По соседству с Ханжонковым

23 Февраль 2012 793
Арнольд Царёв. 1941 год. Фото Веры ХАНЖОНКОВОЙ.
Арнольд Царёв. 1941 год. Фото Веры ХАНЖОНКОВОЙ.

В том, что все случайности не случайны, симферопольский пенсионер Арнольд Яковлевич Царёв убедился на собственном опыте. Он не мечтал о карьере актёра, хотя и жил в Ялте рядом с уже прогремевшей тогда на весь мир киностудией, первоначально называвшейся Ялтинское киноателье. Всегда считал себя человеком, далёким от искусства и кинематографа, но его близкое знакомство с первым русским кинопродюсером Александром Ханжонковым оставило неизгладимый след в сердце и предопределило будущее хобби.

История в фотографиях

В подъезде дома, где живёт Арнольд Яковлевич, необычный интерьер: среди зелени комнатных цветов на стенах развешаны фотографии. Ялтинские мотивы и симферопольские дворики, полураспустившийся бутон розы и благоухающие цветы. Наш фотограф умеет поймать удивительные мгновения жизни: капля росы, которая вот-вот сорвётся с набухшей весенней почки на дереве в ботаническом саду, изящный мост, виднеющийся сквозь ажурную радугу и напоминающий человеческий зрачок.

Но больше всего фотографа увлекают сюжетные снимки. По ним можно изучать историю Симферополя. Герои сюжетных фотографий Арнольда Яковлевича - маленькие симферопольцы с беззаботными улыбками, влюблённые пары в городских скверах и не менее влюблённые и верные лебединые пары. И пенсионеры с протянутой рукой у подземных переходов, бездомные животные на улицах - словом, шумная и суетная жизнь СимферопЫля, как с улыбкой и грустью называет город Царёв.

В рабочем кабинете фотографа надпись: «Если вы считаете, что неудачно получились на фотографии, то посмотрите на неё лет через десять». Переворачивая пожелтевшие от времени страницы фотоальбома, где хранятся снимки, «возраст» которых переваливает за семьдесят лет, с особым трепетом показывает снимок, на котором запечатлён шестилетний мальчишка у новогодней ёлки.

Эту фотографию в канун рокового 1941 года сделала вторая супруга выдающегося русского кинопродюсера Александра Алексеевича Ханжонкова. Того самого молчаливого и задумчивого Сан Сеича, как, по воспоминаниям Царёва, ласково звала его супруга Вера Дмитриевна. Тётя юного Арнольда, Вероника Бродская, была приятельницей Ханжонковой. Знаменитая чета бывала в доме Царёвых, приходил Арнольд Яковлевич и в квартиру Ханжонковых.

- Мы жили на улице Севастопольской в одном дворе с Ханжонковыми. Предвоенное счастливое детство, - вспоминает Арнольд Яковлевич. - Дворовые мальчишки, с которыми я дружил, любили пошалить. Шумной ватагой мы носились по небольшому ялтинскому дворику. Соседи ворчали на нас и покрикивали. Все, но только не Сан Сеич.

Измученный тяжёлой болезнью, последние годы своей жизни Александр Ханжонков провёл в инвалидном кресле. Замкнутый и молчаливый, он писал мемуары.
И кто бы мог подумать, что с его детищем - Ялтинской киностудией - спустя годы потомки сыграют злую шутку. «Раздерибанят» и оставят рушиться дальше.

Шестилетнему Арнольду врезалась в память атмосфера старины и лёгкой грусти, царившая в жилище Ханжонковых. Старинные картины на стенах, афиши, которые любопытный мальчишка мог подолгу разглядывать: от всего в этом доме веяло задыхающейся в условиях нового времени русской интеллигенцией. Кинематографист, усилиями которого появились первый полнометражный фильм с батальными сценами «Оборона Севастополя», мультипликационный фильм и научно-популярные фильмы, на своей же киностудии оказался не у дел. Припомнили Ханжонкову и знаменитый показ «Обороны Севастополя» в Ливадийском дворце для членов царской семьи. К счастью, на Ялтинской киностудии нашлась работа для Веры Дмитриевны, которая стала начальником монтажного цеха. Именно благодаря энергичной и трудолюбивой Вере Ханжонковой, которая после смерти мужа переехала в Москву и устроилась на работу в Госфильмофонд СССР, писала статьи об истории кинематографии, сохранились уникальные кадры фильма «Оборона Севастополя», появившегося спустя сто лет снова на экране в Ливадийском дворце.

Последние годы Сан Сеича, участие в массовках и послевоенная жизнь

Арнольд Яковлевич перенял от супруги Ханжонкова страсть к фотоискусству - иначе и не назовёшь увлечение фотографией, когда под рукой у тебя пластиночный «Фотокор».

А потом была война. Семью Царёвых эвакуировали в Сибирь, в глухую деревушку - колхоз неподалеку от Омска. Непривычные для ялтинцев морозы, школа, где писали на газетах самописками из перьев, светящиеся ночью в лесу, через который приходилось ходить мальчику, глаза волков - промелькнули, как в чудовищном калейдоскопе. И снова родная Ялта...... Только маленькая квартирка на Севастопольской, 7а, уже была отдана другим, новые жильцы появились и в доме №7, где жили Ханжонковы, вынужденные из-за болезней Сан Сеича остаться в оккупированном городе. Как потом выяснилось, когда немецкий комендант узнал, что такой известный кинематографист ютится в крохотной тёмной квартирке, приказал немедленно переселить его в просторный дом на улице Боткинской, 15. Отзывчивые и чуткие к чужой беде Ханжонковы приютили у себя бывших соседей, которые в буквальном смысле остались на улице. В октябре 45-го в доме на Боткинской Александр Алексеевич Ханжонков ушёл из жизни.

- Только потом, повзрослев, я начал понимать, с каким выдающимся человеком жил по соседству, - рассказывает Царёв. - Наша связь с киностудией не прерывалась долгие годы.

На летних каникулах студент электротехнического института Арнольд Царёв участвовал в массовках на съёмках фильмов «Овод» и «Ромео и Джульетта» на Ялтинской киностудии.

- В то время такое актёрское любительство ещё и денежку приносило. За полный съёмочный день нам платили пять рублей. Не обходилось на съёмочной площадке без курьёзов и травм. Так, во время съёмок фильма «Ромео и Джульетта» мой соперник-грузин, с которым пришлось драться на шпагах, по неосторожности чуть не выколол мне глаз, - продолжает свой рассказ Арнольд Яковлевич.

После учёбы Царёв попал по распределению в Симферополь, устроился работать на телезавод «Фотон», где прошёл путь от старшего инженера до начальника сектора СКБ. Арнольд Яковлевич был одним из организаторов городского фотоклуба «Юг». Когда общаешься с Арнольдом Яковлевичем, нельзя не отметить его любопытство и желание не отставать от времени. Теперь он корпит уже не просто над фотографиями, а создаёт слайд-шоу.

Выставки своих работ Царёв не проводит, скромничает, а вот помогать музеям всегда готов. Недавно подборку своих старых фотоснимков Арнольд Яковлевич подарил Музею Симферополя. На снимках запечатлены памятные события, выступления знаменитостей. Промокшая под дождём молодая Алла Пугачёва на стадионе «Локомотив», концерт Людмилы Зыкиной с ансамблем «Россия» для фотоновцев в лесу, неподалёку от села Левадки.

У Арнольда Яковлевича есть своё дело - фотография. Он не хандрит и не докучает сыну, который давно живёт в Москве. Царёв собирает фотолетопись города. И очень хочет, когда ещё раз будет в Москве в гостях у сына, посетить Дом Ханжонкова.

- Когда в конце 80-х я проездом был в Москве и зашёл в кинотеатр «Дом Ханжонкова», был очень неприятно огорчён, что в обшарпанном, неказистом с виду здании даже нет маленького музейчика Ханжонкова. Мои ялтинские воспоминания о Сан Сеиче с любопытством слушали сотрудники кинотеатра. Хочется, чтобы и крымчане не забывали этого легендарного кинопродюсера.

Юлия ЦИСАРЬ.