Водоёмам - хозяев, аграриям - выживание

8 Февраль 2012 771
На селе без ставка никак не обойтись.
На селе без ставка никак не обойтись. Фото автора.

Урегулирование земельных отношений в нашей стране продолжается: на этот раз возникла необходимость внести коррективы в очередной законопроект по изменению статьи 134 Земельного кодекса Украины. И делать это приходится не в киевских кабинетах, а на местах. Центр законодательных инициатив Верховного Совета Крыма выступил с предложениями, как рационально использовать водоёмы полуострова и снизить до реальных сумм плату за оформление аренды сельхозугодий.

В водовороте законов

Проанализировав ситуацию, сложившуюся за многие годы с водными объектами автономии, специалисты пришли к неутешительным выводам: этот ценнейший ресурс республики не только не используется по назначению, но и практически погибает из-за бесхозяйственного отношения к нему. Только малая часть имеющихся природных водоёмов находится в аренде и имеет хозяина. Остальные или бесконтрольно засоряются, или используются вразрез с действующим законодательством. Навести порядок не позволяет Земельный кодекс Украины, согласно которому водная гладь озера может принадлежать одному арендатору, а земля вокруг него и даже под ним - другому.

Этот нонсенс озаботил Верховный Совет Крыма, и появилось предложение внести изменения в статью 134 земельного закона, чтобы водоёмы отдавались в аренду вместе с их земельными участками. Статью предложили дополнить абзацем следующего содержания: «Предоставление в аренду земельных участков, занятых водными объектами, переданными в аренду в соответствии с Водным кодексом Украины и их прибрежными защитными полосами на срок не более срока аренды водного объекта». Вопрос можно было бы считать решённым, если бы не одно «но»: на земельные участки под водой и вокруг неё (прибрежные защитные полосы) распространяется принятый в 2008 году закон об аукционах, который не позволяет арендовать землю без этой дорогостоящей процедуры. Беда в том, что желающих арендовать надел под чужим водоёмом, а тем более «сражаться» за него на торгах днём с огнём не сыщешь. Вот и получается, что не находится хозяев для природных источников воды.
А если и находятся, то только для того, чтобы в обход налогов быстренько попользоваться ими и раствориться в пространстве.

Чем проще - тем лучше

Когда ситуация заходит в тупик, нужно укреплять законодательную базу, а не подгонять под неё реальность. Именно поэтому на состоявшемся на днях заседании Центра законодательных инициатив Верховного Совета АРК рассмотрели предложение, выдвинутое председателем постоянной комиссии Верховного Совета АРК по земельным, аграрным вопросам, экологии и административно-территориальному устройству Николаем Янаки.

- В 2008 году законодатель установил обязательность продажи земли, свободной от застройки, и прав на неё на конкурентных началах. Вследствие этого водопользователи, имея на руках договоры аренды водных объектов, не могут арендовать земельные участки под ними без проведения аукционов. Но выполнить такое требование не представляется возможным по двум причинам: во-первых, порядок проведения аукционов не установлен. Во-вторых, обязательным условием аукциона является наличие двух претендентов, но желающих взять в аренду землю под водоёмом, переданным другому лицу, быть не может, - констатировал Н. Янаки.

В результате мы имеем то, что имеем: солидные недополучения в бюджет и засорённые прибрежные полосы водоёмов, за состояние которых никто не отвечает. Поэтому пришла пора упростить процедуру аренды земли вокруг и под водой и тем самым решить вопрос ответственности за состояние природных водоёмов и их использования по назначению.

В то же время заключение договоров аренды должно проходить под жёстким контролем.
В частности, не должны быть обижены местные жители, которым нужно где-то выпасать скот и поить его. Не должны арендаторы разгонять детвору, которой ставок заменяет морские ванны и пляжи. Не должно быть запрета и для любителей рыбалки. Но следует соблюдать нормы целевого использования водоёма и экологической ситуации вокруг него. Чтобы все эти кажущиеся мелкими, но очень важные моменты были учтены, Центр законодательных инициатив поручил соответствующим ведомствам в срочном порядке доработать законопроект и представить его на утверждение Верховного Совета Крыма. Затем инициатива крымского парламента будет направлена в Киев, откуда мы надеемся получить полное одобрение.

Зачем платить дважды?

Требует экстренного вмешательства и другой вопрос земельных отношений: плата за заключение договора аренды сельскохозяйственных паёв. Согласно принятому 1 августа 2011 года постановлению Рескомзем обязывает агропредприятия заключать договоры на каждый участок, за что дополнительно взимается по 161 гривне. В то же время сельчане имеют на руках госакты сразу на несколько паёв. Расходы крупного предприятия на оформление теперь увеличиваются на 300-400 тысяч гривен в год. Эти «лишние» деньги бременем ложатся на себестоимость продукции и, конечно, могли бы расходоваться более рационально.

А польза от переплат органам земельного кадастра пока не просматривается: фирмы продолжают затягивать процедуру оформления. В ближайшее время крымские парламентарии планируют изучить этот сложный вопрос, найти пути его решения и передать в Верховный Совет Украины. Только так крымским сельхозтоваропроизводителям удастся удержаться на плаву в нелёгких условиях нынешнего года.

Справка

В результате проверок, проведённых Республиканским комитетом по земельным ресурсам, установлено, что на территории автономии передано в аренду 334 водных объекта общей площадью 4970 гектаров. При этом выявлено 156 фактов использования земельных участков под водоёмами без правоустанавливающих документов. Общая площадь таких участков составляет 1420 гектаров. По словам первого заместителя председателя Рескомзема Николая Антонова, по этой причине бюджет республики в зависимости от целей использования водоёмов теряет от 315 тысяч до пяти миллионов гривен в год.

Наталия ГОНЧАРОВА.