Ажиотаж вокруг распродаж

5 Февраль 2012 819

В магазинах крымской столицы «грандиозные распродажи» зимней одежды. И, прельстившись большими скидками, мы покупаем. Причём покупаем не только себе и не только самое необходимое. После таких сезонных распродаж в гардеробе всей семьи появляется несколько дешёвых, чаще всего ненужных и низкокачественных вещей. А кому-то, наоборот, удаётся приобрести добротную и недорогую обновку. Что нужно знать, чтобы распродажи не стали лишней статьёй расходов в вашем бюджете, а наоборот, экономили его?

Готовь сани летом...

Мы ошибаемся, когда наивно полагаем, что на всю одежду, которую не купили в зимний период, к концу сезона будут скидки до 70%. В магазинах, торговых центрах и на рынках к наплыву покупателей готовятся тщательно и заранее, ещё задолго до сезона распродаж. У продавцов есть свои нюансы сбыта. Один из них - товары, которые выгодно продаются только в сезон. За купальниками зимой не стоят очереди, летом мало желающих примерить меховые шапки и шубы. А вот и зря. Продавцы, зная эту особенность покупателей, стремятся сбыть товар на пике сезонной волны. Для этого и устраивают распродажи. А покупатели раскошеливаются на новое пальто или шубу с твёрдой уверенностью, что, во-первых, сэкономили, а во-вторых, поносить ещё успеют - зима же не закончилась.

В том же салоне меха летом, в самый несезон, когда идёт борьба за каждого клиента, вам могут действительно сделать большую скидку или продать товар за полцены.

Когда начнёте готовить сани летом, а телегу зимой, помните, что здесь есть свои минусы: самых распространённых размеров и актуальных цветов к тому моменту может уже не быть.

Одежда и обувь в крупных торговых центрах и супермаркетах продаётся быстрее, чем в небольших магазинах. Однако в таких мини-бутиках у вас есть больше шансов получить скидку, особенно если снизить цену вы просите не реализатора, а хозяина магазина. Последние заинтересованы, чтобы их товар не залёживался годами.

Часто бывает, что снижение цен продавцы создают искусственно, предварительно неоправданно их завышая. Делается это с расчётом на то, что самым убедительным аргументом при покупке будет первоначальная цена. Ну какая же рачительная хозяйка устоит перед соблазном купить платье, которое стоило 600 гривен, всего за 290? О том, что платье до грандиозной распродажи стоило 350 гривен, история умалчивает.

В таких случаях приходится либо надеяться на честность продавцов, либо прицениваться к новому товару сразу после его поступления в магазин.

Когда изъян не помеха

К разряду надувательств на распродажах относится ещё одна уловка продавцов - товар с браком. В Европе такие вещи уценивают более чем на половину реальной стоимости. У нас народ сообразительнее и практичнее. Если на брюках маленькая затяжка или почти незаметный неровный шов, предприимчивый продавец может и не предупредить покупателя об изъяне. Если, примеряя вещь, вы нашли даже самый незначительный брак, смело требуйте скидку как на рынке, так и в торговом центре. Не стесняйтесь напомнить продавцам, что одежду и обувь, которые остались только одного размера или долго красовались на витрине, нужно уценить.

Бытует мнение, что мода приходит к нам с опозданием. Однако дело не в моде, а в провинциализме и жлобстве продавцов. Не надо быть постоянным покупателем симферопольского рынка или выставок-ярмарок, чтобы заметить, что одни и те же вещи, не падая в цене, могут продаваться по нескольку лет. А когда уже оторвётся пуговица на кофте или выгорят туфли - пора на распродажу. Как правило, такую одежду и обувь размещают так, чтобы она бросалась в глаза. А дальше схема простая: вы примеряете, вещь вам нравится, и, как уверяет продавец, «за такие деньги незначительный изъян- мелочь». И если этот самый изъян действительно такой незначительный, вас можно поздравить с удачной покупкой.

Стоит хорошо подумать, нужны ли вам лишние хлопоты, если «здесь придётся ушить, там распороть, а сбоку приколоть брошку». Не забудьте к стоимости обновки прибавить расходы на ателье, на брошку или время на домашний ремонт.

Кто всегда прав

Бывает и так, что поддавшись на уговоры продавца, вы купили вещь, а дома понимаете, что она вам не подходит. Цвет не сочетается с цветом глаз, фасон полнит, да мало ли что не так. В конце концов она может вам вдруг разонравиться без причин. Но как вернуть её, если в магазине предупредили, что «товары со скидкой обмену и возврату не подлежат»? Все подобные устные «страшилки» или надписи на табличках мелким и крупным шрифтом, запрещающие вам реализовать свои потребительские права, не имеют юридической силы. Иначе, делая пустяковую скидку, продавцы могли бы торговать бракованным тряпьём без любых гарантийных обязательств.

Но зачастую не надписи на табличках мешают нам вернуть бракованный или разонравившийся товар, а собственная лень, нежелание скандалить и отсутствие веры в справедливость. Конечно же, ваше повторное появление в магазине восторга у продавцов не вызовет. И, как показывает практика, вернуть товар сразу и мирно получается не всегда. Поэтому, чтобы быть уверенным на 100% в своей правоте, вы должны иметь чек. В противном случае продавец может «запамятовать», что именно он вам продал товар. Тогда нужно будет заручиться показаниями двух свидетелей о совершении сделки купли-продажи. Помните, что законодательство на вашей стороне и большинство судов принимает решения в пользу потребителей. А в соответствии со статьёй 22 закона «О защите прав потребителей» покупатель, чьи права нарушены, даже освобождается от уплаты госпошлины по искам. А продавцов, наоборот, решением суда часто обязывают возместить не только материальный, но и моральный ущерб.

Но всё же суд - крайняя мера. Вначале попробуйте договориться. Спокойно, но настойчиво просите обменять или возвратить деньги, настаивая на своих законных правах. Если с продавцом вам не удалось решить проблему, идите к начальству, а в случае категоричного отказа претензии придётся излагать письменно. На стенде так называемого «Уголка потребителя», который должен быть в каждом торговом предприятии, указаны юридический адрес магазина и фамилия его руководителя, на имя которого нужно писать заявление. Лучше написать его дома и выслать заказным письмом с описью вложения, чтобы не оставить возможности владельцам магазина «случайно» его не получить или потерять. В заявлении нужно обязательно указать дату покупки и дату отказа в обмене, приложить ксерокопию чека. Если ответа нет в течение двух недель, подавайте исковое заявление суд.

Для европейцев шопинг - лекарство от стресса и депрессии, а не головная боль, как вернуть изделие, если оно низкокачественное или не подходит. Чтобы покупка на распродаже приносила вам удовольствие, а не огорчение, перебирая вешалки в разделе «Одежда со скидкой», взвешенно принимайте решение. Это предметы первой необходимости, покупка которых входила в ваши планы, или седьмой купальник и пятая пара шлёпанцев сомнительного качества? Но даже ошибившись в выборе, не забывайте, что вернуть можно всё, кроме перчаток, нательного белья, чулок, носков и корсетных изделий. И это не мелочно и не стыдно. А нашим продавцам стоит чаще напоминать, кто всегда прав.

Языком цифр

По данным «Общества потребителей», из тысячи людей, столкнувшихся с проблемой бракованного товара, только 17% занимают активную позицию и защищают свои права. 83% украинцев уверены, что защита потребительских прав всегда связана со скандалами, которые портят здоровье и настроение, а отстаивать свои права в магазине или на рынке бессмысленно: продавцы сделают всё, чтобы не обменять товар и не возвращать покупателю деньги.

Чаще всего с покупкой низкопробных товаров потребители Украины сталкиваются, приобретая продукты питания: 53% опрошенных, 28% «обожглись» на обуви, а 19% - на одежде.

Так по закону

Потребитель имеет право обменять непродовольственный товар на аналогичный у продавца, у которого он был приобретён, если товар не удовлетворяет его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по другим причинам не может быть использован им по назначению. О браке в изделии покупатель должен быть поставлен в известность до совершения покупки: в этом случае продавец делает соответствующую отметку в товарном чеке. Во всех остальных случаях низкокачественный товар, купленный на распродаже или во время акции, можно вернуть так же, как и любой другой в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей». Такое право сохраняется в течение 14 дней с даты покупки. При этом сам день покупки в эти 14 дней не засчитывается. Главное, чтобы приобретённый товар не был в использовании, были сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также чек, который выдал продавец.

Юлия ЦИСАРЬ.