Преступление без наказания, или Когда погоны спасают от тюрьмы

28 Март 2012 761
Эдем Гафуров.
Эдем Гафуров.

В редакцию нашей газеты обратилась убитая горем мать, единственный сын которой погиб под колёсами мчавшейся по улице иномарки. Трагедия вышла далеко за рамки одной семьи: она перевернула с ног на голову понятия о чести, правосудии и справедливости у жителей не только посёлка Кировского, но и всей автономии. Гибель Эдема Гафурова, по словам матери, стала примером вседозволенности для высоких милицейских чинов местечкового масштаба.

Дело минувших дней

Как сообщила Лилия Гафурова, пятый месяц продолжается следствие по факту дорожно-транспортного происшествия, случившегося вечером 4 ноября 2011 года в селе Яркое Поле Кировского района. Приехавшие к родителям в выходные симферопольские студенты Эдем Гафуров и Артём Курц шли по обочине дороги на дискотеку. Вдруг - слепящий свет фар, вынырнувшая из ниоткуда иномарка, удар. Всё случилось так быстро, что
18-летние ребята даже не успели испугаться, а тем более отскочить. Эдем даже не крикнул, когда лакированная громадина растерзала его тело колёсами. Артёма ударом отбросило в сторону, что и спасло ему жизнь.

Не растерялись только двое мужчин, которые выскочили из автомобиля и начали действовать, распространяя вокруг себя алкогольные испарения. Не дожидаясь приезда вызванной свидетелями «скорой», мужики пояснили свидетелям, что сами отвезут пострадавших к врачу, и втиснули обоих парней на заднее сиденье своего «Дэу Нубира».

До больницы они, конечно, доехали, но ещё в пути Эдему стало совсем худо: из-за неправильной транспортировки открылось внутреннее кровотечение. Позже врачи оказались бессильны спасти молодую жизнь, констатировав множественные повреждения костей и жизненно важных внутренних органов.

Артём же выжил, отделавшись сотрясением головного мозга и ушибами, но и для него с этой ночи начался нескончаемый кошмар.

В обход закона

Как пояснили нашему корреспонденту в Главном управлении ГАИ МВД Украины в АРК, водитель, допустивший наезд на людей, не выполнил сразу несколько правил, являющихся обязательными в сложившейся обстановке. Прежде всего он был обязан немедленно остановиться, вызвать медиков, ГАИ и принять все возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим. Только в том случае, если вызвать «скорую» невозможно или она не может быстро приехать, следует обратиться за помощью к водителям других машин, чтобы доставить пострадавшего в больницу. Если и это сделать нельзя, можно ехать своим транспортом, но только если предварительно будет зафиксировано его точное расположение на дороге, а место происшествия огородят и сохранят нетронутым до приезда следственной группы.

Митинг в Кировском.

Виновник происшествия после доставки пострадавшего в больницу должен был немедленно вернуться на место аварии и ждать правоохранителей. Следующим важным моментом является фиксирование данных и медицинское освидетельствование водителя. В приёмном покое больницы должны зафиксировать паспортные данные, адрес человека, доставившего пострадавшего, а также номер и марку автомобиля, точное время обращения. После этого проводится обязательная процедура медосвидетельствования на содержание в крови водителя алкоголя и наркотических средств.

Как получилось, что водитель «Дэу» нигде не предъявил свои документы и попросту скрылся с места происшествия, непонятно. Как, впрочем, и то, что сразу несколько инстанций допустили столько «досадных оплошностей», которые на самом деле являются противозаконными действиями. Загадку правоохранители не могут решить до сих пор, а жители Кировского считают, что знают ответ. По их мнению, за рулём сидел слишком влиятельный человек. Назвать его имя и должность решилась мать погибшего Эдема Гафурова.

Милицейский разгул?

«Многие люди видели, что в тот злополучный день районные милицейские чины отмечали успешное завершение проверки из главка, - пишет Лилия Гафурова. - Хозяин автомобиля-убийцы, начальник уголовного розыска Кировского района майор Владимир Гук и начальник РОВД подполковник Павел Овчаров провели вечер в кафе «Пярну», где спиртное в тот вечер лилось рекой. Персонал кафе видел, что хорошо отдохнувшие посетители пустились в обратный путь на автомобиле «Дэу Нубира» тёмно-зелёного цвета. Эту приметную машину хорошо знают в округе. А за руль, как обычно, сел её хозяин - Владимир Гук. Его же опознал Артём Курц как человека, вышедшего после наезда из левой передней двери автомобиля. Но пока мой сын умирал на больничной койке, милиционеры взялись подтасовывать факты. В первую очередь следователь начал давить на Артёма, как главного свидетеля происшествия. Несмотря на сильную головную боль и другие травмы, парня доставили в РОВД, где допрашивали всю ночь, заставляя изменить первоначальные показания. Измученный свидетель к утру вынужден был подписать все документы, не читая, лишь бы получить возможность вернуться домой и отдохнуть».

Из показаний Артёма Курца

«В процессе следствия было проведено опознание лиц, причастных к гибели Эдема Гафурова. На опознании, которое проводил следователь Будаковский, я узнал человека, который сидел за рулём: им является сотрудник кировской милиции Владимир Гук. Я узнал его по росту, телосложению, причёске, чертам лица. Однако на следственном эксперименте, который проводился
7 декабря 2011 года (через месяц и три дня после происшествия. - Ред.), вместо него я увидел пожилого мужчину по фамилии Деревянченко, которого не было в машине в момент наезда. Моя мать обратилась с вопросом к майору следственного отдела Елене Ерошенко, которая следила за ходом эксперимента. Она ответила: «Артёму нужно расписаться не за то, знает ли он Деревянченко, а за то, что следственный эксперимент состоялся». Я поставил свою подпись под протоколом. Кроме этого, меня уговорили подписать протокол опознания пассажира машины, в котором числился некто Д. Бончук, которого я никогда не видел. Позднее в сети Интернет я нашёл фотографию человека, которого действительно видел в момент аварии. Я его хорошо запомнил в лицо, потому что он вызывал «скорую» с моего телефона, помогал укладывать Эдема на сиденье машины. Им оказался Павел Овчаров. Этих же людей должна была узнать медсестра Нина из приёмного покоя (полная, около 50 лет), которая принимала Артёма. С ней Гук некоторое время беседовал в сторонке, и она должна была чувствовать запах спиртного от него».

Подчистка

Фактов фальсификации следственных материалов обнаружить пока не удалось. Одни вопросы.
В результате активной работы правоохранителей виновником трагедии вдруг оказался пожилой тесть Владимира Гука Деревянченко, который в момент аварии спокойно почивал на диване.
57-летний мужчина ранее не был замечен ни в пристрастии к спиртному, ни в автомобильных гонках. Он никогда не садился за руль машины зятя и тем более не участвовал в милицейских застольях. Более того, этот человек плохо видит и не берётся управлять автомобилем в тёмное время суток, а его права пылятся на полке. Он вообще не выходит на улицу без солнцезащитных очков и просто не в состоянии лихачить.

Одновременно кто-то тщательно замёл следы в кафе «Пярну», где были уничтожены даже отпечатки пальцев со стаканов из-под спиртного. Хотя именно их согласно действующему законодательству должны были снять в первую очередь в салоне автомобиля и с других проходящих по делу предметов для дальнейшей идентификации личности. Что же это - пофигизм, который ни с того ни с сего обуял высококвалифицированных «зубров» сыскного дела? Сомнительно, если даже такую обыденную процедуру, как следственный эксперимент, которую назубок знает любой младший лейтенант, поручают майорскому чину.

Стук в глухую стену

Престарелая мать, потерявшая единственного сына и кормильца, пятый месяц подряд обивает пороги кабинетов правоохранителей в поисках правды. Она требует справедливого наказания настоящих виновников совершённого преступления. В ответ на её мольбы приходят ответы то из районной прокуратуры, то из республиканской. В них сказано, что уголовное дело в отношении
В. М. Гука было возбуждено 5 ноября 2011 года, а 21 числа того же месяца закрыто из-за отсутствия состава преступления. Но дальнейшее досудебное следствие продолжается, и его ход находится под контролем.

Кроме этого, заместитель прокурора АРК Р. Абдеев ещё в декабре прошлого года заверил Гафурову, что в соответствии со статьёй 49 Уголовно-процессуального кодекса Украины потерпевший имеет право заявлять ходатайство о дополнительных следственных мерах, в том числе и с применением полиграфа. Может, «детектор лжи» позволит установить истину: или привлечь правоохранителей к ответственности, или снять с них гнёт народного возмущения. Только пойдут ли на это высокие чины, которым недосуг заниматься делами давно ушедших дней.

Кстати

На днях жители Кировского вышли на пикет под стены РОВД. На лозунгах - жесточайшие обвинения по адресу руководителей ведомства, призванного защищать законность и конституционные права граждан. Пока реакции правоохранителей на акцию протеста и слёзы матери, потерявшей единственного сына, не последовало. Собравшимся в очередной раз пообещали разобраться в ситуации и попросили разойтись по домам. Увы, такой метод в данном случае работает плохо.

Наталия ПОЛЬСКИХ.

Фото из архива семьи Гафуровых.