Сырная мышеловка,

или Кому выгодно травить людей пальмовым маслом?

22 Март 2012 943
Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Крымчане устали сетовать на качество сыра: дорогие сорта любимых марок давно ничем не отличаются от дешёвых подделок, а по вкусу и консистенции напоминают скорее прессованную туалетную бумагу, чем молочный продукт. Несмотря на то, что прилавки супермаркетов ломятся от изобилия сырных брикетов из нескольких десятков наименований, получить на завтрак бутерброд с настоящим сыром оказалось большой проблемой. Нашему корреспонденту ничего не остаётся, как пуститься на поиски качественного деликатеса. Критерий один: отсутствие в сыре пальмового масла.

Шило на мыло

Раньше сыров в продаже было три вида: российский, голландский и плавленый. Различались они не столько по вкусу, сколько по консистенции: первый таял во рту и прекрасно подходил для бутербродов, второй легко можно было потереть на тёрке для приправы макарон или мясных блюд, а плавленый шёл на приготовление острых чесночных салатов. В период дефицита российский сыр можно было успешно заменить голландским и наоборот, а бутерброды с плавленым сыром во все времена оставались излюбленной едой студентов, работяг и пенсионеров.

Теперь от названий сыров на прилавках разбегаются глаза: в любом магазине вам предложат шесть-восемь видов российского и голландского сыров, а к ним ещё сыры «Сметанковый», «Сливочный», «Чаплынский», «Селянский», «Охотничий» или «Мраморный» производства ведущих крымских, херсонских и западноукраинских заводов. Если и этого недостаточно, к вашим услугам продукт с громким названием «Императорская корона», «Король Артур», «Монтегро», «Родриго» и прочее. Причём за «Короля Артура» придётся заплатить всего на 2-3 гривны больше, чем за «Родриго». А полакомиться «Императорской короной» порой даже дешевле, чем съесть «охотничий» бутерброд. Беда одна: и по 60, и по 90 гривен за килограмм мы покупаем так называемый «сырный продукт», как говорится, из одного ведра, по-разному раскрашенный пищевыми красителями, но имеющий одинаковый «резиновый» вкус и крошащуюся консистенцию.

Чтобы покупатель быстрее определился в выборе, на витрине обычно демонстрируют куски сырного продукта без молока, килограмм которого продаётся по 32-35 гривен. Мол, смотрите, мы работаем честно, фальсификат не прячем! Увы, многим по карману именно такой «сыр». Остаётся выяснить, чем он отличается от того, что втрое дороже.

Фиктивная марка

По словам главного технолога ПАО «Крыммолоко» Валентины Гаражи, специалисты всех заводов объединения с удовольствием занимались бы производством твёрдых сыров, но с начала 2011 года это не представляется возможным. Во-первых, сказывается дефицит молока в автономии, который достиг 50%: закупаемых у населения объёмов едва хватает на производство цельного пастеризованного молока и кисломолочных продуктов (творожных сырков, йогурта, кефира, ряженки и прочего). Во-вторых, при существующих ценах на сырьё и дороговизне энергоносителей сыроварение стало слишком дорогим удовольствием, чтобы приносить прибыль. Да и продать килограмм натурального твёрдого сыра, себестоимость производства которого составит более 150 гривен, при нынешней низкой платёжеспособности населения, мягко говоря, проблематично.

Поэтому переработчикам остаётся только надеяться, что к маю надои повысятся и молоко подешевеет. Тогда и о сыре можно будет подумать. А пока под «раскрученными» брэндами Раздольненского, Евпаторийского, Алуштинского и Симферопольского молокозаводов покупателям вручают «кота в мешке», завезённого из других регионов страны.

Аналогично описали сложившуюся экономическую ситуацию и руководители других крупных перерабатывающих предприятий Крыма, сойдясь во мнении, что варить твёрдый сыр на территории республики частным предприятиям неинтересно: овчинка выделки не стоит. И чтобы не терять авторитет, завоёванный годами, переработчики временно сократили ассортимент молочной продукции, отказавшись от энергоёмких и дорогостоящих производств. На замену крымскому сыру в автономию хлынул поток украинского неликвида, который отказались потреблять в Российской Федерации.

В России это не едят

Как уже писала наша газета, два месяца назад началась «сырная война» Украины с Россией. Продукция семи украинских сыроваренных заводов была снята с реализации Роспотребнадзором из-за наличия в ней заменителей, в частности пальмового масла. На днях за границей была проведена независимая экспертиза украинских сыров, результаты которой должны были стать весомым аргументом для Киева в затянувшемся споре. Но, не дожидаясь официального вердикта, глава российского контролирующего ведомства Геннадий Онищенко сообщил: «Никакие бумаги не заставят правительство РФ травить своих граждан».

- Не надо дурить нас, маленьких, - сказал Онищенко в эфире радиостанции «Эхо Москвы». - Везите и продавайте свой сыр там, где вы сделали экспертизу.

Беда в том, что за время «сырного бойкота» на складах украинских комбинатов скопилось изрядное количество продукции, которая должна была уйти на экспорт, но не прошла соответствие техническому регламенту России на молоко и молокосодержащие продукты.

В нашей стране техрегламента нет ни на сыр, ни на любые другие продукты питания. Вместо советских ГОСТов перерабатывающие предприятия работают по ДСТУ - техническим условиям. Рецептуры продуктов они пишут сами, а затем утверждают в соответствующих инстанциях. Потому и существует возможность «лепить из того, что было». Ненаказуем и факт подделок: в любом подвале можно варить, к примеру, чаплынский сыр, названный так по месту расположения известного сыроваренного завода Херсонской области. А куда же ещё сбывать залежавшийся фальсификат, если не в Крым, где так легко обмануть неискушённых натуральной едой туристов и местных жителей?

Мнимая польза

Факт замены молочных жиров пальмовым маслом вызвал столь резкое противостояние россиян отнюдь не по политическим соображениям: учёным удалось развеять мифы о безопасности этого продукта растительного происхождения.

Полюбилось это сырьё украинским переработчикам по двум причинам: из-за своей копеечной цены и способности значительно продлевать срок хранения продуктов. Именно благодаря заморскому маслу поддельная сметана неделями не прокисает, молоко - не свёртывается, залежавшееся печенье - не плесневеет, а маргарин и спрэды вообще можно хранить не в холодильнике. Кроме этого, пальмовое масло «работает» как хороший агент в рекламе: вместе с усилителями вкуса вызывает привыкание к понравившемуся продукту, заставляя покупать его ещё и ещё. В каждой семье знают, как трудно отучить детей от «наркотической» зависимости от чипсов, сухариков, картошки фри, супов быстрого приготовления и прочей отравы. Всё это - побочный эффект дешёвого сырья, которое сегодня можно найти в большинстве продуктов ежедневного потребления.

Пластилин для роботов

Поборники здорового образа жизни давно провозгласили маргарин уникальным низкокалорийным заменителем сливочного масла. Но с появлением пальмового сырья он стал губительным продуктом. Попутно в список вошли производные из него: шоколад, конфеты, слоёное тесто и изделия из него, сгущёнка, мороженое, плавленый и твёрдый сыры и прочая снедь. Суть в том, что масла растительного происхождения классифицируются по количеству содержащейся в них линолевой кислоты: чем выше её содержание, тем дороже. В подсолнечном и кукурузном маслах среднего качества её от 70 до 75%, в пальмовом - только 5%. Зато трансизомеров в последнем - хоть отбавляй. Поэтому развитые страны давно отказались применять пальмовый ингредиент в пищевой продукции, оставив его исключительно для смазывания прокатного оборудования в металлургии. Там тугоплавкость пальмового масла вполне уместна.

А в человеческом организме этот жир пластилиновой коркой покрывает внутренние органы, засоряет кровеносные сосуды. Жирные кислоты склеивают клетки крови, образуя тромбы, повышая содержание холестерина. Это приводит к развитию сахарного диабета, онкологических заболеваний, импотенции и бесплодию, нарушению обмена веществ, ишемической болезни сердца, инфарктам и инсультам. Учёные доказали: пальмовое масло подрывает человеческое здоровье в любом возрасте и делает это почти так же быстро, как и наркозависимость.

Вкус сыра, изготовленного с применением пальмового масла, напоминает парафиновый вкус дешёвой помады или пластилина. Но глотать эту гадость никому не приходит в голову. Однако мы это делаем, купив к завтраку кусок якобы натурального сыра. Не лучше ли сказать себе «Стоп!» и побороть вредную привычку, хотя бы по примеру уважающих себя жителей России.

Рекламный ход

Не так давно производителям и реализаторам этого сомнительного продукта пришлось пойти на уступки возмущённым покупателям. На ценниках появились указания процентного содержания в сыре растительных и молочных жиров. Чаще всего под наименованием товара значится: «50%». Это должно свидетельствовать, что в продукте не менее половины настоящего молочного жира, что далеко не всегда соответствует действительности. К тому же напечатаны данные таким мелким шрифтом, что рассмотреть их через витринное стекло трудно даже в очках. А на вопросы, какой сыр вкуснее, продавцы имеют привычку пожимать плечами, предлагая покупателям самим сделать выбор.

Кстати

Не так давно на территории Украины начали производить экологически чистую молочную продукцию: в Черниговской области появилось первое хозяйство, работающее без применения химии. На очищенных от применения ядохимикатов сельхозугодьях пасутся около 200 коров, которым не колют антибиотики и не дают пищевых добавок. Заменяют их сосновой хвоей и лекарственными травами. В сутки корова даёт не более семи литров молока, литр которого стоит не дешевле 30 гривен. Здесь же можно приобрести настоящие яйца (30 гривен за десяток) и не напичканное химией мясо (от 150 до 250 гривен за кг). На всю продукцию имеется сертификат качества европейского образца, который обходится в сумму от трёх тысяч гривен до трёх тысяч евро. Заграничная комиссия дважды в год обследует весь цикл производства - от пахоты земли под корма до условий реализации продуктов.

Наталия ГОНЧАРОВА.