Тайны прошлого

28 Март 2012 1277
Зоя Кушнир: «Ещё одна тайна истории приоткрыта».
Зоя Кушнир: «Ещё одна тайна истории приоткрыта». Фото автора.

Их хранят тысячи документов в фондах Государственного архива в АРК. Большинство изучены, но есть и те, которые открыты лишь сейчас. Прикоснуться к новым страницам истории нам помогла главный хранитель фондов, заместитель директора архива Зоя КУШНИР.

Рост - в паспорт

- Среди сотен тысяч коробок и дел в архивохранилище мы обнаружили небольшую связку, заботливо перевязанную шпагатом. Оказалось, это - не описанные и не учтённые ранее документы, относящиеся к 1773-1920 годам, - рассказывает Зоя Владимировна. - Случалось порой, что из-за переездов и реорганизаций архивных учреждений какие-то листы выпадали из дел, какие-то так и не были разобраны. Нет, не пропадали - собирались отдельно и ждали своего часа. Дождалась и эта связка. Теперь все документы включены в фонды и доступны исследователям. К примеру, изучающим историю армян Таврической губернии пригодятся материалы дела (часть документов на армянском) со сводной ведомостью о численности армян, родившихся и умерших в 1847 году, мужского и женского пола, количестве духовенства и прихожан в Евпаторийском, Перекопском, Симферопольском, Феодосийском и Бердянском уездах.

А вот книжечка зелёного цвета - паспорт, выданный некой
А. П. Гладышевой в 1906 году, с указанием, что она «явлена у пристава 3-й полицейской части Симферополя и записана по книге домовладельца Шишмана по Кантарной (ныне Чехова) улице, 96». Паспорт до Октябрьской революции назывался паспортной книжкой, а адресом граждан указывалось «место, где они по службе или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеют оседлость либо домашнее обзаведение». Кроме фамилии, имени, отчества в документ вносилось: звание, вероисповедание, род занятий, рост, цвет волос и особые приметы. А вот дата рождения
заменялась количеством полных лет на момент выдачи документа. Лист с двуглавым орлом и надписью «По указу Его величества государя императора Николая Втораго самодержца Всероссийскаго и прочая, и прочая, и прочая» - тоже паспорт. Аналог нашего заграничного.

- Разрешение на возвращение в страну гражданина, ездившего в Дрезден, - поясняет главный хранитель фондов. - Вместо штампиков о выезде и въезде выдавались такие красивые документы. Этот - лицу еврейской национальности. У них были особая черта оседлости и возможность выезда за границу только по очень уважительной причине.

Червонец дороже

Среди находок есть и «предок» свидетельства о приватизации земли - «Охранительный лист на право владения землёй», выданный «киргизцу Мусакие» в 1778 году. Заверен красной сургучной печатью. Брали раньше и взаймы. Подтверждение - два погашенных векселя, выданные Карасубазарским городским общественным банком и Симферопольским отделением Петроградского коммерческого банка. Стоимость векселей - 75 копеек и 3 рубля.

«Червонец», вексель и реклама.

- Большие по тем временам деньги, - поясняет Зоя Кушнир. - До революции, к примеру,
300-граммовый батон белого сдобного хлеба стоил 7 копеек, килограмм мороженой сёмги - 80 копеек, а 3 рубля 20 копеек - килограмм чёрной зернистой икры. Но бумага была очень дорогая, тем более эта, с водяными знаками и высокой степенью защиты. Занимал крымчанин немало - 500 и 1500 рублей. Возможно, покупал землю, занимался торговлей.

Ещё одна уникальная находка - ежедневный листок «Червонец», с курсом царского червонца по отношению к советскому рублю. 25 января 1924 года червонец стоил 6600 рублей, а червонец-копейка - 66 советских рублей. В качестве «бонуса» публикуется расписание пассажирских поездов, прейскурант на отправку писем (местное стоило 264 рубля) и таблица перевода русских мер (например,
1 вершок - 4,45 сантиметра). Много информации и во фрагменте московской газеты 1912 года. Узнать название, увы, не удалось: верхняя часть отсутствует.

- Зато можно прочесть статью Дмитрия Мережковского о последних днях императора Наполеона на острове Святой Елены, - утешает главный хранитель фондов. - Узнать, что «участники экспедиции Седова бодры и надеются благополучно достигнуть цели»; а зубы надо чистить не только пастой и щёткой, но и «жидким дезинфицирующим средством». Здесь же реклама сигар «Наполеон»: 10 штук - 6 копеек.

Своё лучше

Велись в старину и торговые «войны». Обнаружен указ от 14 апреля 1793 года о событиях французской революции, по которому (в связи со сменой строя и казнью Людовика ХVI) прервано торговое и «всякое сообщение».

- В приложении к указу - «Росписи товаров и вещей французского производства, ввоз которых в Российскую Империю запрещён», - рассказывает Зоя Кушнир. - В том числе: «Бумага серая, крашеная синею и другою краскою, рисованная, насыпная, также самая тонкая из шёлкового тряпья; вина шампанские, бургонские; часы карманные, золотые и серебряные; железо или чугун в пушках, бомбах, ядрах; из жести сделанные вещи и посуда; столы, стулья, кровати; конфеты сухие в сахаре, в патоке и из леденцу, куклы и игрушки сахарные; кожа и кожаные изделия; кареты; полотно парусное, фламское; помада всякая; рукавицы и перчатки шёлковые; сапоги сшитые и не сшитые» и многое другое. Все эти товары надо было заменить изделиями собственного производства.

Порадовала и находка времён гражданской войны: документов того периода, по понятным причинам, сохранилось немного.

- К примеру, в фондах архива отсутствуют документы отдела народного образования Феодосийской земской управы периода 1919-1920 годов, - рассказывает Зоя Кушнир. - А мы обнаружили инструкции по учёту занятий в начальных училищах Феодосийского земства в 1919/1920 учебном году; сведения о составе совета по народному образованию, о начальных училищах земства на
1 июля 1920 года (русских одноклассных - 81, двухклассных - 4, немецких - 67), установлено имя заведующего отделом: Ефим Алексеевич Брянцев.

Это лишь малая часть ранее не описанных документов. Исследователи найдут для себя много интересного. А поиск ранее неизвестных страниц истории сотрудниками Государственного архива в АРК продолжается, ведь у прошлого ещё очень много тайн.

А вы знаете?

История в архиве хранится на бумаге - так положено. Но есть и материальные документы. Несколько лет назад в одном из дел обнаружили гусиное перо со следами чернил, вложенное архивистом два века назад. «А в фонде Ливадийско-Массандровского удельного правления, - рассказывает Зоя Кушнир, - где впервые стали заниматься винокурением и продажей вина, мы обнаружили треугольнички, отрезанные от серебряной монетки. Знак того, что человек уплатил акцизный сбор, остальная часть монеты, очевидно, оставалась в ведомстве. Хранится в одном из фондов и прядь волос императора Александра I, умершего во время поездки в Таганрог. Чиновник, сопровождавший императора в поездке, зачем-то отрезал прядь и, проезжая Крым, оставил её в Ливадийском дворце. Правда, потрогать волосы не удастся: они запечатаны в конверте, не подлежащем выдаче и вскрытию».