ТотКтоПрошёлСквозьОгонь

31 Март 2012 672

Этим именем нарекли индейцы попавшего к ним украинского лётчика Ивана Додоку, героя фильма, снятого режиссёром Михаилом Ильенко по собственному сценарию.

Как сообщил режиссёр на пресс-конференции после презентации фильма для журналистов и студентов Крымского филиала Киевского института культуры, сценарий основан на реальных событиях. В жизни лётчика, Героя Советского Союза, звали Иваном Доценко. В фильме украинского режиссёра немцы сбивают «заговорённого», по его собственным словам, аса, когда тот бросается на защиту возвращающихся в его деревню аистов, безжалостно расстреливаемых немецкими истребителями, с которыми птицы летят на одной высоте....

Немецкий плен, ГУЛАГ, побег, сбывшиеся предсказания деревенской ведуньи, что будет он председателем колхоза, только очень далеко от родного села, и будет у него двенадцать детей.

Съёмочная группа очень серьёзно рассказывала о работе над фильмом, который режиссёр назвал «зрительским блокбастером». И с ним были согласны в таком определении продюсер картины Владимир Филиппов, актёры Виктор Андриенко, Алексей Колесник и Олег Примогенов. Исполнитель главной роли актёр Киевского муниципального театра Дмитрий Линартович приехать на встречу с крымскими зрителями не смог. Фильм, на который, по словам продюсера, потрачено шестнадцать миллионов гривен, снимали пять лет.

- Главной целью было поведать удивительную историю жизни земляка, а также доказать, что украинцы могут делать хорошее кино, - откровенничал режиссёр.

Определение «хорошее» кино звучит всё чаще, как и другие, - «настоящее», «зрительское». Вот только критерии - что же подпадает под эти заманчивые определения - до сих пор туманны и расплывчаты. Трудно найти режиссёра, который не применяет их, говоря о выданном на экран продукте. Слыша эти слова, озадачиваешься вопросом: «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Карнавальная ночь», «Летят журавли», «Война и мир» и иже с ними - не зрительские, не хорошие, не настоящие? А настоящее вот это - не просто наполненное мистикой и символикой, а заполненное, заполонённое ею экранное пространство, которое никак не сливается с пространством жизненным или хотя бы его подобием?

Режиссёр балует нас «находками» с первых кадров, в которых на вопрос юного Додоки перед спасённой из разграбленного и разрушенного сельского храма иконой «А Бог есть?» отец многозначительно сообщает: «В нашей хате есть. А в церкви уже нет»...... А чего стоят сцены, когда красавица татарка, невеста гарного украинского хлопца, глядя в глаза оскалившейся, готовой вцепиться в горло непрошеным гостям волчицы, произносит заговор, и та, поджав хвост, уходит, а потом гарный хлопец этим же заклинанием отгоняет волчицу, напавшую на его будущего соплеменника из индейского племени?.. Вот ещё «шедевры»: индейцы, распевающие украинскую песню «Била мене мати...» и исполняющие ритуальный танец в момент получения Иваном нового длинного имени. Что уж говорить о побеге героя из ГУЛАГа с помощью обычного ремня от брюк, переступив через который, по его словам, человек превращается в волка. Превращения зрители не видят, а свидетелями чудесного спасения становятся. Пули не взяли Ивана то ли в волчьем, то ли в человечьем обличии - решайте сами. На хлипкой летающей «этажерке», угнанной у белоэмигранта, встреча с которым герою войны ничего хорошего не сулит, улетает Иван в новую жизнь, чтобы стать председателем индейского «колхоза» и отцом двенадцати детей. И приедут в колхоз этот соотечественники с Украины перенимать опыт выращивания кукурузы. И узнает один из них героического аса.

- Подлинность этой истории подтверждена свидетелями, которых, увы, уже нет в живых, - утверждает Михаил Ильенко. - Среди них - знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев, который был в составе делегации, посетившей в 1967 году всемирную выставку в Монреале и попавшей в резервацию индейцев. Это он первым обратил внимание на голубые глаза вождя, который к тому же на чистейшем украинском пел вместе с индейцами «Розпрягайте, хлопцi, коней».

Честно говоря, даже неинтересно, была ли такая история на самом деле. Лучше, если она выдумана - не так обидно за человека, прошедшего круги ада перед превращением в ТогоКтоПрошёлСквозьОгонь. В качестве сказки для взрослых эта история ещё может быть воспринята. Иначе это просто издевательство над героем, над правдой жизни, над украинским кино, шедевры которого не перестают волновать: «Тени забытых предков» гениального Сергея Параджанова с актёром мирового уровня Иваном Миколайчуком, «Белый аист с чёрной отметиной» Юрия Ильенко. Эти фильмы, кстати, не найдёте в интернетовском перечне украинского кино: вытеснены «Авророй» и «Женской интуицией», «Дикой любовью», «Зефиром в шоколаде», «Золушкой.ru» и им подобными однодневками, не запоминающимися, не оставляющими никакого следа в душе, только досаду от потерянного на просмотр времени.

Не веришь ни в саму экранную историю, ни в её подлинность, да и вообще ни во что, изображённое на экране. Аистов, на которых немцам зачем-то понадобилось расходовать патроны, конечно, жаль. Но ясно, что без этой «каши», круто заваренной сценаристом и режиссёром, не было бы перипетий, в достоверности которых нас пытаются убедить, напичкав картину для пущей важности приёмами, которые иначе как «псевдо» не назовёшь: псевдомистика, псевдосимволика, псевдолюбовь, псевдострать, псевдогероизм......

Людмила ОБУХОВСКАЯ.