Из передвижного - в академический

13 Март 2012 854
Владимир Загурский.
Владимир Загурский. Фото автора.

Такой путь прошёл Крымский академический украинский музыкальный театр с весны 1955 года, когда из Киева в Симферополь была переведена труппа областного передвижного драматического театра. Созданный ею театр получил новое название: Крымский областной украинский музыкально-драматический театр. Расположили труппу в приспособленном под театр помещении на улице Менделеева, а в 1977 году для него было построено новое здание на центральной площади города. И в то время оно было лучшим зданием музыкальных театров в УССР. Театр несколько раз менял названия. С 2006 года закрепилось: Крымский академический украинский музыкальный театр. Последние двенадцать лет коллективом руководит заслуженный работник культуры Украины, лауреат премии АРК Владимир ЗАГУРСКИЙ.

Обещать - не значит выполнить

- Владимир Иванович, каждый очередной год мы встречаем с заклинанием: пусть он будет лучше уходящего. Особенно если испытали какие-то сильные огорчения. Какие надежды питают вас и ваш коллектив?

- Повод для огорчений у нас уже несколько лет один и надежда одна: чтобы наконец-то были выделены давно обещанные на ремонт деньги и он наконец-то начался. Всё остальное, включая творческое вдохновение и трудовой энтузиазм, у труппы есть. Но сколько же можно испытывать терпение артистов? Материально-техническая база осталась на уровне 60-х годов. Всё оборудование давно надо менять, как и коммуникации. Разве это дело, что у нас с ноября по май в зрительном зале температура выше четырнадцати градусов не поднимается? Такое было простительно только в послевоенные годы.

- Да уж... Константин Райкин, недавно выступавший на симферопольской сцене, иронично посочувствовал зрителям, кутавшимся в шубы. Помнится, ещё Леонид Кучма обещал выделить на ремонт театра десять миллионов гривен. Об этом все газеты тогда писали.

- В архиве лежит распоряжение выделить десять миллионов гривен и приступить к ремонту в 2004 году. На то время это были солидные деньги. Если бы все обещания выполнялись!

- А были ещё?

- Виктор Фёдорович Янукович говорил: «Поможем». Владимир Андреевич Константинов, когда стал спикером и посетил нас, тоже обещал содействие. Тогда пресса растиражировала его слова: «Театр - это символ нашего состояния. Не приведём его в должный вид - покажем неспособность власти что-то сделать». Ждём. И трудимся над новыми спектаклями.

Пятьдесят на пятьдесят

- Ну что ж, давайте о творчестве. Кое для кого слово «украинский» в названии театра - что красная тряпка для быка: требуют ставить только на государственном языке.

- Так могут говорить только очень предвзятые люди. И говорят. Чтобы уличить их в этой предвзятости, достаточно внимательно изучить репертуар. И многолетний, и совсем новый. В прошлом году поставили на украинском языке современную психологическую драму «Брехня» Виктора Винниченко. И завзятые театралы, и молодёжь прекрасно приняли спектакль. Потому что это не шароварная, что называется, а хорошая современная пьеса. Недавно с успехом прошла премьера спектакля «Оргия», созданного по драматической поэме Леси Украинки, в постановке заслуженного деятеля искусств АРК Виктора Гуменюка. Уже несколько лет с успехом идут на украинском языке «Цыганка Аза» «Сорочинская ярмарка», «За двумя зайцами», «Майская ночь», «Наталка Полтавка» и другие спектакли.

- Надо иметь в виду, что количество спектаклей украинских авторов на государственном языке ограничивается ещё и спросом.

- Безусловно. Нельзя закрывать глаза и на то, что мало по-настоящему интересных современных пьес украинских драматургов. Всем уже изрядно надоели комедии, в которых украинцы показаны в гротескной манере, глуповатыми балагурами. Мы можем все спектакли на украинском играть, но примет ли это публика? Мы вышли на вполне разумное соотношение: пятьдесят на пятьдесят. И это нашего зрителя устраивает, зал не пустует на постановках на русском языке и на украинском. Иначе будет работа вхолостую - только в убыток. Театр доказал состоятельность такого подхода, благодаря зрительскому вниманию стали прилично зарабатывать.

- Прилично - это сколько?

- Около трёх с половиной миллионов. Когда я был назначен двенадцать лет назад директором (всего же работаю в театре 18 лет), едва дотягивали до ста пятидесяти тысяч. А ведь сценических площадок не прибавилось. Всё держится только на энтузиазме, на поиске новых форм работы. А поэкспериментировать негде. Нам бы две-три сцены, три-четыре полноценные репетиционные площадки - развернулись бы в полную мощь.

Директор театра - должность творческая

Владимир Иванович работает в Крыму более тридцати лет. Выпускника Киевской консерватории пригласила на должность дирижёра-хормейстера государственного вокально-хореографического ансамбля «Таврия» его создатель и руководитель народная артистка СССР Лидия Чернышёва. Человек неуёмной энергии, Загурский не только в «Таврии» работал, но создал ансамбль песни и танца в Симферопольском высшем военно-политическом строительном училище, детский, мужской, женский и смешанный хоровые коллективы на птицефабрике «Южная». Став в 1986 году директором «Таврии», начал с постановки фольк-оперы-балета «Чумацкие фрески» Игоря Поклада и Михаила Ткача, ставшей ярким событием в культурной жизни республики. Работая директором-распорядителем филармонии, участвовал в организации фестивалей «Крымские зори», «Песни моря».
А ещё успевал преподавать в музыкальном училище.

- Опыт предыдущей работы помог освоиться в театре? Что стало главным здесь?

- В театре главное - ощущение новизны. На это и настраиваю коллектив. Новизны такой, чтобы она сделала театр неповторимым, единственным в своём роде.

- Новизна для вас - это особая эстетика, эпатаж?

- Отнюдь. Я не склонен к эпатажу и никогда не стану вовлекать в эту опасную воронку коллектив. Поражать надо не эпатажем, а высоким мастерством игры, красотой на сцене. Мы должны делать каждую встречу зрителей с артистами неповторимой. А для этого - разнообразить жанры. Вот почему всерьёз взялись за формирование полноценной балетной труппы, хора. Сегодня в балетной труппе тридцать человек. Начинали с балетных фрагментов, теперь ставим полноценные спектакли: «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Китайская легенда». «Барышня и хулиган», дивертисмент из «Спартака» - «Пир Красса». Балет стал шестым жанром на нашей сцене после мюзикла, оперетты, рок-оперы, оперы, драмы.
И мы ещё расширяем палитру: оркестр уже подготовил четыре программы. Поставили такую же задачу перед хором. Театр ещё не полностью раскрыл свой потенциал, но всё идёт к тому.

- Где берёте кадры?

- Растим, помогая раскрыть свои способности студентам Школы-студии Русского театра, Университета культуры, искусств и туризма, филиала Киевского университета культуры, Индустриально-педагогического университета, где преподаю. Приглашаем из вузов Киева, Одессы. В нашем театре обрёл крылья, что называется, режиссёр Владимир Косов. Поставленная им рок-опера-балет «Юнона» и «Авось», которая с триумфом была показана во многих городах, получила престижные награды, стала лауреатом республиканской премии. Влился в коллектив и интересно проявляет себя главный режиссёр Юрий Фёдоров. Сожалеем, что не может работать по состоянию здоровья талантливый режиссёр Борис Мартынов.

- Обходитесь без знаменитостей?

- От услуг именитых, маститых не отказываемся. Таких, как Сергей Смеян, который у нас поставил четырнадцать спектаклей. Композитор Сергей Бедусенко, который несколько лет назад передал нам право на первую постановку рок-оперы «Энеида», и она пользуется неизменным успехом, завоевала немало призов, премий, в том числе премию АРК. Огромным успехом пользовался его мюзикл «Лисистрата», сейчас не меньшим - «Верона. Заложники любви», две детские сказки. Подружились с известным московским композитором Тимом Брейтбургом, от которого получили эксклюзивное право на постановку мюзикла для детей «Снежная королева».

Всё бы хорошо, если бы не нынешнее состояние здания, которое на театр мало похоже, и заходить туда не тянуло бы, будь другой коллектив. Желание встретиться с давно полюбившимися и молодыми талантливыми артистами пересиливает, и разочарования не испытываешь.

Человек на своём месте

Доказательством тому присвоение театру звания академического, а директору Владимиру Загурскому, заслуженному работнику культуры Украины, - вручение ордена «За заслуги» III степени.

Досье

Авторы проекта здания Украинского театра - архитекторы С. Амзаметдинова, В. Юдин, инженер Э. Быков. В разные годы главными режиссёрами были Виктор Янтин, Евгений Степанов, Владимир Недашковский, Владимир Аносов, Олег Натяжной, Сергей Смеян, Леонид Квинихидзе, Борис Мартынов. С 2010 года - заслуженный артист Украины Юрий Фёдоров. Главный дирижёр - заслуженный деятель искусств АРК Александр Коваленко. Главный балетмейстер - Ольга Быкова.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.