и троица сниматься в старых образах не соглашалась. Никулин, к примеру, «не верил в успех: многое в сценарии нарочито». Но потом Гайдай прочитал в газете, как на Кавказе влюблённый джигит похитил девушку, и согласился. Сумел уговорить Балбеса, пообещав «отредактировать» сценарий. Убедили «в последний раз сыграть в троице» и Труса с Бывалым. Снимали первую новеллу. И если с основными актёрами определились быстро: Владимира Этуша (Саахов), Фрунзика Мкртчяна (его водитель Джабраил) и Руслана Аметова (Эдик) утвердили после первых проб, то с Ниной возникли проблемы. Пробовалось почти 500 актрис, пока ассистентка режиссёра не посоветовала артистку Московского цирка Наталью Варлей. Что называется, попали в десятку. Правда, озвучивала Нину Надежда Румянцева, а пела о медведях Аида Ведищева.

Улица у психбольницы - Войкова (ныне А. Караманова) в Симферополе,
 между парком Шевченко и заводом имени 1 Мая (забор завода
и есть забор киношной психбольницы). Съёмки здесь проводились 8 июня 1966 года.

На контрольном просмотре в Госкино картину «зарубили»: «антисоветчина». А через несколько дней... признали большой удачей. Оказалось, накануне генсеку Леониду Брежневу захотелось посмотреть новую комедию. За неимением иной дали «Кавказскую пленницу». Леонид Ильич посмотрел фильм несколько раз, насмеялся от души, а узнав, что картина запрещена, распорядился немедленно выпустить на экран.

Благодарить за спасение надо и тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву. «Зарубить» кино попытались и на «Мосфильме» - из-за фамилии героя Владимира Этуша. Первоначально задуманного Ахохова Гайдай превратил в Саахова: во-первых, Ахохов существовал в реальности и был партийным секретарём в одной из республик, а во-вторых, так режиссёр «отыгрался» на секретаре парткома киностудии, клеймившем его фильмы. Фамилия мосфильмовца отличалась от киношной одной буквой. Разгорелся скандал, фильм надо было переозвучивать. Ситуацию спас Никулин, рассказавший об этом министру культуры. Екатерина Алексеевна запретила «выбрасывать на ветер государственные деньги по чьей-то прихоти».

Нина, Шурик и ослица Люся. После съёмок её передали в зооуголок
Симферопольского Детского парка. Она снялась ещё в «9 роте» и «Спецназе».
Любимица зооуголка умерла в 2007 году, прожив рекордные для этих животных 59 лет.

Крымский Кавказ

Вопреки названию на Кавказе сняли лишь падение бочки в пропасть и спасение Шурика из воды - на реке Мзымта в окрестностях Сочи. Часть съёмок проходила в павильонах «Мосфильма»: дом Джабраила, где Трус прячет «червонец» под туфлей; ресторан, где кунаки знакомятся с Шуриком; гостиница, где «Птичку жалко»; дача Саахова, где удерживают Нину и делают троице прививку от ящура; кабинет милиции, где главный герой узнаёт о своих «художествах»; коридоры и палата психбольницы, куда помещают Шурика; дом Саахова, где совершается месть. Дворец бракосочетания «выстроили» на площади киностудии (противоположную сторону двора снимали в Алуште). Зал суда - в Доме культуры на улице Донской в Москве.

Крымские съёмки начались в июне 66-го... с установки столбиков вдоль дорог. Не устроили наши дороги группу, выбиравшую места для съёмок - полсотни столбиков привезли из Москвы и каждый раз переносили их с места на место. Появления Нины, «заводящих» машину и ослика Эдика и Шурика снимали у пгт Куйбышево в Бахчисарайском районе. Сцены погони троицы, Шурика и Эдика за Ниной; пещеру с медведем, напугавшим Нину и Балбеса; Труса, шарахающегося от платка, - у села Лучистого. В окрестностях села у Демерджи снимали танец на камне. Кстати, выдаваемая некоторыми экскурсоводами за «камень Варлей» глыба рядом с «Никулинским орехом» «отметилась» в ином фильме - «Спортлото-82. А «камень Варлей» несколько лет назад энтузиасты нашли в 100 метрах к северо-востоку от ореха. Езду между деревьями привитой троицы и связанной Нины снимали в Никите. Застывшую на краю пропасти машину; поцелуй Нины и Шурика - на Ай-Петри.

«Никулинский орех» у подножия Демерджи. Его плодом Балбес «засветил»
в глаз Бывалому. Дереву около 600 лет, обхват ствола почти 3 метра, высота - 12.
Два года назад сотрудники Киевского эколого-культурного центра подлечили дерево.

Основные съёмки - в Алуште. Лестница, по которой стучит каблучками «комсомолка, спортсменка и просто красавица», - на улице Багликова. Рядом - ворота дома Джабраила, куда Бывалый под руководством Труса заносил холодильник, а Балбес загонял баранов. Фраза «Так выпьем же за кибернетику!» прозвучала у городского троллейбусного кольца на автовокзале. День рождения в доме Капитанами снимали у дома отдыха «Северная Двина». Твист Бывалый учил танцевать на ныне не существующей танцплощадке базы отдыха «Юность» (теперь - «Чайка»). Пиво троица пила из бочки, установленной в местном парке. Финальная сцена прощания Шурика и Нины - севастопольское шоссе в районе Симеиза.

Сорок пять лет назад на экраны вышел фильм, который до сих пор остаётся одной из самых любимых комедий миллионов: наша крымская «Кавказская пленница».

А вы знаете?

Трюки придумывали сами актёры - за бутылку шампанского: «золотой фонд» Леонида Гайдая. «Длинная рука» - трюк, где Балбес лёжа чешет пятку, придумал Юрий Никулин (по другим данным, оператор Константин Бровин). Под одеяло подложили карлика, чья рука и появляется в кадре. Трюк «стоять насмерть», когда Нина мчится на авто на стоящую на дороге троицу, придумал Георгий Вицин. Он, как истинный Трус, бьётся от страха в конвульсиях. Наталья Варлей вспоминала, что был повод и испугаться: во время съёмок у машины отказали тормоза. Евгения Моргунова «прививали» цирковым супершприцем. В ногах актёра уложили подушку, куда и втыкали шприц.
А покачивался он оттого, что лежащий на полу Никулин дёргал иглу.

Кинофразы

- А ты не путай свою личную шерсть с государственной! (Джабраил);

- Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! (Эдик);

- Где у нас прокурор? - В шестой палате, где раньше Наполеон был. (Главврач психбольницы - Пётр Репнин; доктор - Нина Гребешкова);

- Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире! (Трус);

- Жить, как говорится, хорошо. - А хорошо жить - ещё лучше. - Точно! (Трус, Балбес, Бывалый);

- ...Затем на развалинах часовни... - Простите, часовню тоже я развалил? - Нет, это было до вас, в XIV веке. (Милиционер, Шурик);

- И бесплатная путёвка. - В Сибирь! (Джабраил; Саахов);

- Короче, Склихосовский (Балбес);

- Минуточку, мину-точку, будьте добры, помедленнее, я записываю (Шурик).