Хлеб наш духовный

20 Март 2012 701
Вячеслав Пересунько вручает знак и диплом искусствоведу Азе Пальчиковой.
Вячеслав Пересунько вручает знак и диплом искусствоведу Азе Пальчиковой.

Двадцать лет назад в Крыму появилась Ассоциация заповедников и музеев. Без созданного в эпоху бурных социально-политических и экономических преобразований общественного профессионального объединения теперь невозможно представить культурную жизнь республики. Ассоциация играет важнейшую роль в сохранении уникальных художественных и исторических ценностей, в популяризации мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства прошлого и настоящего. О том, чем живёт организация, объединяющая 28 коллективных членов, беседуем с председателем правления ассоциации Вячеславом ПЕРЕСУНЬКО.

Взялись за руки друзья

- Начнём, конечно, с позитивных моментов, тем более что их немало.

- Первое, что я отметил бы, - это демократические начала нашего профессионального объединения, не ставшего некоей дополнительной административной надстройкой в системе музейного дела. Залогом тому добровольное членство, не обременённое финансовыми обязательствами. Нашу идею поддержали и стали учредителями Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Алуштинский дом-музей Сергеева-Ценского, Бахчисарайский историко-культурный заповедник, картинная галерея имени Айвазовского. Ряды наши постоянно пополняются.

- Насколько мне известно, государственной поддержки у вас нет?

- И никогда не было. Самостоятельно обеспечиваем свою жизнедеятельность, доказывая жизнеспособность организации. Самое главное и ценное - опыт сотрудничества с творчески одарёнными людьми, мастерами искусств, народными художественными промыслами, организациями и объединениями. Результатом стали многочисленные выставки, долгосрочные проекты, привлекающие внимание, получающие благоприятные отзывы многочисленных посетителей. Среди них - «Сокровища крымских музеев», экспозиция «Екатерина II и Крым». Традиционным стало проведение международной научно-практической конференции «Мир музеев».

Чтоб не пропасть поодиночке

- Времена меняются, а пресловутый «остаточный принцип» финансирования никуда не девается. Что ещё «подбрасывает» жизнь?

- Наряду с объективными трудностями время от времени возникают субъективные, на преодоление которых уходит немало сил. В своё время отстояли и не раз Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, Ливадийский и Массандровский дворцы от посягательства администрации президента Украины. Периодически возникают с этим проблемы, потому что не выработан механизм государственной поддержки учреждений культуры, как это делается во всём мире.

- Нуждающиеся в стабильном финансировании крымские музеи нахлебниками ведь не назовёшь?

- Ни в коей мере! Люди идут в музеи, интерес к историческим и культурным ценностям растёт. Соответственно и доходы от экскурсионной работы и предоставления посетителям разнообразных услуг увеличиваются. К тому же не надо забывать, что музеи питают нас с вами и всё общество духовным хлебом, без которого не обойтись.

Из музейных ценностей - в товар

- Что особенно волнует сейчас музейщиков и ассоциацию?

- Предпринимаемые попытки не только дестабилизировать ситуацию, но и, по сути, развалить музейный комплекс.

- Что имеете в виду?

- Реформирование службы по охране культурного наследия и службы по перемещению ценностей через границу: на их базе создан департамент культурного наследия и культурных ценностей. Руководители новой структуры провели международную конференцию на тему «Практические меры по вводу в финансово-экономический оборот культурных ценностей». Из всех музейных работников был приглашён всего-навсего один директор, опыт работы которого укладывается в один год. На конференции заявили о необходимости приравнять музейные ценности к обыкновенному товару и запустить их в финансово-экономический оборот, присоединив к золотовалютному запасу Украины. То есть поставить все ценности на бухгалтерский учёт, и тогда государство сможет брать кредиты в залог на ценности, накопленные поколениями, годами. Вот проблема, которая просто взорвёт ситуацию.

- Но есть ведь какие-то охранные законы?

- Дело в том, что учёт и охрана музейных ценностей ведутся по давно устаревшей инструкции 1984 года. В 1990-м был разработан проект нового документа, но он до сих пор не принят. В Белоруссии, например, за это время трижды менялась подобная инструкция. Положение не может не тревожить: приходят к руководству люди, которые рассматривают фонды не с позиций историко-культурных ценностей и народного наследия, а с позиций товара. Вспоминаются в связи с этим слова директора Эрмитажа Пиотровского: «Всё, чем располагают наши музеи, - принадлежит поколениям и должно передаваться из поколения в поколение. Государство не вправе им распоряжаться. Иначе мы потеряем свою идентичность». А у нас уже началось то, от чего он предостерегает.

- Новый департамент уже как-то проявил себя?

- В областях создаются представительства. Музейное дело республики защищают Конституции Украины и Крыма, закрепляющие полномочия Министерства культуры и Рескома по охране культурного наследия. И сюда лезть со своим уставом, может быть, наш Верховный Совет и не позволит. Но тревога есть: музейное сообщество инициаторы «новшества» игнорируют. Директора даже киевских музеев не были приглашены на конференцию, о которой я упомянул. Она проходила за закрытыми дверями в клубе Кабинета министров. Если потеряем фонды, в музеях уже нечего будет делать.

Вернуть отобранное

- Ассоциация постоянно поднимает вопросы о возвращении в музейную структуру ялтинской усадьбы писателей Павленко и Тренёва, гурзуфской дачи выдающегося пушкиниста Томашевского, Юсуповского дворца. Есть какие-то подвижки?

- Пока нет, но надежды не теряем. В очередной раз обратились в Верховный Совет и Совет министров с письмом, в нём подробно изложили историю Юсуповского дворца, бывшего музеем, там хранились ценности из многих дворянских усадеб, которые при создании госдачи сначала ведомства Дзержинского, потом Сталина, ЦК КПСС оказались лишними, и их увезли неизвестно куда - учёта никакого не было. Росчерком пера Горбачёва дворец оказался в коммунальной собственности Ялтинского горсовета, который передал его в управление делами президента. Ведомство это обещало построить взамен школу. Обещание до сих пор не выполнено, а дворец превращён в гостиницу для элиты. За возвращение дачи Томашевского и писательской усадьбы из частной собственности бьются вот уже несколько лет только ассоциация и «Крымская правда». Ялтинский горисполком проявляет полное безразличие.

- Что в ближайших планах?

- Содействуем созданию в Симферополе Музея-квартиры нашего гениального земляка композитора Алемдара Караманова. Надо наконец-то решить вопрос с передачей дома матери Максимилиана Волошина в состав имущества автономии для создания единого музейного комплекса в Коктебеле. В октябре по нашей инициативе Министерство культуры планирует проведение международной музейной конференции по типу библиотечного форума в Судаке. Начали подготовку. Тема: «Музеи в меняющемся мире. Новые идеи». Планируем ежегодно собирать на Южном берегу директоров музеев разных стран. Не могу не отметить, что в своей практической деятельности находим понимание и поддержку Министерства культуры, Совета министров, Верховного Совета автономии.

Победы

Ялтинский историко-литературный музей получил диплом Всеукраинского музейного фестиваля в Днепропетровске. Алупкинский дворец вошёл в число победителей всеукраинской акции «7 чудес Украины: замки, крепости, дворцы».

Популярность

С деятельностью ассоциации можно ознакомиться на сайте. Его активно посещают не только крымчане, но и жители России, Великобритании, Германии. Узбекистана, Казахстана и других стран. Действенный электронный медиа-ресурс позволяет своевременно и оперативно информировать общественность об острых проблемах, с которыми сталкиваются музейные учреждения.

Мнение

Выдающийся искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

* * *

По инициативе ассоциации при ней создано объединение художественных критиков и искусствоведов. За короткое время выпущены два красочных альбома: «Художники Бахчисарая» и «Декоративно-прикладное искусство Крыма».

 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.