«Браво, Пушкин! Браво! Мы с тобой не пропадём вовек»

10 Февраль 2012 621

Вас никогда не обжигал вопрос: какими мы были бы без Пушкина? Какими были бы наши родители, наши дети и внуки?

В суете быстротекущего времени, которое безуспешно пытаемся укротить, некогда задуматься над истинностью прозаических строк Марины Цветаевой, чётко определивших бессмертие поэта: «Уходим мы или приходим, а он всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы - всегда стоит».

Хочется надеяться, что для пришедших сегодня к памятникам Поэту замерли страсти дней минувших и дня нынешнего и пробудились задремавшие, а не умершие «души прекрасные порывы».

Очередная скорбная дата гибели Поэта собирает почитателей его таланта, зажигает поминальные свечи. Он в этот день с нами не только стихами, но духом своим, своей неизбывностью.

Упиваясь «меж горестных забот и треволнений» гармонией пушкинского стиха, невозможно не грустить, осознавая, что далеко не все наши современники преклоняются перед гением. Находятся не чтящие свято память о нём даже в том месте, где мятежная душа Поэта нашла отдохновение, новое озарение и восторг, куда она возвращается каждый год - в его Юрзуфе. Сегодня в знаменитом доме Ришелье, где в семье Раевских Поэту было хорошо, - светло и тихо.
И музыка звучит под стать его стихам, тихая и светлая.

А вот летом... С тех самых пор, как появилось у стен музея кафе, нет покоя ни сотрудникам музея, ни приходящим к Пушкину поразмышлять в уединении людям. Речь экскурсовода едва слышна сквозь грохот далёких от услаждения слуха звуков. В огромном парке санатория, на территории которого оказался музей, не нашлось более подходящего места для питейного заведения, как под сенью стройных кипарисов, одним из которых любовался Александр Сергеевич. Как в пушкинские времена «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет...». Неужто остаётся только воскликнуть вслед за Анной Ахматовой: «Пушкин! Тайную свободу/ Пели мы вослед тебе!/ Дай   нам   руку   в   непогоду, / Помоги  в   немой  борьбе!»? У неё, в отличие от нас, были причины вести «немую борьбу». Но вести, несмотря на смертельную опасность, потому что «Не твоих ли звуков сладость/ Вдохновляла в те года?/ Не твоя ли, Пушкин, радость/Окрыляла нас тогда?».
А что же мы - разучились окрыляться пушкинской радостью?
И осталась только способность произносить хором лозунги вроде «Пушкин - наша национальная идея»? Пустословие холодных сердец. А горячие - где они? Где то растерзанное русское сердце, о котором писал в некрологе с рыданиями Одоевский: «Солнце нашей поэзии закатилось!.. всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! наш поэт! наша радость, наша народная слава! неужели, в самом деле, нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!».

Самое время и нам спросить себя: неужели, правда, нет у нас уже Пушкина, а осталось одно лишь имя, без плоти его мыслей? Без его могущественных слов, при звуках которых в душах «стихают зло, низость, ненависть и ложь», как писал Игорь Северянин. Не хочется верить словам другого «серебряного» поэта - Георгия Иванова:
«И ничего не исправила,/ Не помогла ничему/ Смутная, чудная музыка,/ Слышная только ему».

Прислушаемся к словам пушкиниста, лишённого гурзуфского дома, в котором теперь тешатся летом весёлые компании, далёкие от поэзии, от здравого смысла и совести, Бориса Томашевского: «Всегда можно читать Пушкина «новыми глазами», не забывая о его историческом бытии».

В очередной раз «Оплывая гаснут свечки/ В смутной памяти времён», напоминая о дне, когда белый снег на Чёрной речке был обагрён кровью смертельно раненного Поэта. С 6 июня и до сего дня он с нами. А в 14 часов 45 минут 10 февраля в очередной раз уходит в вечность. В очередной раз тихо и незаметно удаляется душа его. В день рождения Поэта приехавшие в Гурзуф непременно ощутят прилетающий сюда дух того, кто стал для России первою любовью. России сердце не забыло и не забудет Поэта.

А чтобы не очерствели наши сердца, надо читать его стихи «новыми глазами». Слушать слова панихиды, которые звучали 175 лет назад на отпевании покинувшего этот мир гения всех времён и народов. Они звучат сегодня во всех православных храмах, в гурзуфском музее, который не раз вёл нешуточную борьбу за своё существование и выигрывал её, как истинно правое дело.

Глядя на пробивающуюся сквозь снеговые тучи раннюю февральскую печальную звезду, утешимся словами Владимира Кострова: «Впереди, гляди,/ сквозь мрак и снег -/ Он, весёлый,/ с тросточкой железной,/ Маленький курчавый человек..../ Браво, Пушкин!/ Браво, Пушкин!/ Браво!/ Мы с тобой не пропадём вовек».

* * *

 Симферопольцев к памятнику Поэту сегодня приглашает Русский культурный центр. Программа, подготовленная взрослыми и юными поэтами, начнётся в 12.30. Выставка и литературно-музыкальная программа подготовлены в Музее Пушкина.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.