«Ловля на живца», или Как нас «грабят» супермаркеты

7 Февраль 2012 767

Вы замечали, что, зайдя после работы на минутку в супермаркет за хлебом и колбасой, выходите оттуда через час с пустым кошельком, пакетом продуктов и разными мелочами, покупка которых ну никак в ваши планы не входила? И вроде продавцы над душой не стояли, навязывая товар, и выбор вы делали вполне осознанно, а два пакета не так уж нужных продуктов уже в руках. Кто и что заставляет нас в супермаркетах покупать больше, чем нужно, как не попасться на эту удочку?

Всему виной «гормоны удовольствия»

Количество супер-, мега- и гипермаркетов растёт с каждым днём. А с ними растёт и конкурентная борьба за покупателей, поэтому основной принцип больших магазинов - не навязывать товар открыто, а правильно и умело манипулировать потребительскими желаниями. Чем с большим успехом и занимаются маркетологи. Покупателю нужно всё время быть начеку, чтобы точно знать и видеть, войдя в магазин, каким образом на него пытаются воздействовать.

Итак, отправляемся в супермаркет за покупками. В списке - хлеб, йогурт и макароны. Всё это можно спокойно нести в руках или положить в корзинку, но, не желая обременять себя лишней ношей, берём тележку.

Первое, что попадается на глаза в супермаркете, - фрукты и овощи. Яркий цвет и приятный запах, особенно зимой, когда организму так не хватает витаминов, не позволяют пройти мимо. При виде спелых бананов, пахнущих детством и праздником мандаринов и огромных заморских яблок выделяется «гормон удовольствия» - допамин. И в предвкушении радости мы кладём в свою «авоську на колёсах» цитрусовые, а к ним и пару яблок, которые так аппетитно блестят. А как хочется в январе фруктов и овощей не по сезону! И вот в тележке уже несколько огурцов и помидоров. Ой, а вон там клубника, спелая и сочная. Только от одного вида ягодок рот наполняется слюной. В такие моменты мы не отдаём себе отчёта, что несезонные овощи и фрукты - привозные или тепличные и зачастую безвкусные. Чтобы их свежесть и вкусовые качества не вызывали сомнений, в магазине фрукты заботливо вымыли, натёрли и даже сбрызнули водой, имитируя капельки росы, как в рекламе. И покупаясь на эти уловки, мы порой не замечаем, что бананы чернеют, а яблоки раньше времени начинают гнить прямо на прилавках.

Сегодня большинство супермаркетов гордится собственной вкусной выпечкой, которую легко найти по приятному запаху. Но только хлебом и макаронами пришедший за ними покупатель не ограничивается. Особенно если за покупками отправился после работы, с разгулявшимся аппетитом. На сластён рассчитано изобилие тортов и конфет, мимо которых неизбежно придётся пройти по дороге за хлебом. И снова непредвиденная статья расходов - что-нибудь вкусненькое к чаю - появляется в тележке.

Эти коварные акции

Из запланированных покупок остался только йогурт. А молочный отдел, как наиболее востребованный, расположен в самом дальнем углу магазина. Передвигаясь с тележкой по узким проходам супермаркета, невольно обращаем внимание на витрины.
В колбасном отделе сегодня акция: «Самые низкие цены на салями! Продукция ограничена». И с мыслью, что нам невероятно повезло, кладём в тележку колбасу. Кроме того, устраивая подобные акции, маркетологи учли и наше бессознательное желание попасть в число избранных. В погоне за дешевизной и удовлетворением своих потребительских амбиций покупатели не обращают внимания, что срок годности у акционных товаров, как правило, на исходе.

Ещё одна уловка, которую успешно практикуют в супермаркетах, - дегустация. Улыбчивая девушка - торговый представитель - любезно предлагает попробовать новый вид сыра. Абсолютно бесплатно! И забыв, где бывает бесплатный сыр, покупаем новинку. Ну неудобно как-то, съели целый кусочек, надо же отблагодарить.

Всё, тележка уже почти полная, пора убегать из отдела продуктов. А убежать можно только к сопутствующим товарам. И снова потеряться на час в дебрях супермаркета. Тем более что под спокойную, расслабляющую музыку, которую специально включают в больших магазинах, чтобы настроить покупателя на неторопливый ритм, остановки возле прилавков всё чаще. А здесь и посуда, и бельё, и косметика, у которой подолгу задерживаются женщины, рассматривая и прицениваясь. Но даже пытливый женский ум не всегда замечает, что самые дорогие товары любой торговой марки всегда выкладываются именно на уровне глаз, в отличие от их дешёвых аналогов, поэтому иногда приходится даже присаживаться на корточки, чтобы рассмотреть ценник. Из сопутствующих товаров в супермаркетах наибольшим спросом пользуется бытовая химия. Особенно когда вам предлагают купить две пачки порошка по цене одной или двадцать пять миллилитров в подарок к средству для мытья посуды. Так что без урона для кошелька добраться к молочному отделу оказалось непросто.

Берегитесь: касса!

И вот уже с полной тележкой направляемся к кассе. Но тут, как всегда, очередь. Чтобы не скучать, начинаем рассматривать товары в прикассовой зоне: шоколадные батончики, жевательные резинки, газеты и журналы. И обязательно возьмём что-нибудь. Не обходится без «сюрпризов» и на кассе. Часто цена товара в чеке не совпадает с той, что значилась на полке в магазине. Если вы это вовремя заметили, смело требуйте, чтобы в счёт внесли стоимость, указанную на товаре. Если продукт подорожал, а ценник ещё не успели поменять, - это не ваша забота. Кроме того, если вдруг у кассы вас настигло прозрение и вы передумали покупать лишний товар, то его можно без стеснения оставить в продуктовой тележке и не оплачивать.

Чтобы в следующий раз снова не поддаться на уловки продавцов, отправляясь в супермаркет, пишите список нужных покупок, а главное - постарайтесь строго ему следовать. Лучше воздержаться от похода в магазин, если вы голодны, иначе захочется купить всего и побольше. Если вы не запасаетесь продуктами на неделю вперёд, а приходите в супермаркет за мелкими покупками, берите не тележку, в которую всегда найдётся что положить, а небольшую корзинку. Увидев табличку «Акция», обязательно проверяйте срок годности товара и подсчитайте, выгодна ли такая экономия. Возможно, вместо одного йогурта, за которым вы собственно и пришли, вам навязывают четыре, обещая один в подарок. Не забывайте, что бесплатные образцы - маркетинговый ход, а покупать продегустированную продукцию вы не обязаны. И, наконец, не ленитесь подсчитать на калькуляторе общую стоимость покупок, чтобы потом сумма в чеке не стала для вас неожиданностью.

Что не стоит покупать в супермаркете?

Как правило, все предметы личной гигиены и бытовая химия намного дешевле в специализированных магазинах, чем в супермаркетах. Бытовую технику для кухни тоже выгоднее покупать не в продуктовых маркетах, а в магазинах электроники. Там и выбор больше, и с гарантией точно не будет проблем. Любителям домашних овощей с грядки и фруктов из сада лучше приобретать эти продукты на рынках: есть шанс, что продаёт их непосредственно сам производитель - житель сельской местности. В супермаркетах вам предлагают только «импортные витамины». А расфасованные специи в больших магазинах обычно дороже и хуже тех, что продают представители разных этносов на ближайшем рынке.

Юлия ЦИСАРЬ.