Откуда берутся зверёныши?

16 Март 2012 756

Он лежит на земле, корчась от боли, и в промежутках между ударами пытается прикрыть лицо руками. Его бьют ногами в живот, колотят по голове и спине, плюют в лицо и истерично, по-звериному, смеются при этом. На вид ему не более пятнадцати, его обидчикам - тоже. Это не милицейская сводка, не бандитские разборки и не фильм ужасов. Эти кадры, сделанные мобильным телефоном, размещают на своих страницах в социальных сетях не маньяки и извращенцы, а обыкновенные школьники. Одноклассники, просматривая видео, нажимают на сердечко «Мне нравится» и «Рассказать друзьям».

Давайте без огласки!

Подобные видеоролики давно перестали быть редкостью. Они уже не шокируют ни взрослых, ни детей. Первые смирились с жестокостью подростков и, пока жертвой или обидчиками не стали их дети, стараются поскорее забыть об «ужасном инциденте в соседней школе». Кроме ахов и охов, вроде «как это всё страшно» и «куда катится мир», от таких взрослых ничего не услышишь. Вторые по опыту своих сверстников поняли, что даже за самые жестокие издевательства над одноклассниками им ничего не будет. Под одним из роликов в Интернете есть подробный инструктаж малолетнего садиста, который уверен, что «малолетку не посадят, если что, родители отмажут, главное - не забить до смерти и не изнасиловать». И хотя согласно статье 22 Уголовного кодекса Украины к уголовной ответственности привлекаются не только 16-летние преступники, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет - за умышленное телесное повреждение, тяжкое и средней тяжести, хулиганство, разбой и вымогательство, до настоящих судебных разбирательств такие выходки озверевших деток доходят редко. Зачастую родители несовершеннолетних отделываются ничтожными штрафами - от 51 до 150 гривен.

В одном крымском селе с ужасом и содроганием вспоминают, как надругались над девочкой из малообеспеченной семьи. Заподозрив её в краже мобильного телефона, дочка местного начальничка избила ребёнка, на морозе раздела догола, заставила есть окурки и землю. Родители бандитки, у которых, кстати, тоже есть условные судимости, запугали непутёвую маму девочки, заставив её забрать заявление из милиции. Платой за искалеченную психику ребёнка стали 15 тысяч гривен. Надеяться, что эти деньги пойдут на психологическую реабилитацию девочки, бессмысленно. Вырастет ли из затравленного ребёнка добрый и законопослушный гражданин - большой вопрос.

Просачиваются в СМИ только самые «громкие случаи». Огласка не нужна ни «честным» судьям, которые за взятку прикрывают выродков местных князьков, ни школе, чтобы не испортить свой имидж образцового учебного заведения. Не хотят её и родители. Одни выгораживают монстра, которого воспитали, другие боятся, что их ребёнка засмеёт весь город, а им ещё жить здесь придётся. На кардинальные меры - переезд - по понятным материальным причинам решаются единицы.

Необузданное зло соцсетей

Симферопольская девятиклассница Мила ходит в школу в сопровождении бабушки. Девочка неудачно прокомментировала в Интернете фотографию своей подруги - лидера класса. В школе Миле объявили бойкот, её оскорбляют и игнорируют одноклассники. Учителя на просьбу бабушки разобраться в конфликте отреагировали стандартно: «Дети сами разберутся и быстро помирятся.
У подростков такое бывает, не паникуйте!».

- В милицию идти бесполезно. Там я, скорее всего, услышу то же самое, - рассказывает бабушка девочки. Она знает из газет, как жестоко расправлялись с неугодными одноклассниками в Симферополе, Красноперекопске и Судаке, когда избитые сверстниками дети с выбитыми зубами, сотрясением мозга и переломами месяцами лежали в больницах. Ей страшно, что однажды Мила придёт домой искалеченная и униженная.

Позиция учителей школы, где учится Мила, - типичная реакция обывателей, людей, которые спокойно проходят мимо, когда кого-то грабят или избивают. Не надо потом удивляться, почему никто не вызвал милицию, если все слышали в подъезде истошные крики о помощи. Их это не касается.

- Примерно так рассуждают и «папарацци», которые снимают на видео драки своих одноклассников, - рассказывает психолог Ирина Найдёнова. - Для зачинщиков драки «немая группа поддержки» - лучшее доказательство своего превосходства и заодно способ напугать остальных. А вот жертвы, как правило, ненавидят пассивных свидетелей сильнее, чем обидчиков. Учителя и ровесники, которые просто наблюдали за их унижением, ещё раз доказывают затравленному ребёнку, что справедливости нет и никогда не будет.

По мнению психолога, мода на «избиение для развлечения» - западное поветрие, которое пришло к нам вместе с развитием новых технологий.

- Сам факт жестокости среди подростков - не новость. Вспомните советский фильм «Чучело», который был снят ещё в 1983 году. Но с развитием Интернета, популярностью соцсетей такие случаи приобретают новые изощрённые формы. Видео быстро распространяется среди подростков, которые очень любят подражать крутым ровесникам, - уточняет Инна Найдёнова.

Аукнулось здесь всё: и секс-революция, и доступность порнографии во всемирной паутине, и компьютерные игры, когда у ребёнка стираются грани между реальным и виртуальным миром. Привыкший «мочить» монстров на экране в порыве гнева не отдаёт себе отчёта, что перед ним живой человек. А ещё за последние годы жестокость среди школьников значительно помолодела. Теперь восьмилетние дети изощреннее расправляются со сверстниками, чем подростки.
А девочки в своей агрессивности догнали и перегнали мальчишек.

Куда смотрит школа?

Учителя не владеют полностью ситуацией в классах, у современных школьников они давно не пользуются авторитетом. Дети им врут, изворачиваются, потому что знают, как поступают с «шестёрками». Не спасает и школьное самоуправление, которое во многих учебных заведениях существует просто для галочки. Школу дети воспринимают, как тюрьму, где надо отбывать наказание 11 лет.
А как по-другому они могут назвать закрытое пространство, в котором их собрали в одну группу, часто вопреки индивидуальности и интересам? Общий у детей разве что год рождения. В таких условиях они сами проводят «естественный отбор». Самоутверждаются за счёт слабых, не похожих на других, или новичков, которых испытывают на прочность.

Откуда они почерпнули законы стаи? Да из самой жизни. От своих родителей, которые пинают бездомную собаку, поливают грязью своих знакомых. От общества, в котором им предстоит жить: «дедовщина» в армии и тюрьмах, борьба за выживание в коллективе на работе. С одной стороны, дети играют в эти взрослые игры, с другой, повзрослев, они сами становятся инициаторами жёстких расправ и насилия, потому что вынесли урок из детства: либо ты бьёшь, либо тебя.

Научи его быть человеком

Как разорвать этот замкнутый круг? Начинать придётся с себя и родителям, и учителям. Доказать что-то подростку можно только на собственном примере. В школах на классных часах нужно показывать детям фильмы о жестокости их сверстников, которая приводит к убийствам и суицидам. Обсуждать с ними эти темы, а не избегать их. Никакого рукоприкладства дома! Хотите контролировать ребёнка - ищите к нему подход, делая акценты на его интересы. Чётко определите рамки дозволенного, но, если что-то запрещаете, доходчиво, на языке ребёнка, объясните ему, почему вы это делаете. Чтобы отвлечь ребёнка от бесполезного просиживания в Интернете, нужно предложить альтернативу компьютерному миру, например, кружок по интересам или спортивную секцию. Так ребёнок выплеснет неуёмную энергию и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь. Но, если ваше чадо склонно к агрессии, стрельба или единоборство - не лучший вариант.

Не пеняйте, что денег на частные школы и студии у вас нет.
В Крыму при центрах детского и юношеского творчества и других внешкольных организациях достаточно бесплатных кружков. Директор Крымского республиканского Центра туризма и краеведения учащейся молодёжи Пётр Дыбов уверен, что у ребёнка должен быть минимум свободного времени для развлечений в Интернете. Он считает, что особенно сближают детей туристические походы, когда от взаимовыручки и сплочённости зависит успех каждого.

- К нам приходят дети не из самых благополучных и обеспеченных семей. Туризм - особенный спорт, здесь нет привилегий, все равны. Заядлые двоечники, которых учителя давно записали в списки хулиганов, в походах проявляют свои лучшие качества: ответственность и дисциплинированность. А для физически слабых детей - это возможность поверить в себя. Ведь большинство из них даже не знает, какие трудности они способны преодолеть, - рассказывает Пётр Павлович.

Прогнозы психологов неутешительны: небывалый всплеск детской жестокости ещё впереди. Можно прислушаться к советам специалистов, а можно и пренебрегать ими. Хотите растить монстров? Бездействуйте дальше.

А как у них?

В Италии школьникам запретили пользоваться мобильными телефонами, а во Франции за съёмки реальных сцен насилия и распространение их в Интернете нарушителей ждёт лишение свободы до пяти лет и штраф в размере 75 тысяч евро.

В тему

В России 60% детей в возрасте от 8 до 17 лет согласны участвовать в сценах насилия, а 6% из них за щедрое вознаграждение готовы убить человека.

Юлия ЦИСАРЬ.