На пути к порядку

23 Февраль 2012 815

9 февраля на очередном заседании десятой сессии шестого созыва Верховного Совета Украины был принят за основу проект Уголовно-процессуального кодекса. Как уверяют депутаты, в целом новую редакцию кодекса Верховный Совет примет уже через месяц, а пока необходимо учесть многочисленные поправки, количество которых измеряется уже тысячами.

Время перемен

Принятие новой редакции УПК назревало давно, прошло пятнадцать лет с тех пор, как Украина присоединилась к Совету Европы и обязалась реформировать уголовное судопроизводство. Вокруг проекта роились сомнительные слухи задолго до его презентации. Впрочем, финансовая сторона документа действительно вызывает вопросы.

Кодекс представил советник президента Андрей Портнов:

- До сего дня Украина жила по Уголовно-процессуальному кодексу образца 1960 года, поэтому необходимость кардинально изменить устаревший документ назрела давно. Законопроект прошёл два разбирательства в Совете Европы и полностью соответствует европейским требованиям.

Новый УПК предлагает введение института домашнего ареста, активное применение судом освобождения под залог (то есть внесение или передача подсудимым денег, дабы он потом вернулся к следователю или в суд), а также существенное сокращение полномочий прокурора.

- Многие инициативы, критикуемые сегодня оппозицией, уже приносят положительные результаты, - говорит Портнов. - Через две недели после принятия Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» на счета Госказначейства поступило 88 миллионов гривен в виде залогов. Также декриминализуют 17 составов преступлений - это приведёт к закрытию всех уголовных дел и освобождению от всех видов наказаний лиц, осуждённых за их совершение.

- На Украине больше не может прозвучать такое словосочетание, как «возбуждение уголовного дела».... Теперь только заявление о преступлении и сразу расследование, - говорит Портнов. - Сроки расследования не будут превышать двух месяцев, однако по тяжким преступлениям заключение может быть продлено до 12 месяцев, нетяжким - до семи месяцев.

Отныне Украина переходит на континентальную модель суда присяжных - трое судей и трое присяжных. Этот суд будет применяться для лиц, которым грозит пожизненное заключение. Оппозиция критически восприняла это нововведение и предположила, что повлиять или надавить на трёх человек власти будет легче, чем на восьмерых, как в некоторых других странах.

А коммунисты, хотя и отказались голосовать за президентскую инициативу, поддержали её на словах:

- Новый УПК - это не только требование времени, но и Конституции. Прокуратура должна поддерживать государственные обвинения в судах, а общий надзор как функция прокуратуры должен быть упразднён, - заявил депутат от КПУ Валерий Бевз.

Теперь не следователь или прокурор будут устанавливать, что является доказательством в деле, а что - нет, а суд.

Чтобы парламентская оппозиция не чувствовала себя ущемлённой, Верховный Совет принял к рассмотрению предложенный народным депутатом Романом Зварычем альтернативный проект УПК, который впоследствии был отклонён.

Депутаты предложили определить процессуальные полномочия прокурора в части поддержания государственного обвинения в суде и надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие. А члены комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности советуют точнее определить полномочия Службы безопасности в уголовном процессе.

По информации главы комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктора Швеца, ожидается, что скоро количество поправок приблизится к отметке в пять тысяч.

- Но ни одна поправка не должна пройти мимо, - отметил он.

Где деньги, Зин?

В переходных положениях законопроекта выдвинуты конкретные требования к Кабинету министров. В течение месяца со дня опубликования УПК правительство должно предоставить конкретные предложения по обеспечению финансирования проекта. Кроме того, Кабмин должен придумать, где найти финансы на увеличение количества судей местных общих судов. В общем, финансово-экономическое обоснование проекта УПК, изложенное в пояснительной записке, по мнению экспертов, оказалось довольно размытым. Расходы на электронные средства контроля и прочее техническое оснащение, по предварительным расчётам, составят около 200 миллионов гривен. На оснащение всех сизо прозрачными барьерами из оргстекла и оборудованием для тех же видеоконференций необходимо, по официальной информации Государственной пенитенциарной службы Украины, около 17 миллионов гривен. Эти расходы предлагается компенсировать за счёт экономии бюджетных средств, затрачиваемых на доставку подсудимых в суды. Общая сумма планируемых трат на реализацию проекта составляет около 300 миллионов гривен. Смогут ли исполнители уложиться в эту сумму, покажет практика. Очевидно, что если средств не будет хватать, реализацию некоторых положений нового кодекса могут отложить.

Два мнения

По мнению члена рабочей группы по подготовке УПК с 2006-го по 2009 год Александра Банчука, новый проект реализует лучшие европейские практики. Однако есть определённые риски введения этого проекта.

- Кодекс предусматривает новую систему расследования и рассмотрения уголовных дел, и никто в нашей стране не знает, как на самом деле будет работать эта система. Также вызывает опасение тот факт, что проект несёт в себе положения, в некотором смысле ломающие соревновательную систему, - систему, где предусматривается равность сторон защиты и обвинения, тем самым существенно снижая эффективность, - говорит Банчук.

Вместе с тем эксперт подчеркнул, что проект УПК ставит на первое место обвиняемого, его интересы, его положение, а не интересы правоохранительных органов.

Исходя из этого, Банчук предполагает, что количество дел, рассматриваемых в Европейском суде по правам человека в отношении Украины, значительно сократится.

Директор «Украинской юридической компании», адвокат Олег Мусиенко, рассуждая насчёт европейских стандартов, сказал:

- А нужно ли нам приближаться к этим стандартам, когда мы являемся не европейской, а евразийской страной? Каким бы изменениям ни было подвергнуто уголовное законодательство, его исполнители остаются прежними, - говорит он.

Мусиенко убеждён, что по-прежнему будут присутствовать такие проблемы, как «тотальная кольцевая порука между органами прокуратуры и судом, СБУ, МВД, тотальная коррумпированность и продажность судов.

- В данной ситуации европейская уголовная практика не сможет функционировать на Украине прежде, чем не будут разрешены глобальные проблемы украинского общества, - уверен адвокат.

Кстати

Сейчас лицо, обвиняемое системой досудебного следствия в совершении преступления, фактически не имеет шансов доказать в суде свою невиновность. Эта вероятность составляет полпроцента, но даже такое количество оправдательных приговоров зачастую отменяется апелляционными судами. Для сравнения: в дореволюционной России суды выносили 25% оправдательных приговоров. В современной Европе - до 40%.

Александр ДРЕМЛЮГИН.