Наша мужественная мамочка

11 Февраль 2012 810
Подпольная группа. Слева направо: Виктор, Паша, Людмила Подгаецкая (Зубовская), Костя, Вася. 6.03.1944 г., г. Грац, Австрия.
Подпольная группа. Слева направо: Виктор, Паша, Людмила Подгаецкая (Зубовская), Костя, Вася. 6.03.1944 г., г. Грац, Австрия.

Хочу рассказать о моей маме Людмиле Семёновне Зубовской. 14 февраля ей исполняется 85 лет. Детство было трудное, голодное, а потом война. Отец ушёл воевать, а её мама с тремя детьми осталась дома.

Летом 1942 года маму забрали в «Картофельный городок», в лагерь на окраине Симферополя, где немцы собирали людей перед отправкой в Германию. Погрузили в товарные вагоны и повезли в Австрию на принудительные работы в трудовой лагерь. Мама работала в шахте, грузила руду на конвейер. Однажды она работала во второй смене, задремала, подскочил надзиратель, с бранью схватил за волосы и начал бить. Мама случайно зацепила его ботинком, ушибла. Дерзкое неповиновение! Её посадили в бункер на сутки, вытащили еле живую, чёрную.
И весь лагерь уже знал, что маму повесят, стали вкапывать виселицу.

Но мир не без добрых людей. Помогли чехи - отключили электричество, помогли пролезть под проволокой и увели. Затем помогли добраться до большого города Граца, рассказали, как найти русский трудовой лагерь. Нашла она этот лагерь и несколько дней провела в нём. Это был тоже трудовой лагерь, и на день всех выводили в город на работу, находиться в нём долго было смертельно опасно для всех: и для тех, кто прятал её от надзирательницы, и для мамы. Она вынуждена была уйти. Деваться было некуда. Зашла в кафе поесть на талоны, которые ей дали, и заметила, что за ней наблюдают двое мужчин. Думала, что они из гестапо, а это были бывшие военнопленные - подпольщики. Маму устроили жить у фермера-коммуниста, который был с ними связан. Ребят-подпольщиков звали Виктор, Паша, Костя, Вася.... Фамилий своих они не называли. Случайно услышала, что Костя родом из Севастополя.

Однажды, незадолго до разоблачения, они шли по улице и оказались перед фотоателье. Кто-то предложил: «Сфотографируемся на память!». Через некоторое время их выдал предатель, и ребят арестовали. Мама предателя не видела, знала только этих четверых. Ребята, когда почувствовали, что за ними следят и могут арестовать, отвели маму к хозяину столовой Кляйнцу и устроили работать. Их вскоре арестовали. Там мама проработала два месяца, однажды её увезли в гестапо. Маму били, допрашивали о знакомых. Она ничего не сказала. Сделали очную ставку: затащили избитого Пашу. Лица не видно, кровавое месиво. Его спросили: «Это она?». Он ничего не ответил, только еле-еле покачал головой.

Что случилось с Виктором, Костей и Васей, мама не знала и больше никогда никого не видела. До сих пор она надеется найти родственников этих смелых ребят. Затем мою маму отправили по этапу в международный женский лагерь Равенсбрюк. Часами стояли на холоде, издевательства, работа и злые «абзерки» с плётками, голодали: суп из брюквы и кусочек хлеба.

Пробыла она в Равенсбрюке около года. Наши войска стали наступать. Женщин привезли в конце 1944 года в Вансбек. Там был военный завод по выпуску противогазов. Работали целый день. Ещё больше было издевательств, побоев. Однажды «абзерке» что-то не понравилось, и она плёткой с вплетённой проволокой ударила маму по голове. Шрам остался на всю жизнь. Мама тайком приносила в барак полоски, которые вырезала, и сплела портмоне, оно хранится у меня как семейная реликвия.

Маму освободили англичане в первых числах мая 1945 г.

Я побывала в этом лагере в Гамбурге. Это и сейчас жуткое место, а что было тогда, как всё это вынесла моя мамочка? Но она выжила, выстояла! Когда приехала домой в Симферополь, её папа уже вернулся с фронта, но болел туберкулёзом. Поступила в Госбанк учеником, потом окончила курсы и стала квалифицированным счетоводом.

В 1947 г. мама вышла замуж за старшину Павла Ивановича Зубовского, участника войны с первого до последнего дня, защитника Новороссийска, участника знаменитого Керченского десанта в ноябре 1943 года, освобождавшего Кавказ, Крым, Варшаву и закончившего войну в Берлине. В 1948 году родилась я, в 1953-м - Александр.

Мама и папа прожили вместе 62 года. У мамы пять внучек и две правнучки. Она по-прежнему молода душой, энергична, ведёт общественную работу: вот уже 11 лет является активным членом общественной организации - Симферопольской городской организации инвалидов-узников концлагерей и принудительных рабочих, бессменным членом правления, пользуется уважением у членов организации, бывших узников концлагерей. Они, пройдя все тяготы фашистской неволи, научились видеть истинную цену человека. Наша организация, насчитывающая 150 членов, связана по совместной работе с общественными организациями в Берлине, Гамбурге, Фюрстенберге, помогает инвалидам - бывшим узникам концлагерей. В Берлине, Гамбурге, Фюрстенберге маму мою хорошо знают, она ведёт активную переписку со многими активистами. Готовится к выходу в Германии фильм с её участием, в Гамбурге готовятся к публикации её воспоминания и других жертв нацизма.

А в жизни она - моя мама, любящая бабушка и прабабушка. До сих пор активно поддерживает нас в принятии важных решений. Мы хотим пожелать ей здоровья и долгой жизни на радость нам.

Лариса БЕЛАЯ.
Симферополь.