При всех наедине

9 Февраль 2012 1262

Для наших читателей Лидия Сергеевна Пастухова давно стала добрым, но строгим наставником, советчиком, заботящимся о повышении языковой культуры окружающих. В жизни это очень общительный человек, любящий делать сюрпризы - подарки неожиданные, оттого особенно приятные. Таким сюрпризом будет для Жени Челноковой рецензия Лидии Сергеевны на её поэтический сборник.

«Эти строки даны мне, чтоб я говорила с тобой»

«Снова душа наполняется счастьем -/ Всё хорошо./ Молится сердце о добром грядущем,/ Вечер пришёл./ Завтрашний день будет прошлого лучше -/ Всё хорошо».

Откровенные, доверительные слова принадлежат Жене Челноковой - хрупкому сильному человеку. Девушка из живописного крымского посёлка пишет стихи. «При всех наедине...» - уже второй её поэтический сборник.

Название ёмкое. «При всех наедине» - это «глаза в глаза», когда всё окружающее куда-то исчезает, перестаёт существовать. Только ОН и ОНА. И только счастье встречи.

А если этого счастья не дано, если встреча «и не случится даже», если «с судьбой судьба не сомкнётся», если «Любви придётся жить без весны», а сердце полно ИМ, а мысли только о НЁМ? Тогда «наедине со всеми» оказывается лирическая героиня (а с ней, конечно, и автор) и читатель, вдумчивый и участливый.

Поэтесса Лариса Рубальская о лирическом монологе Евгении Челноковой отозвалась так: «Читаю стихи Жени и поражаюсь - как тонко, как радостно и как печально! И слова какие-то особенные, и образы не надоевшие».

Тонко, потому что автор сборника - глубокий человек с напряжённой внутренней жизнью. Радостно, потому что все стихи о сильном и благородном чувстве, которое украшает нашу жизнь, очищает её от житейской прозы. Хотя бы на время. Печально, потому что судьба не балует автора. Ограниченная в движении, Женя часто вынуждена смотреть на жизнь «сквозь стенки чуть прозрачного сосуда», из «заоконья», по её удачному выражению. Это, конечно, несколько сужает горизонт, но небесная бирюза над нею бездонна, душа её - трепетная, живая и, особенно это подчеркнём, ласковая, а чувство, которым природа одарила этого человека, - без преувеличения высокое. Именно оно сделало хрупкого автора поэтических строк сильной личностью, обнародовавшей «страницы дневника», «письма жизни», «письма-стихи», которые «рождаются сквозь расстоянья, преграды, грехи», публично признающейся в любви к НЕМУ без опасения, что «вдруг вырвутся не те слова».

К счастью, слова приходят именно «те» - чистые, сердечные: «Ты моя неизбежность»; «И нет сомненья: Моя любовь - моё распятье... И воскрешенье...»; «Нам часто и звонят, и пишут Те, от кого душа не ждёт ответа, А те, кем мы живём и дышим, Так далеко...»; «Мне бы - с тобою мгновенье... Мне бы - глаза в глаза...».

Тот, к кому обращены все строки сборника, скрыт за безымянными местоимениями «твой», «ты», «тот», «о тебе». Это «неназывание» лирических героев объяснимо: главное не ОН или ОНА, а чувство, многоликое и всеохватное, обогащающее каждого, кого коснётся.

Любящий и видит зорче: «Убегает вечер/ Сквозь дверные щели, /И на крыши-плечи/ Чьи-то сны присели»; «Свежею россыпью/ Холод к губам... /Окна разбросаны/ По этажам». И становится понятным «разговор шагов», оглушает «грохот расстояний», «до боли безбрежных», а стук колёс проносящегося поезда «как будто стук лет». Переполненное эмоциями воображение подсказывает историю о двух говорящих свечах, одна из которых «звалась надежда, /Другая же звалась любовь». Одна, став огарком, погасла. А вот «огонь другой лучом рассвета/ Глядит в любимое окно...».

Любящий не может не жить полно. Он непременно задаётся вопросами, которые принято называть вечными: «В чём смысл земного бытия?», «Что в жизни важно, а что бессмысленно?», «Отчего мы редко сами себя находим?». «Вопросов много, - признаётся автор, - ответов мало».

Об одном вопросе надо сказать особо. В этом сборнике он - ключевой. Одно из стихотворений заканчивается щемящей строкой: [Господь повелел] «мне вдали жить/От тебя... /Да умолчал - как...» Это «как» лирической героини полно драматизма, это «как» - сгусток эмоций, главная из которых - безнадёжность. Действительно, как жить, если между НИМ и ЕЮ «заокеанье», если они «на разных орбитах», если их разъединяет «всё безумье преград»? Разве можно ответить на это страстное «как»? Риторический вопрос. Но в поэтических строках Евгении Челноковой - уверенность: высокому чувству никакие преграды не страшны. Преодолев «миллион несгибаемых «нет», оно обязательно найдёт возможность проявиться. Любящий непременно приблизится к родной душе, даже прикоснётся к ней «светом огромного солнца», «бело-нежным облаком», «лучом рассвета», ветром, свежим и свободным. Но главное - стихотворной строкой, что идёт от сердца: «Прикоснусь к тебе строчкой ласковой».

«При всех наедине...» Жени Челноковой - стихи о сложном и противоречивом внутреннем мире человека, о превратностях нашей жизни, о непростых отношениях между людьми и, конечно, о любви. Тот, кто способен на это высокое чувство, - поцелован Богом, потому что всегда созидатель в самом широком смысле этого слова.

Лидия ПАСТУХОВА.

Ответ любознательному читателю Владимиру Грищенко из Керчи: вы правы, приспособление на ружьё не может называться «насадок», как значилось в разгадываемом вами кроссворде. Надо: «насадка».