Штурман Марина

29 Март 2012 856
Экипаж самолёта «Родина». Слева направо - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова. www.rivershkiper.livejournal.com
Экипаж самолёта «Родина». Слева направо - Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Марина Раскова. www.rivershkiper.livejournal.com

Ей прочили славу оперной певицы, а она стала первой женщиной-штурманом военной авиации СССР. Исполнилось 100 лет со дня рождения Марины Расковой, Героя Советского Союза, одной из трёх отважных женщин, совершивших в 1938 году беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток.

Дорога в небо

Ей едва исполнилось двадцать, когда в отделе кадров Военно-Воздушной академии имени Жуковского завели личное дело чертёжницы аэронавигационной лаборатории Марины Расковой. Позади остались школа, детская консерватория, мечты о сцене, ведь она так хорошо пела - сказались отцовские гены. Но папа умер, и девушка устроилась на работу, чтобы помогать маме и брату, а потом и о своей семье заботиться: в браке с коллегой по первой работе - Бутырскому химзаводу - подрастала дочь Танюша. В академии Марина увлеклась аэронавигацией и самостоятельно стала изучать штурманское дело, высшую математику, радиотехнику, астрономию. Благодаря помощи преподавателя академии Александра Белякова допущена к экзаменам. Сдала всё на «отлично». И вскоре преподавала в родной академии, вела практику, совершая в качестве штурмана тяжёлого бомбардировщика до 50 заходов на цель за полёт. Слушатели уважительно называли её Мариной Михайловной. А было ей 22 года. Руководство академии решило поощрить сотрудника, и на вопрос «Как?» Марина решительно ответила: «Научите самостоятельно летать!».

Вскоре выпускница аэроклуба в Тушино возглавляла строй самолётов, пролетавших над Москвой во время первомайских парадов. Потом вела самолёт в женском групповом перелёте Ленинград - Москва.

Десять суток в тайге

Однако прославилась она всё же как штурман. Первый мировой рекорд по дальности полёта по прямой штурман Марина Раскова и пилот Валентина Гризодубова установили в октябре 1937 года, перелетев из Москвы в Актюбинск. Через год - рекорды по дальности полёта для женского экипажа по прямой и ломаной линиям. Беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток, 6450 километров, набор высоты до 7,5 километра и 26 часов 29 минут в воздухе. Командиру экипажа Валентине Гризодубовой, второму пилоту Полине Осипенко и штурману Марине Расковой за этот перелёт присвоили звание Героев Советского Союза.

Самолёт «Родина», вылетевший из Москвы 24 сентября
38-го, не раз попадал в болтанку, обледеневал, вышла из строя радиостанция, лететь пришлось практически вслепую: Марина Раскова вспоминала, как ориентировалась по звёздам. До конечной точки - Комсомольск-на-Амуре - не дотянули: топливо, рассчитанное на 30 часов, закончилось уже через 26. Валентина Гризодубова приказала Марине прыгать: её рубка была расположена в носовой части и пройти из неё в пилотскую кабину невозможно - при нештатной посадке штурман мог погибнуть.

Она выпрыгнула с высоты 2,3 километра, взяв с собой компас, нож, револьвер, коробок спичек и две плитки шоколада. Это был её третий прыжок с парашютом. Гризодубова и Осипенко посадили самолёт на заболоченную поляну, не выпуская шасси. Умело, без единой царапинки. По договорённости стреляли в воздух, чтобы Раскова вышла к ним, но эхо сыграло злую шутку: Марина стала двигаться в ином направлении. Десять суток блуждала в тайге. Проваливалась в болото, чудом не погибла в пожаре, пытаясь разжечь костёр, отпугивала выстрелами рысей и медведей.

Штурману удалось выйти к самолёту, у которого всё время её ждали подруги. Они отказывались улетать с нашедшими их лётчиками из спасательной экспедиции, заверявшими, что сами дождутся.

Женские полки

После начала Великой Отечественной Раскова добилась создания женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного. «Девушки будут хорошо воевать!» - ручалась Герой Советского Союза.
И не ошиблась. Лётчицы 586-го авиаполка совершили 4419 боевых вылетов. Лётчицы 587-го авиаполка, впоследствии 125-го Гвардейского пикировочно-бомбардировочного имени Марины Расковой, Борисовского, орденов Суворова и Кутузова авиаполка - 1134 боевых вылета. Лётчицы 588-го авиаполка, впоследствии 46-го Гвардейского ночного Таманского, Краснознамённого, ордена Суворова авиаполка - 23672 боевых вылета, участвовали в освобождении Крыма.

Марина, командир 587-го авиаполка, погибла 4 января 1943 года: её самолёт в сложных метеоусловиях разбился неподалёку от Саратова. Майору Марине Расковой было всего 30 лет. Урна с прахом Героя Советского Союза, кавалера двух орденов Ленина и ордена Отечественной войны I степени (посмертно) Марины Расковой установлена в нише Кремлёвской стены.

Крымский след

Своеобразной дипломной работой для штурмана Марины Расковой стало исследование местности будущей пассажирской гидроавиалинии Одесса - Батуми. Летать приходилось по семь часов в день, нередко над штормовым морем, но она старательно исследовала побережье Крыма, Кавказа, акваторию Азовского моря.

В июле 1937 года штурман Раскова участвовала в воздушных гонках Москва - Севастополь - Москва, а в июле 1938-го вместе с Полиной Осипенко и Верой Ломако - в беспосадочном перелёте Севастополь - Архангельск. Тогда был установлен международный женский рекорд дальности полёта по замкнутой кривой, а штурмана наградили орденом Ленина.