Бензин без узды

10 Март 2012 799
Высокооктановый бензин уже в дефиците.
Высокооктановый бензин уже в дефиците. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Подорожание всех видов топлива, стартовавшее на украинских заправках в конце февраля, набирает обороты: по слухам, к лету за литр высокооктанового бензина придётся платить более 15 гривен. Пока нефтетрейдеры потирают руки в предвкушении дополнительных барышей, а водители затягивают пояса, чиновники бездействуют, ведь рынок нефтепродуктов полностью отдан на откуп иностранному бизнесу. Предотвратить надвигающуюся топливную катастрофу мог бы собственный запас, который за 21 год независимости создать так и не сумели.

Всё выше и выше

Не секрет, что цены на украинских заправках крепко привязаны к стоимости барреля нефти на мировом рынке, которая за последний месяц подорожала на 12-14%. По подсчётам специалистов, удорожание одного барреля чёрного золота на 1% приводит к увеличению розничной цены на топливо в пределах пяти-семи копеек за литр. Это значит, что в течение ближайшего месяца литр бензина подорожает более чем на гривну. И это - лишь первая реакция топливного рынка на начало иранского кризиса.

К середине марта литр популярного бензина марки А-95 будет продаваться за 11,5-12 гривен, дизтоплива - за 10,5-11,5 гривны. Стоит отметить, что оптовые покупатели уже закупают топливо, в цене которого стоимость нефти составляет 120 долларов за баррель, а к началу марта котировка апрельского фьючерса на нефть достигла уже 124 долларов. Поэтому бензин на украинских заправках будет дорожать и далее.

Расписались в бессилии

Экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) по вопросам функционирования рынка нефтепродуктов при Кабмине 1 марта приняла решение об увеличении на первую декаду марта верхней границы ценового коридора на топливо на 10 копеек. Так росчерком пера исчерпывается регуляторная функция украинского правительства. Как констатируют эксперты, за годы независимости Кабмин так и не удосужился создать в стране стратегический запас нефтепродуктов, с помощью которого можно было бы сглаживать ценовые скачки, умеряя спекулятивный пыл продавцов.

Как сообщил нашему корреспонденту заместитель председателя Республиканского комитета АРК по топливу, энергетике и инновационной политике Вадим Жданов, повлиять на рост цен на заправках невозможно. Более того, цены на горюче-смазочные материалы вообще не регулируются государством.

- Установленный ЭАГ ценовой коридор носит рекомендательный характер, - пояснил Жданов, - поэтому в его рамках не работает ни один регион страны. А экспертно-аналитическая группа только оценивает ситуацию на мировом рынке и строит прогнозы, которые часто сбываются.

Чиновники так и не добились от хозяев отечественных нефтеперерабатывающих заводов выполнения ранее взятых инвестиционных требований: глубокой модернизации мощностей, позволяющей работать рентабельно и выпускать конкурентоспособную продукцию. Вместо этого правительство из года в год продлевает действие морально устаревших стандартов качества топлива украинского производства. Следствием такой политики стала полная зависимость страны от импорта.

Саботаж под шумок

Как уже неоднократно писала наша газета, украинские НПЗ нередко использовали сложную ситуацию на рынке в своих коммерческих интересах. Так случилось и на этот раз: с 1 марта на внеплановый ремонт закрылся Лисичанский НПЗ «Линик».

Президент и главный управляющий директор ООО «ТНК-ВР Коммерс» Дидье Казимир, которому принадлежит упомянутый завод, объяснил причину остановки. По его словам, в начале года переработка нефти на Украине осталась убыточной, как и в 2011 году. В то же время работа на российский рынок тоже потеряла привлекательность в связи с изменениями в законодательстве РФ. Господин Казимир подчеркнул, что вопрос о запуске завода зависит «не столько от течения ремонтных работ, сколько от экономических факторов». К таковым, в частности относятся введение временных квот на импорт в нашу страну моторного топлива и повышение ставок ввозных пошлин с действующих 5% на бензин и 2% на ДТ до 15% и 10% соответственно.

По поводу этого своеобразного «ультиматума» директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн заметил: «ТНК-ВР» планомерно давит на власти в целях получения определённых преференций.

- Предложения ограничить конкуренцию с легальным импортом путём введения пошлин и квот, - считает эксперт, - являются антирыночными. Это усилит ценовое давление на потребителей, тем более что украинские НПЗ пока не в состоянии обеспечить такое качество продукции, которое было бы аналогично качеству импортных нефтепродуктов.

Последствия

Насколько остановка одного из двух оставшихся крупных украинских нефтеперегонных заводов повлияет на ситуацию в стране, неизвестно. Украине в этом году предстоит осуществить беспрецедентную по своим масштабам весеннюю посевную кампанию. По данным Минагрополитики, на конец февраля аграрии сумели запастись 310 тысячами тонн дизтоплива и 80 тысячами тонн бензина, что составляет около 60% необходимого объёма горючего. Возникает опасение, что к концу марта на рынке может сложиться дефицит топлива, особенно того, что используется для заправки сельскохозяйственной техники.

Эксперты советуют не драматизировать ситуацию, но не исключают, что повышение спроса подстегнёт алчность спекулянтов. Поэтому цены на заправках могут сорваться с узды, а поставить хозяев рынка нефтепродуктов на место, как мы уже выяснили, весьма проблематично.

Наталия ГОНЧАРОВА.