Изобилие за семью замками

18 Февраль 2012 582
За крымской капустой - в очередь.
За крымской капустой - в очередь. Фото автора.

Готовясь к новому курортному сезону, в Совмине АРК опять подняли проблему реализации высококачественных крымских продуктов, которые не попадают ни в крупные торговые сети, ни на рыночные площадки автономии. На этот раз аграрии, которые вынуждены сдавать овощи и фрукты перекупщикам за копейки, уже не питают надежду на то, что для них построят современный оптовый рынок. Уповать приходится только на ярмарки и субботние распродажи, организованные в «спальных» микрорайонах городов.

Воз на задворках

Как подсчитали в Министерстве экономического развития и торговли АРК, потребительский спрос в республике сориентирован на продукцию местного производства. Люди хотят покупать крымские яблоки и виноград, овощи, крупы, картофель, мясо и молоко. Достаточно развито и производство продуктов: лишь по четырём позициям агросектор не может полностью обеспечить потребности крымчан. Это - сахар, который у нас не производится, рыба и молоко, которых мы получаем вполовину меньше, чем нужно, и растительное масло, которого в прошлом году получили на 30% меньше необходимого.

В то же время прилавки 111 крупных супермаркетов и семи тысяч магазинов среднего формата забиты низкокачественным импортом, а своя продукция представлена 10% от общего ассортимента. По большей части это хлебобулочные изделия, которые невыгодно возить издалека.

Дорога в большую торговлю остаётся закрытой не только для фермерских хозяйств, но и для крупных предприятий: им приходится сбывать продукцию перекупщикам по ценам, которые втрое ниже рыночных. Сдвинуть овощную телегу с мёртвой точки опять пытались на уровне Совмина - на совещании представителей лагерей-антагонистов. Но возбудить взаимный интерес торговых сетей и сельхозтоваропроизводителей, похоже, опять не удалось.

Товар упаковкой не вышел

Мнение большинства крымских овощеводов выразил директор ООО «Обрий» Джанкойского района Анатолий Корнейчук. По его словам, владельцы магазинов требуют, чтобы продукция имела исключительно товарный вид, была расфасована по европейским стандартам и при этом оставалась гораздо дешевле, чем в торговой сети. Чтобы реализатор смог «накрутить» на ней 25-25% «своего интереса». К тому же деньги за поставленный товар он обещает вернуть через один-два месяца.

- Такие кабальные условия не могут быть приняты изначально хотя бы потому, что себестоимость производства овощей в Крыму гораздо выше, чем в других областях Украины, из-за необходимости применения дорогостоящего орошения, - сказал Корнейчук. - За торговлю в розницу на существующих рынках с предприятий взимают несоразмерную плату, а мест для реализации овощей с машин в городах просто нет. При такой организации овощеводство перестаёт быть рентабельным, ведь выращенный урожай приходится сдавать по смешным ценам - от 50 до 80 копеек за килограмм капусты или моркови.

В такой ситуации многолетние разговоры о необходимости открывать свои сети фирменных магазинов в городах и посёлках автономии - откровенная утопия, ведь каждая такая точка требует немалых капиталовложений.

В свою очередь представители торговли заявили, что они не против рассмотреть любые коммерческие предложения производителей, но таких практически нет.
А занимается оформлением договоров поставок служба закупок компании, которая принимает решение согласно коммерческим интересам всей сети магазинов. Расчёты специалистов показывают, что сегодня ту же капусту выгоднее завезти в Крым из Херсонской области, чем из ближайшего села, где она гниёт на складе.

А мэры где?

Первый вице-премьер автономии Павел Бурлаков увидел в происходящем недостаточную работу местных органов власти и предложил чиновникам засучить рукава. В частности, в сельской местности необходимо срочно создавать сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы, которые будут скупать товар и формировать из него привлекательные для торговли партии. На городских и поселковых рынках нужно освободить и отдать фермерам 40% торговых мест. А в городах пришла пора разработать и запустить в действие концепцию социальных магазинов и социальных ярмарок, в рамках которой создавать специализированные торговые точки с продукцией по льготным ценам от производителя.

Не оставил Совмин без внимания и профильное министерство: ему предписано обеспечить взаимодействие крупных и средних сельхозтоваропроизводителей, чтобы появилась возможность мгновенно реагировать на колебания спроса на продовольственном рынке.

- Местным властям пора начинать активно лоббировать интересы производителей, - отметил Павел Бурлаков, - ведь устойчивый рост уровня жизни крымчан обеспечивается увеличением объёмов реализации качественной продукции местного производства по доступным ценам.

От ярмарки до ярмарки

Пока же, как сообщил руководитель СПК «Грузия» Первомайского района Валерий Хаситошвили, сельскохозяйственная ярмарка остаётся единственным торговым местом, где сельчане могут реализовать свой урожай, а горожане - купить хорошие продукты. Но постоянные проблемы с высокой себестоимостью овощной продукции, её нехваткой или, наоборот, избытком возникают не на местах. Они кроются в отсутствии государственного планирования производства, в тарифах на электроэнергию, необходимую для подачи воды на поля и огороды, в отсутствии дотаций при непосильных налогах.

Поэтому который год подряд и приходится обсуждать одни и те же вопросы, ответы на которые в обозримом будущем получить не удастся. Именно поэтому единственным рациональным зерном состоявшегося совещания можно считать предложение, выдвинутое Бурлаковым всем заинтересованным сторонам: прислать свои предложения по изменениям в действующее законодательство Украины. Похоже, с этого и нужно было начинать.

Наталия ГОНЧАРОВА.