Трагедия и подвиг ленинградцев

28 Январь 2012 1023

Вчера на Пискарёвском мемориальном кладбище Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург) состоялись ежегодные мероприятия, посвящённые 68-й годовщине полного освобождения города от фашистской блокады. Блокада длилась 872 дня, с 8 сентября 1941-го. За это время погибло, по разным данным, от 400 тысяч до полутора миллионов человек. И только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов. Остальные умерли от голода.

«125 блокадных грамм»

Меньше чем через два с половиной месяца после вероломного нападения нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года немецкие войска вышли к Ленинграду. 8 сентября 1941 года кольцо гитлеровских войск вокруг города сомкнулось.

2887 тысяч гражданского населения (включая почти 400 тысяч детей) оказались в кольце окружения. Кроме того, в пригородных районах, также оказавшихся в кольце блокады, оставалось 343 тысячи человек.

Весь общественный транспорт остановился. В течение двух дней был проведён переучёт всех съестных припасов. По состоянию на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. Почти отсутствовали картофель и овощи. Чтобы растянуть ничтожные запасы ржаной муки, по решению Ленгорисполкома к ней подмешивалось 12% солодовой, соевой и овсяной муки, 2,5% размолотых жмыхов и 1,5% отрубей.

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Закрылись столовые и рестораны. Весь скот, имевшийся в колхозах и госхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке. Администрацию лечебных заведений обязали вырезать из карточек граждан, находящихся на лечении, талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. С 13 ноября 1941 года суточная норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150 граммов. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на иждивенческую. Столько же получали солдаты в тылу. А солдат на фронте получал «целых» 500 граммов в сутки - это в окопах-то на морозе!

В Ленинграде начался голод. К зиме 1941-42 годов не оставалось никаких топливных запасов, не хватало питьевой воды, город был почти лишён электроэнергии.

Фраза «125 блокадных грамм с огнём и кровью пополам» навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали немногим более месяца и были заменены более высокими нормами уже 25 декабря. Но для жителей осаждённого города это стало катастрофой. В пищу шло всё. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, из домашних аптечек выбирали касторку, вазелин, глицерин, из столярного клея варили суп, студень. Только за два месяца - январь и февраль 1942-го - 200 тысяч ленинградцев умерли от холода и голода. Но часть военной промышленности всё ещё работала, и Ленинград не сдавался.

«Дорога жизни»

30 августа 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о доставке грузов в Ленинград через Ладожское озеро. На западном берегу озера началось сооружение порта в небольшой бухте Осиновец, в 55 километрах от Ленинграда. Впервые водная дорога жизни заработала 12 сентября 1941 года, когда в осаждённый Ленинград с восточного берега Ладожского озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки.

30-километровая ледовая трасса, ставшая символом осаждённого города, начала работать в конце ноября. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября по льду пошли машины. Так родилась ставшая знаменитой «Дорога жизни», официально - Военно-автомобильная дорога №101.

В первую и самую страшную блокадную зиму она функционировала 152 дня - до 24 апреля 1942 года, когда колёса грузовиков стали проваливаться под талый лёд, и казалось, что машины не едут, а плывут.

За это время было перевезено 361109 тонн различных грузов, в первую очередь продовольствия. Было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев. Кроме того, трасса сыграла важную военную роль: по ней за первую зиму было переброшено пять стрелковых дивизий с вооружением и боевой техникой, а также танковая бригада с тяжёлыми танками КВ.

Ледовая дорога действовала ещё две блокадных зимы.

Прорыв и снятие блокады

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утра артиллерийской подготовкой началась операция по прорыву блокады.

18 января 1943 года в районе Рабочего посёлка №1 встретились воины Ленинградского и Волховского фронтов, блокада Ленинграда была прорвана. В районе прорыва по берегу Ладожского озера решено проложить железную дорогу и построить два моста через реки Неву и Назию.

В результате побед в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 - начале 1944 года сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом.

14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января - от Ленинграда на Красное Село и после упорных боёв к 20 января ликвидировали окружённую Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно советские войска наступали в районе Новгорода, а 16 с января - на любанском направлении. 20 января Новгород был освобождён, прорвана оборона противника и разгромлены фланговые группировки 18-й армии, а войска её центра, опасаясь окружения, 21 января начали отход из района Мга - Тосно.

27 января 1944 года в 20 часов в городе прогремел салют - 24 залпа из 324 орудий. Блокада Ленинграда была полностью снята.

За время блокады количество жителей города-героя сократилось в пять раз. Блокада Ленинграда стала самой кровопролитной в истории человечества.

Советским правительством ещё 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 26 января 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Ленинград орденом Ленина, а 8 мая 1965-го в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне присвоил Ленинграду почётное звание города-героя. День воинской славы России - снятия блокады Ленинграда ежегодно отмечается в РФ в соответствии с федеральным законом от 13 марта 1995 года №32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России».

Дневник Тани Савичевой

Дневник двенадцатилетней девочки стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе.

Таня Савичева родилась 25 января 1930 года. Она была пятым и самым младшим ребёнком в семье. Летом 1941 года Савичевы собирались уехать из Ленинграда, но не успели. Дневник достался Тане в память о старшей сестре Нине, пропавшей без вести во время обстрела. В семье её считали погибшей. Тогда Таня и начала делать свои записи. Их всего девять:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.

Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год.

Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня».

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда её нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали в Горьковскую область. Врачи два года боролись за её жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года Таня умерла, так и не узнав, что её сестра Нина и брат Миша живы.

Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда, его копия - в витрине мемориала Пискарёвского кладбища в Санкт-Петербурге и на Поклонной горе в Москве.

Николай ФИЛИППОВ.