Заслон от бюрократии

14 Март 2012 1034

С 1 января вступили в силу изменения в действующее законодательство, согласно которым документы разрешительного характера выдаются через систему «единого окна». Система задумана с благим намерением помочь предпринимателям избежать необходимости обивать пороги чиновничьих кабинетов. В редакцию поступило немало обращений читателей с просьбой более детально рассказать о работе разрешительной системы в Крыму. Чтобы получить ответы на вопросы, мы пригласили в редакцию начальника отдела администраторов Симферопольского горсовета - государственного регистратора Крымского единого разрешительного центра Юрия РЯБОШЕНКО. Полуторачасовой диалог получился весьма продуктивным.

Антонина Петровна, Красноперекопск:

- Какие разрешения оформляются через ваш центр?

- Наш центр выдаёт 76 разрешений (26 ведомств), в том числе СЭС, МЧС, ГАИ, ГАСК, органов охраны труда.

Леонид Макарович, Ялта:

- Что необходимо, чтобы воспользоваться услугами центра?

- Человек должен посетить центр три раза: первый - для консультации у администраторов, второй - для подачи документов и третий - для получения документа разрешительного характера. В центре расположены информационные стенды. Есть информационный киоск для так называемых уверенных пользователей персональных компьютеров: они могут скопировать на флэшку всю необходимую информацию. Если же человеку не хватает информации на стендах и в информационном терминале, он может обратиться к администраторам.
В ходе консультации предприниматель получит информационную карту и полный перечень пакета документов, которые ему необходимы для получения того или иного разрешения.

Марина Ивановна, Керчь:

- В какой срок выдаются разрешительные документы?

- Всё зависит от вида разрешения. Предельный срок - десять рабочих дней. К примеру, разрешение на ввод в эксплуатацию здания, выдаваемое инспекцией ГАСК, получают за десять дней. Но, например, разрешения ГАИ на перевозку негабаритных грузов нужно ждать всего пять рабочих дней.

Сергей Георгиевич, Евпатория:

- Является ли корректным требование местных властей Евпатории о необходимости получения дополнительного разрешения на размещение объектов благоустройства зданий, сооружений и передвижных малых архитектурных форм на земельном участке, ранее переданном под коммерческие цели, в том числе торговлю? Ведь, по словам председателя Госслужбы Украины по дерегуляции и развитию предпринимательства Михаила Бродского, после того, как 1 января 2011 года в силу вступил Налоговый кодекс, предусматривавшие выдачу подобных разрешений закон «О системе налогообложения» и декрет Кабмина «О местных налогах и сборах» утратили свою силу. Поэтому сегодня в украинском законодательстве отсутствует норма, обязывающая предпринимателей получать разрешение на размещение торгового объекта. Что делать предпринимателям, у которых местные власти требуют такое разрешение?

- Требование такого разрешения незаконно. Советую евпаторийским предпринимателям письменно обратиться к городскому голове, чтобы он в своём ответе указал правовые нормы, на основании которых местные власти обязывают получать данное разрешение.

- Есть решение горсовета «Об утверждении порядков выдачи разрешений на размещение на территории объектов благоустройства зданий, сооружений и передвижных малых архитектурных форм», принятое в феврале 2011 года, которым предусматривалось получение такого разрешения.

- Раньше соответствующие разрешения выдавались управлением торговли, но в связи с принятием новых законов для учёта и контроля предпринимателей, занимающихся торговлей, введён декларативный принцип: в управлении торговли необходимо заполнить два экземпляра декларации и можно работать. Так что сегодня упомянутый вами документ недействителен. Если будет получен ответ из мэрии со ссылкой на него, можно обращаться в суд.

Людмила Васильевна, село Перово Симферопольского района:

- У нас построили магазин на детской площадке. Это законно?

- Рекомендую вам обратиться в Инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) по адресу: город Симферополь, улица Крейзера, 6, с заявлением, в котором попросить проверить, самовольно ли возведено это сооружение. Если выяснится, что самовольно, владельцев обяжут его снести.

О цене вопроса и отказах

Вера Павловна, Бахчисарай:

- Сколько стоят услуги вашего центра?

- Все разрешительные документы выдаются бесплатно. Но если предприниматель просит МЧС или СЭС провести какое-либо исследование, он оплачивает эти услуги непосредственно ведомствам по их расценкам.

Пётр Васильевич, Симферополь:

- Ведётся ли документооборот в электронном виде?

- У нас были электронные ключи, используя которые мы вносили в базу информацию о крымских предпринимателях. Срок действия лицензий на эти ключи истёк, и мы ждём, когда государство ключи обновит. Однако мы пошли навстречу предпринимателям и принимаем письма с уведомлением с полным пакетом документов. Когда разрешительный документ будет готов, человеку останется лишь его получить.

Антонина Сергеевна, Алушта:

- В каких случаях заявителю могут отказать в приёме документов?

- Во-первых, при наличии неполного пакета документов. Во-вторых, при обнаружении недостоверности информации. Сегодня заявитель подаёт декларацию, в которой есть графа: «За заполненную мной декларацию несу ответственность». И если, к примеру, заявитель перепутал цифру в номере телефона, мы отказываем в приёме таких документов. Человек может три, четыре, пять раз заполнять декларацию, пока вся информация в ней не будет точной.

О борьбе с коррупцией

Корр.:

- Как изменилась посещаемость вашего центра по сравнению с 2009 годом, когда он начал свою работу?

- Крымский республиканский центр по посещаемости один из лучших в стране и первый по документообороту. Если раньше принимали десять-двадцать человек в день, то сейчас около двухсот. Представители разрешительных органов, к которым наиболее часто обращаются предприниматели, работают здесь по нескольку дней в неделю. По новому закону о разрешительной системе количество разрешительных документов увеличилось. Например, в ГАСКе вместо них ввели новые - для многоэтажных домов, но для дачных домов ввод в эксплуатацию теперь проводится по упрощённой системе.

Корр.:

- А как в центре борются с коррупцией?

- Внутри центра установлены восемнадцать камер видеонаблюдения, плюс в фойе ещё пять и вокруг - семь видеокамер. Видеозапись ведётся круглосуточно. Информация передаётся на сервер. Мы «отсекли» предпринимателей от разрешающих органов, они уже не ходят по кабинетам, как было раньше. Сегодня мы отдаём пакет документов с номером представителю разрешительного органа. И он не знает, чьи именно это документы. Кроме того, проводим еженедельное независимое анонимное анкетирование. Предприниматель может ответить на вопросы, типа доволен ли он работой центра, заметил ли коррупционные проявления в работе его сотрудников. По результатам опросов Министерство экономического развития и торговли Крыма отслеживает работу центра.

Инициативы

В 2010 году Кабинет министров принял два документа, которыми начал реформу системы административных услуг на Украине. Тогда же правительство приняло постановление «Некоторые вопросы предоставления административных услуг», предусматривающее, что все платежи, собранные за административные услуги, будут поступать в государственный бюджет.

Языком фцифр

Сегодня на Украине действует 680 разрешительных центров, в них трудятся 900 государственных администраторов. В следующем году штатная численность госадминистраторов будет увеличена до 1061 единицы. По расчётам Минэкономразвития, это позволит снизить нагрузку на одного администратора с 508 до 431 обращения. В 2011 году Крымский разрешительный центр принял 15 тысяч предпринимателей.

Из первых уст

Председатель Государственной службы Украины по дерегуляции и развитию предпринимательства Михаил Бродский призвал предпринимателей жаловаться первым лицам государства на чиновников, препятствующих их деятельности.

- Обращайтесь и к премьеру, и к министрам, и ко мне. Кроме того, есть «горячая линия» Кабмина: 0-800-507-309. Рассказывайте, не бойтесь. Тогда и результат будет, - добавил Бродский.

По его данным, проведённая правительством ревизия установила, что на Украине действуют 53 тысячи регуляторных актов, изданных органами власти всех уровней, из них полностью соответствуют законодательству лишь 18 тысяч.

Произвол в прошлом?

Президент Украины Виктор Янукович внёс изменения в закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», касающиеся решений представительных органов местного самоуправления. Согласно им орган местного самоуправления именно на пленарных заседаниях рассматривает и принимает решение о выдаче, в том числе и дубликатов, переоформлении, аннулировании или отказе в выдаче документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности в течение месяца со дня получения соответствующего заявления. Предыдущая редакция документа не требовала рассмотрения указанных вопросов на пленарных заседаниях и предусматривала их решение каким-либо органом местного самоуправления, а не только представительным. Ранее Янукович заявил, что в стране продолжится процесс усовершенствования системы предоставления административных услуг.

- Произвол, когда министерства, ведомства и отдельные чиновники устанавливали свои платные административные услуги, ушёл в прошлое, - заявил президент.

Разные стороны «единого окна»

По мнению специалистов Минэкономразвития Украины, «единое окно» имеет ряд преимуществ, которые будут способствовать упрощению процедуры ведения собственного дела в стране. Эффективность принципа «единого окна» усиливается введением ответственности чиновников за несвоевременную выдачу разрешительных документов.

- Законом чётко установлены сроки выдачи тех или иных разрешительных документов, а также их стоимость. Если последнее законом не определено, это означает, что такой документ должен быть выдан на безвозмездной основе, - утверждают в министерстве.

В январе на селекторном совещании занимавший тогда пост первого вице-премьера Андрей Клюев заявил о неготовности разрешительной системы к работе в режиме «единого окна». Он констатировал, что в Донецкой, Житомирской, Полтавской и Черкасской областях не хватает кадров.

Возвращаясь к напечатанному

Наша газета рассказывала о том, как проживающий в Симферополе ветеран Великой Отечественной войны, инвалид войны I группы Александр Чепига пятый год не может получить земельный участок площадью 18 квадратных метров под строительство металлического гаража при том, что все необходимые документы давно оформлены («Гараж на горизонте», «Крымская правда», 15.02.2012 г.). На каждую из 17 подписей чиновников из разных организаций и ведомств под актом выбора и обследования участка ветерану пришлось тратить в среднем месяц. В сентябре 2009 года симферопольские депутаты согласовали ему участок для оформления в аренду сроком на три года. Но только два с лишним года спустя горсовет дал разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в аренду. Учитывая позитивные сдвиги в разрешительной системе, имеет ли смысл ветерану обратиться в Крымский разрешительный центр, чтобы получить заветный участок? - спросили мы у его руководителя.

- Сегодня наш центр занимается выдачей разрешений только предпринимателям. Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны получать разрешительные документы непосредственно в профильных ведомствах. По поручению президента Виктора Януковича на базе единых разрешительных центров будут созданы центры административных услуг, где физические лица смогут получать документы через «единое окно». Планируется, что такие центры могут открыться к концу весны, - ответил Рябошенко. - Другая проблема: мы - разрешительный центр, но депутатами командовать не можем. А депутатская комиссия, которая должна рассмотреть проект землеустройства, собирается, к примеру, раз в три месяца. Рекомендую Александру Григорьевичу направить письмо на имя городского головы Симферополя Виктора Агеева и попросить повлиять на процесс выдачи участка.

Подготовили

Алексей ЕРМОЛИН,

Алексей ВАКУЛЕНКО.