Откуда к нам прилетел грифон?

15 Февраль 2012 748

По восточному календарю в феврале наступает новый «звериный» год. Он несколько необычен, поскольку по общепринятым понятиям дракон - существо мифологическое. У крымчан тоже есть свой мифологический символ - грифон. Их больше всего в Керчи. Но вот путешествие туда подарило нам не только фотографии каменных грифонов и грифончиков грязевых вулканов, но и необъяснимо загадочные встречи.

Хорошо помнится последний год советско-союзной власти, 1991-й. Тогда довелось побывать в киевских музеях. Долго не мог отойти от витрины со скифским золотом в Музее драгоценностей. От «презренного металла» тянуло какой-то тоской по былым временам, помноженной на чувство грусти по степному Крыму, где бывал в те годы нечасто: учился вдали от родины. А ещё был восхищён тщательностью проработки фигурок животных на украшениях - оленей, собак, грифонов. Уж очень всё реалистично. Так видел их тот безымянный греческий мастер, отливавший, может быть, и диадемы для скифских цариц. Особенно впечатлили фигурки именно грифонов, ведь, чтобы изобразить их, терзающих свои жертвы, надо это видеть, а не представлять в фантазиях.

В мифичность грифонов перестал верить на мысе Опук, после встречи с ребятами из клуба путешественников «Акинак». Это с ними нам удалось побывать в одной из экспедиций по поиску знаменитого Карадагского змея, случайно стать свидетелем их поисков крымских следов священного Грааля. Конечно, поначалу мне тоже хотелось покрутить пальцем у виска и поинтересоваться: не в этот ли четверг, после дождичка, где-нибудь на Чатырдаге вылезут из приземлившейся летающей тарелки снежные люди? Но общение с увлечёнными поиском необычного расставило все точки над «i». Во-первых, тщательная работа с информацией и информаторами; во-вторых, анализ и логика в построении гипотез; в-третьих, уверенность в своих силах и возможностях. Именно эти составляющие и стали основой поисковой работы «Акинака».

Сан Саныч - из числа этих увлечённых ребят-путешественников. Он - инициатор исследования мифических представлений о неведомых животных. «Но миф - это ведь не сказка, это то, что было, но из-за ряда причин получило новую оболочку из интерпретаций, мыслей, мнений», - считает Александр. Вот энтузиасты и собрали всяческой информации о грифонах два больших альбома - от изображений на скифских сосудах до...... свидетельских показаний.

Почему-то считается, что прообразом грифонов или каких-нибудь там змеев-горынычей могли быть грязевые вулканы. Мол, так вот булькают, газ выделяют - вроде живые. Маленькие кратеры этих вулканов и называют грифончиками. Надо ли напоминать читателю, что этих самых грязевых «плевак» полно в окрестностях Керчи и не только.
В районе Булганака (сейчас село Бондаренково) - целая долина этих удивительных природных образований. Но вот несколько «но». Как ни старался, зажечь «метан, исходящий из жерла грязевого вулкана», никак не удавалось. Видимо, этот газ не горюч. А внешний вид застывшей серой грязи ну никак не соответствовал виду чудесных сильных существ из киевского музея. Где крылья, где лапы льва, где орлиный клюв? Не подходит вулканчик в прародители грифона. «Хотя, знаете, древние греки почему-то считали что Аид, то есть потусторонний мир мертвых, находится именно недалеко от Пантикапея», - размышляет Сан Саныч.

А что до грифонов в том виде, какими их мы можем увидеть на знаменитой Митридатской лестнице в Керчи, то прочитал недавно удивительные вещи: в архиве Клуба путешественников хранятся описания встреч современников с грифонами. Ничему не поверил бы, если бы не рассказ, услышанный несколько лет тому назад от одного ветерана войны, которого интервьюировал совсем по другому поводу. Он, ещё будучи молодым сержантом-артиллеристом, как-то в боях за Будапешт увидел «чёрт знает что, выскочившее как бы из света». Потом он встретил «это» отлитым в бетоне и установленным на склоне керченской горы.

Вот тебе и мифические твари. Но как объяснить эти встречи с таинственными существами?
В чём разгадка природы видимых грифонов?

Исследователи из «Акинака» придерживаются уже высказанной версии о земном происхождении грифонов. Во всём виноваты... скифы. Этот народ не был единым, скорее, племенные союзы кочевников, жившие на огромной территории от Алтая и Гоби до «брегов печальных Понта». Расстояния для тех времён были огромными. Но человек всё равно нёс и слушал вести, правду и сказку. В пустыне Гоби древние кочевники видывали кости неизвестных зверей и в своём воображении заселили те места некими существами. А уж за тысячи километров оттуда эти кости обрели плоть, хотя и только в фигурках скифского «звериного стиля». Но самое интересное - скифы были недалеки от истины. Уже в просвещённом двадцатом веке в монгольских пустынях учёные разыскали огромные кладбища ящеров - динозавров. Некоторые из читателей наверняка знают творчество советского писателя-фантаста Ивана Ефремова, но менее известны его палеонтологические работы по результатам изучения находок во время экспедиций в Гоби. Так вот, один из «завров», трицератопс, был как раз с клювом, ходил на четырёх лапах, помахивая хвостом, а череп его заканчивался огромным комплексом рогов, которые в окаменевшем виде нетрудно принять за крылья. Чем не грифон? А потом воображение остальное дорисовало, да сказанное-пересказанное пока дошло до греческого ювелира,... вот вам дошедший до нас образ грифона.

Есть в собрании «Акинака» интересная информация: в древности люди - те же скифы - долго боролись с грифонами, уничтожив их повсеместно в своих краях. И заставили своих потомков забыть эту войну. Но коллективный разум вогнал в каждого из нас образ сильного полульва-полуорла. Кстати, в беседе с довольно известным целителем, знающим шаманские секреты, затронул тему грифонов: даже в мире непонятого их немного, и они не просто хищники, это - мудрые и величественные твари.

...Пойду и поглажу одного из них по крылу - пока здесь, на Большой Митридатской лестнице в Керчи. Издревле живёт поверье: прикоснёшься к сильному и мудрому существу - и часть этих качеств перейдёт к тебе.

На фото: керченские грифоны; грязевой вулкан - прообраз скифского грифона?

Фото автора.