«Король теноров»

14 Февраль 2012 1488
Иван Алчевский.
Иван Алчевский.

Так называли известного оперного певца, чей голос покорял публику лучших оперных театров мира, Ивана Алчевского, 135-летие со дня рождения которого отметила музыкальная общественность. Сегодня это имя мало что скажет человеку, не просвещённому в музыке. А было время, когда оно гремело в России, на Украине, во всём мире. Его непревзойдённым мастерством, актёрским талантом восхищались современники, а многие образы, созданные Иваном Алексеевичем на оперной сцене, вошли в историю мирового вокального искусства. Знаменитый певец, которого называли «королём теноров», не был крымчанином по рождению, но наш край дарил ему отдых и вдохновение. Знаменитость не упускала возможности приехать в алуштинский Профессорский уголок, в дом профессора архитектуры Алексея Бекетова, ныне Дом-музей имени А. Н. Бекетова. О неординарной личности, связанной с Крымом, беседуем с заведующей музеем Людмилой ЦЫГАННИК.

- Людмила Игнатьевна, организаторы международного конкурса вокалистов им. И. А. Алчевского, который ежегодно проходит в Харькове, на родине певца, предложили проводить музыкальный фестиваль его имени и в Алуште. Для этого есть основания?

- Безусловно! Алуштинцы могут гордиться пребыванием такой знаменитости в скромном Профессорском уголке в усадьбе Бекетовых.

- А как он связан с семьёй профессора архитектуры?

- Родственными узами. Его старшая сестра Анна была замужем за академиком архитектуры Алексеем Бекетовым, одним из основателей нашего Профессорского уголка. Иван Алексеевич знал, что непременно встретит у сестры старшего брата Григория - талантливого вокального педагога и композитора, окончившего Московскую консерваторию, автора многих замечательных романсов, в том числе и на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова.

- Целью было, наверное, не только свидание с родственниками, но и выступления перед крымской публикой? Есть какие-то особо памятные концерты?

- В прессе много писали о приезде певца в Ялту во время бархатного сезона 1907 года, после его успешных гастролей в Европе, Америке. После Ялты Иван Алексеевич отдыхал в Профессорском уголке. Гости собирались на веранде бекетовской дачи «Баар-Дере» («Весенняя долина»). За самоваром велись неторопливые разговоры о музыке, искусстве. Христина, младшая сестра, украинская поэтесса, читала свои новые стихи, написанные в Алуште. Лирические строки ложились на музыку Григория, а Иван с удовольствием исполнял романсы. Родственники вспоминают, как в два голоса, дуэтом, Иван (тенор) и Христя (контральто) прекрасно исполняли украинские народные песни.

Из математиков - в певцы

- А ведь в молодости Иван и не мечтал о карьере певца?

- Да, он окончил физико-математический факультет Харьковского университета, мечтал по примеру матери, известной в Европе и России просветительницы Христины Даниловны Алчевской, посвятить себя педагогической деятельности - стать сельским учителем. Но потом принял решение связать судьбу с музыкой и театром и отправился в Петербург. Его первым учителем вокала стал Григорий Алчевский, который был уверен в музыкальной одарённости младшего брата, имевшего от природы красивый голос, тонкий музыкальный слух. А творческая атмосфера в семье способствовала развитию его таланта. Сын известного композитора Остап Лысенко писал: «Часто, когда в просвещённых кругах заходила речь об Алчевских, обязательно все сходились на одном: побывать у них в гостях - всё равно, что посетить театр».

- Кто-то кроме брата помогал начинающему певцу?

- В Петербурге Алчевского знакомят с известной меценаткой Юлией Абазой, которая приглашает его в свой салон, и он буквально произвёл фурор исполнением песни индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Среди гостей были и представители Мариинского театра, и 18 сентября 1901 года Алчевский дебютировал на сцене Мариинского театра в партии индийского гостя, затем с большим успехом выступил в партии Фауста («Фауст»). Критика отмечала: «Это была победа материала, победа голоса, даже отнюдь не вооружённого искусством, ибо школы в ту пору Алчевский не имел никакой».

- У него тогда не было музыкального образования?

- Да, поэтому он едет в Париж, занимается вокалом у известного педагога, знаменитого певца с мировым именем Ж. Решке, солиста варшавского Большого театра, парижского «Гранд-Опера». А затем берёт уроки у Фелии Литвин - замечательной русской певицы, ученицы Полины Виардо. Необыкновенно красивый от природы голос Алчевского приобретает силу и красоту. Современники отмечали такие привлекательные качества: «необычайная лёгкость, редкая пластичность, естественность, простота и благородство исполнения, единство слова и музыки. В последующие годы он плодотворно работает в Мариинском и Большом театрах. Благодаря таланту, необыкновенному трудолюбию, преданности профессии Алчевского называли в числе лучших теноров России. Он с честью представил отечественное искусство на сцене Де ля Моне в Брюсселе, прекрасно исполнив партии Лоэнгрина на немецком языке, Ромео и Фауста на французском. Особый успех в бельгийской столице имел его Рауль в «Гугенотах» Мейербера. Эта роль позднее станет коронной для Алчевского.

Триумф на сценах мира

- С чего начинается триумфальное шествие по миру?

- После удачного сезона в Брюсселе Алчевский получает приглашение в один из лучших театров мира - лондонский королевский театр «Ковент-Гарден». Выступление иностранного артиста на лондонской сцене расценивалось как великая честь. Первая роль - Ленского в великолепных лирических сценах «Евгения Онегина» П. Чайковского (опера шла на итальянском языке) - принесла артисту признание публики и прессы. В премьере участвовали артисты мирового класса Маттиа Батистини - Онегин, чешская
певица Эмма Дестин - Татьяна. В это же время в театре шли триумфальные гастроли прославленного итальянского тенора Э. Карузо. Иван Алчевский достойно выдержал творческое «соревнование» с ним, успешно выступая в операх «Ромео и Джульетта», «Фауст» Гуно.

Весной 1908 года Иван Алексеевич участвует в Русских сезонах Парижа, организованных
С. Дягилевым, где состоялась премьера оперы Мусоргского «Борис Годунов». В спектакле участвовали Ф. Шаляпин - Борис Годунов, Д. Смирнов - Самозванец, И. Алчевский - Шуйский. «Это был экзамен на аттестат зрелости перед всем миром», - писал известный художник А. Бенуа, участвовавший в оформлении спектакля. Это было мировое признание русского оперного искусства.

После парижских триумфов Алчевского приглашают в «Гранд-Опера». В эти годы он вновь гастролирует в Лондоне, Нью-Йорке. Но при первой же возможности, в перерывах между гастролями и концертами, радостно устремляется в любимый Крым, в алуштинский дом сестры, где его ждут тёплый приём, радостные встречи, прогулки в горы и на яхте, теннисные партии с братом. Вечером - пение, споры на музыкальные темы, семейные чаепития.

- Даже став знаменитым, имея возможность отдыхать на лучших мировых курортах, он не изменяет Алуште?

- С удовольствием использует каждую возможность вернуться сюда. Памятен его приезд летом 1916 года на дачу Бекетовых. Здесь он не только отдыхает, но и на этот раз готовится к предстоящему сезону в Мариинском театре, где должна была состояться его премьера в роли Дон-Жуана в «Каменном госте» А. Даргомыжского.

Перед отъездом Иван Алексеевич пригласил обитателей Профессорского уголка на прощальный вечер. Застолье не обошлось без «фокуса», который Иван продемонстрировал всем на удивление. Обладая уникальным слухом и мощным голосом, певец мог взять ноту в тон звенящему бокалу, держа его перед собой, и бокал рассыпался на глазах у зрителей. Восторгом и аплодисментами гостей завершился вечер. Как оказалось, это был последний визит Ивана Алчевского в Крым. Сезон, к которому он готовился в Алуште, принёс певцу очередной триумфальный успех. Всего Алчевский создал пятьдесят пять ярких оперных
образов. Он жил в музыке и жил музыкой. Его Рауль, Зигфрид, Герман и Дон-Жуан навсегда вошли в историю русского оперного искусства.

- Почему приезд в 1916 году в Алушту стал последним?

- Жизнь певца внезапно трагически оборвалась в апреле 1917 года, во время гастролей в Баку. Музыкальный мир оплакивал безвременную кончину одного из самых выдающихся певцов отечественной и мировой сцены.

В Доме-музее архитектора А. Н. Бекетова бережно хранится всё, что связано с приездами Ивана Алчевского в Алушту. Мы знакомим экскурсантов с судьбой выдающегося певца.

Хорошо, что есть в Крыму такие неприметные на первый взгляд камерные музеи, в которых нам помогают открывать забытые имена, навсегда вошедшие в мировую культуру.

Уникальность

Универсальность голоса певца позволяла ему включать в репертуар самые разноплановые партии. Имя Алчевского стояло в одном ряду с пятёркой выдающихся певцов отечественного и мирового музыкального искусства: Ф. Шаляпина, И. Ершова, А. Неждановой, Л. Собинова, Ф. Стравинского.

Признание

Высочайшее мастерство покоряло самых строгих ценителей музыкального искусства в Лондоне, Париже, Москве, Санкт-Петербурге. Известный композитор
К. Сен-Санс, услышав Ивана Алчевского летом 1910 года на парижской сцене в своей опере «Самсон и Далила», написал ему: «Я боготворю ваш талант... Я хотел бы слышать вас во всех моих произведениях... Счастливы люди, которые могут аплодировать вам».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.