Певец загадочной Киммерии

31 Январь 2012 845
Консульская башня в Судаке, написанная Богаевским в 1903 году.
Консульская башня в Судаке, написанная Богаевским в 1903 году.

Исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося живописца, графика Константина Фёдоровича Богаевского, коренного крымчанина, вся жизнь и творчество которого связана с нашим полуостровом.

Сны портретиста земли

В русской живописи он стал, по меткому выражению Максимилиана Волошина, «воссоздателем» исторического пейзажа.
А главным героем его произведений был Восточный Крым - загадочная романтичная Киммерия. Волошин писал: «Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился...... Земля Богаевского - это «Киммерии печальная область». Максимилиан Александрович особенностью земляка считал то, что ему дано видеть сны древней земли и отобразить их на полотнах: «Земля, как и человек, способна видеть сны. Не растревоженная суетой современности, она неторопливо грезит о минувшем, о несбывшемся и о возможном, и сновидения её достигают зрительной реальности миража.... Неточно выражаются, когда говорят, что художник отражает и преображает пейзаж: не он изображает землю, а земля себя сознаёт в нём - его творчеством.... Киммерия - страна, опустошённая и печальная, каждый камень которой насыщен огромным безымянным прошлым, грезит свои фата-моргана в творчестве Богаевского». И на другую особенность обратил внимание Волошин: «Богаевский первый стал писать Лицо Земли...... Лицо Земли складывается геологически так же, как человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нём стихиями и людьми: знаками мгновений».

Вырос будущий художник в итальянско-немецкой семье генуэзского происхождения, связь которой со старой метрополией была ещё так велика, что молодых людей посылали получать образование в Геную. Но Богаевский отправился 1890 году на учёбу в Петербургскую академию художеств, где его наставником стал Архип Иванович Куинджи, благодаря которому будущего «певца земли» не отчислили «за неспособность» - неумение изобразить человеческую фигуру.
А уже через восемь лет он начал активно выставляться. Сначала в Новом обществе художников, одним из основателей которого был, затем в Московском товариществе художников, «Союзе» и «Мире Искусства». В 1906 году участвовал в выставке Exposition de l'Art Russe, устроенной в Париже знаменитым русским театральным и художественным деятелем, одним из основоположников группы «Мир Искусства», организатором «Русских сезонов» во французской столице Сергеем Дягилевым.

В 1900-м Богаевский навсегда возвращается в родную Феодосию. Живёт уединённо и замкнуто. Художественные выставки посещает крайне редко, с художественными новостями знакомится главным образом по журналам. Но несмотря на это, сумел отразить существенные настроения времени и стилистические тенденции начала XX века.

В 1902 году Богаевский написал серию больших картин, объединённых общим настроением, где изобразил в разных ракурсах с детства знакомые места: «Старый Крым», «Мёртвый город (Старый город)», «Древняя крепость», «Пустынные скалы», «Монастырь на горе». Работая над ними, художник решительно отказался от мистического ореола немецких символистов, под обаянием которых находился. Вырабатывает собственный почерк, собственную стилистику, с характерным динамическим ракурсом, цветовыми обобщениями. Всё это было средством образного выражения волнующей его идеи вечности, незыблемости лика земли. На полотнах Богаевского время как бы останавливает свой бег, замирает. Картина, открывающая «киммерийский» цикл - «Последние лучи», написанная в 1903 году, - едва ли не самое «красочное» полотно в творчестве живописца, по стилистике, интенсивной цветности напоминающее произведения Поля Гогена.

Входившее в пору расцвета творчество было ненадолго прервано русско-японской войной, службой прапорщиком в Керченском гарнизоне, к счастью, недолго. После демобилизации произошло важное событие в жизни художника - женитьба на Жозефине Густавовне Дуранте, род которой ведёт начало от потомков генуэзских консулов в Кафе, а по семейному преданию - и от великого Данте.

Годы «заключения» в Керченской крепости, затем смерть брата жены, в короткое время ставшего ему другом, лишают живописца душевного равновесия. Он пишет серию мрачных, тревожных картин.

Полотно «Звезда Полынь» - сконцентрированная философия художника той поры, выражение его отношения к жизни. Написанная на апокалипсический сюжет, она стала символом ужаса перед неизбежностью гибели всего живого. Остановилось время, звезда, появившаяся из вневременного пространства, опалила своими острыми лучами каменные дома современного города. Над миром нависла тягостная неподвижность магического света Полыни. Всё живое исчезло. Осталась только каменная земля, ровесница звезды, подвергающей её каре своими жгучими лучами.

Вариациями на тему карающего неба и грешной земли стали также знаменитые полотна «Солнце» и «Генуэзская крепость». Суровые и драматичные. Соответствующие отношению автора к миру, рождённые ощущением, что человеческая жизнь, как и жизнь земли,- нечто незначительное в масштабе вечности.

«Золотой век»

Но в 1907 году творческие ориентиры Богаевского меняются. На смену терзаниям приходит тихая гармония. Крым видится художнику не таким, каким представлялся совсем недавно. Он словно поворачивается к нему стороной, которая раньше не была видна. И возникает новый цикл картин: «Тихая равнина», «Раннее утро», «Пейзаж», «Пейзаж со скалами», «Южная страна», «Пещерный город», «Поток. Фантастический пейзаж», воплощающий представления художника о райской земле. Волошин назвал этот цикл «золотым веком».

Первое десятилетие XX века принесло Богаевскому широкую известность. Слава вдохновляла и обеспечивала материально. Несуетная, размеренная жизнь на периферии, вдали от столичной суеты позволяла сосредоточиться на своих мыслях, впечатлениях, на любимой работе.

Чтобы набраться новых впечатлений, он осуществляет давнюю мечту - отправляется в путешествие. Посещение Германии, Италии, Греции изменило его взгляды на классическое и современное искусство. В творчестве крымского живописца появились новые образы, рождённые внимательным изучением принципов работы и философии мастеров Возрождения, которые стали для него своеобразным камертоном, помогающим «настроиться» на правильную «ноту». Богаевский начал писать большие холсты на темы райской земли, которой стала для него Италия - страна величайших мастеров искусства.

Волошин так охарактеризовал этот этап творчества земляка: «По римской Кампанье он проходит, сопровождаемый Пуссеном». Влияние Пуссена ощутимо в акварельных работах «Киммерийские сумерки», «Героический пейзаж» и других. Оно перемежалось с воздействием Клода Лоррена, стилистика и образный мир которого просматриваются в картинах «Воспоминания об Италии», «Итальянский пейзаж», «Утро», «Корабли». Идеал Богаевского имеет внешнее сходство с идеалом Лоррена, но истоки, философское обоснование его совсем иные. Утончённость форм, воплотившаяся в «перуджиновских» деревьях и пленительных колоннах руин, нежные краски неба и равнины самым лучшим образом соответствуют эстетике маньеризма и рафинированной эстетике начала XX века».

Земля обетованная

В работе ему помогали монографии с цветными иллюстрациями об итальянских, французских, голландских и немецких мастерах - Боттичелли, Беллини, Тициане, Фра Анджелико, Ватто, Буше, Фрагонаре, Халсе, Гольбейне. Свидетельством тому картина «Воспоминание о Мантенье», в которой воплотились идеи земного блага, планетного одиночества Земли, её разрушения, её старости и мудрого спокойствия, идея обетованной земли, каковой обычно представлялась художнику Киммерия.

В 1926 году Богаевский закончил одно из самых сильных своих произведений - живописное полотно «Феодосия», полностью соответствующее его минорным настроениям, рождённым трагическими событиями 1920-х годов.

Совсем иной подход ощущается в написанном в 1930 году «Крымском пейзаже», передающем образ гармоничной, умиротворённой, неведомой земли, лишь отдалённо напоминающей Крым. В нём чувствуется не только понимание природы художником, но и масштаб обозрения мира, воспринятого не как частный пейзажный мотив, а как категория бесконечного «белого света».

Поездки художника на нефтепромыслы, на Днепрострой примечательны не только полотнами, передающими ритм строек века. Они натолкнули мастера на мысль создать серию картин, передающих его представление о городах будущего. Полностью замысел не был осуществлён, но отдельные картины позволяют судить о его мыслях в те годы.

Богаевский творил в сочинённом им мире. Лишь в тридцатые годы пейзажи его всё больше «натурализовывались», как в картине «Старая гавань», в которой автор попытался «слить» воображаемое с реальным и выдать за сущее мечту.

В русской живописи Богаевский едва ли не единственный из живописцев, выдвинувший и реализовавший концепцию идеального пейзажа, попытавшийся трансформировать пуссеновскую традицию в условиях искусства начала XX века. В тридцатых годах эта концепция получила отчётливое пластическое воплощение в таких работах, как «Планерская бухта», «Скала Чёртов палец», классически выразившись в картине «Вечер у моря», в которой воплотилось стремление передать сложнейшую структуру пленэрного цвета, постоянно видоизменяющегося, наполняющегося новыми тончайшими нюансами. Идеализированный им пейзаж стал приближаться к реальному, трансформировав утопичность воззрений автора.

В 1941 году, когда началась фашистская оккупация Крыма, Богаевский пытался уйти от мрачной действительности, погружаясь в мечтательное состояние, свойственное его романтичной натуре. В творчестве этого периода нет более экспрессивного произведения, чем «Романтический пейзаж. Солнце». Пейзаж сконцентрировал в себе многое из предшествующего творчества художника: и трагическую идею апокалипсического солнца произведений 1900-х, и экспрессивность акварелей со звёздными мирами 1930-х, и сезанновскую конструктивность, эскизность собственного «Горного пейзажа». В картине доминирует предчувствие приближающейся катастрофы мира.

За два месяца до освобождения Феодосии, 17 февраля 1943 года, возвращающийся с базара художник попал под бомбёжку советской авиации. Осколком ему снесло голову. Говорят, её даже не нашли...... Погиб целый мир, созданный воображением талантливого человека, передавшего его своей неповторимой палитрой.

Богаевский о себе

«Грешный человек, люблю я эту жизнь, захолустную жизнь среднего человека, люблю, когда она вокруг меня протекает, беспритязательная, скромная, не тормоша тебя и не волнуя. Зато как же и мечтается до забвения всего в таком болоте! Горит мечта и тоскует. В мечтах создаёшь себе другой, неведомый, сказочно-далёкий и прекрасный мир. Право, не будь жизнь такой скучно-серенькой, вообще не было бы на земле ни мечты огненной, ни художеств всяких».

Цитаты

Критик М. Тарабукин: «Богаевский - художник-мыслитель, а не только живописец. Он мыслит образом и обращается к внутреннему взору, а не только говорит внешнему, зрительно-чувственному восприятию. Его творчество есть искусство, а не только живопись».

Художница Ю. Оболенская: «Ваши вещи прекрасны, как всегда. Зрелые мастера с переменой темы обычно утрачивают свой собственный язык и начинают лепетать нечто косноязычное. У вас же совершенно этого нет, всё та же ясная звучная речь, не изменяющая себе...».

Искусствовед П. Корнилов: «...искусство для вас - жизнь и воздух. В нём у вас нет старости, и вы по-прежнему молоды, когда это касается подлинно ваших мест. Вы там и поэт, и странствующий энтузиаст, влюблённый в свою страну, и тонко знающий её богатую и прихотливую душу».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.