«Наши души ничто не расщепит, как атом»

28 Январь 2012 766

Эти строки принадлежат нашей землячке, известной поэтессе Римме Казаковой, которой 27 января исполнилось бы 80 лет. Её «лица не общее выражение» - любовь к ближним, к профессии и самоирония.

Римма Фёдоровна родилась в Севастополе, в семье, далёкой от литературы. Повзрослев, она напишет: «Я пример того, что поэты рождаются в чертополохе. До того как стать военным, отец был рабочим порохового завода, мать - обмотчицей электрических катушек. Какой поэзии могли они научить? Загадка для меня самой».

Родители дали девочке необычное имя - Рэмо. Расшифровывалось оно так: революция, электрификация, мировой Октябрь. Поэтесса иронизировала: «Родители были «сдвинутыми» коммунистами, поэтому и дали мне имя, которое могло пригодиться Чубайсу, если убрать слово «революция». Выпускница пединститута понимала, что преподавать историю в российской глубинке с таким именем - «это засада», и подала заявление в загс с просьбой поменять на обычное, Римма, помня, что в детстве мама звала её Римусей. «В загсе ответили, что у меня хорошее революционное имя, я настаивала, объясняя, что это аббревиатура, как ЦПКО, ВЦСПС, и в итоге стала Риммой. А вообще я не люблю ничем выделяться».

Конечно, она выделялась. И красотой, и боевым характером. Но прежде всего талантом. Товарищи по литературному цеху любили её, не обижались на прямоту, а то и резкость суждений. В девяностых годах прошлого века она возглавляла до самой смерти Союз писателей Москвы. Ценили её и власти: среди многочисленных наград поэтессы - ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, болгарский орден Кирилла и Мефодия.

Как заметил в эпитафии много лет друживший с ней поэт, прозаик, критик, переводчик Кирилл Ковальджи, «имя Риммы Казаковой неотделимо от лёгкой ауры легендарности. Ворвалась в шумную компанию шестидесятников откуда-то с Дальнего Востока, произвела фурор, молодая, красивая, заводная, талантливая - чёрт в юбке. Кажется, успех пришёл к ней сразу - её окатило жаркой волной тогдашней всеобщей любви к поэзии. И на гребне этой горячей волны она чувствовала себя как рыба в воде. Лёгкая на подъём, весёлая, щедрая, неистощимая. И не без привкуса авантюрности. Её победоносное счастливое самоутверждение сродни евтушенковскому - оно совпало с мироощущением первого послесталинского молодого поколения. Стихи Риммы Казаковой звенели - отличимо-личные, узнаваемые и одновременно - поколенческие, шестидесятнические. А это - никто теперь отрицать не может - долговременный заряд».

Римма Казакова выстрадала право сказать:

И многое в жизни смею,

и с этой звездой во лбу,

как целый народ, имею

историю и судьбу.

На её стихи писали песни, они постоянно звучали на эстраде, по радио. А «крёстной» в этом деле была Александра Пахмутова, прочитавшая в 1969 году в «Юности» стихотворение «Ненаглядный мой», на которое написала музыку.

«И появилась первая песня. Потом я познакомилась с Сашей Серовым и с Игорем Крутым, с Ириной Аллегровой. Потом с Пугачёвой, Лещенко, Киркоровым, Распутиной... Думаю, проще назвать тех, с кем я пока не успела поработать. Почти у каждой звезды хоть одна моя песня есть», - писала Римма Фёдоровна.

К эстраде, как и ко всему, у неё было своё отношение: «Песня песне рознь. Когда Лель поёт «муси-пуси» и «джага» или ГлюкоZа «Я буду вместо неё твоя невеста, честное ё!», то это, прошу прощения, хренота. А если говорить об эстраде в целом, то в последнее время даже Галкин не всегда оказывается на высоте».

О главном в жизни она сказала так: «Любовь - движитель всего. Из неё вырастают и цветы на подоконнике, и стихи, даже суп, который я варю, - от любви».

Её волновало всё, что происходило в стране, в литературе. Не могла смириться с халтурой в любом её проявлении. Тревожилась: «В литературе сегодня всё решает рыночная стоимость. Я не понимаю, почему дорогая Дашенька Донцова имеет миллиардные тиражи? Тепло к ней отношусь, она симпатичный человек, но пишет-то полную ерунду. Хотя это и называется иронической прозой. Не знаю, почему власти с таким пристрастием и уважением относятся к нашим детективщицам? Пыталась читать Маринину и Донцову, но не смогла. Я лучше Чехова буду читать, что и делаю. Акунин - это какие-то игрушечки-развлекалочки. Сорокина как писателя я люблю, но без вывертов и мата, который не переношу. Нам нужна и серьёзная литература, и массовая. Но какой-то порядок следует навести. Не может халтура, возведённая в ранг литературы, быть сильнее новых Чеховых и Достоевских, которые, я уверена, когда-нибудь обязательно появятся».

Она прививала вкус современникам ненавязчиво, стихами, статьями, написанными от всей души, со всей силой данного ей Богом таланта. Она и сегодня с нами своими произведениями, без которых уже невозможно представить отечественную литературу. А её короткие, точные реплики, с чёткими определениями многих явлений в литературе и обществе не только не устарели, но и работают на будущее, помогая сориентироваться, уча мыслить и оценивать, прививая от микроба равнодушия и бездушия.

Писатели,

спасатели, -

вот тем и хороши, -

сказители,

сказатели,

касатели души.

Жаль, что не звучат уже песни на её проникновенные стихи: «Ненаглядный мой», «Безответная любовь», «Небо голубое», «Вдохновение», «Медовый август», «Поздняя женщина», «День рождения любви», «Мадонна», «Россия», которые исполняли Майя Кристалинская, Ирина Аллегрова, Анна Герман, Александр Серов, Евгений Мартынов, Лев Лещенко, Валентина Толкунова и многие другие известные и любимые слушателями певцы. Какие новые песни придумала жизнь, мы знаем. Тоска по старым этим песням знанием и рождена.

Появившаяся на свет в Крыму, любившая сюда приезжать для встреч с друзьями, Римма Казакова скончалась 19 мая 2008 года в подмосковном санатории. Похоронена на Ваганьковском кладбище.

Её откровенные стихи остались с нами. По-прежнему любимы миллионами ценителей поэзии не сиюминутной, актуальной во все времена.

В какой-то миг неуловимый,

неумолимый на года,

я поняла, что нелюбимой

уже не буду никогда.

Что были плети, были сети

не красных дат календаря,

но доброта не зря на свете

и сострадание не зря.

И жизнь - не выставка,

не сцена,

не бесполезность щедрых трат,

и если что и впрямь бесценно -

сердца, которые болят.

О сокровенном

«Когда я была ещё юной, мама меня спросила: «Чего ты хочешь от жизни?». Я сказала: «Хочу сама себя кормить, много ездить и встречаться с интересными людьми». Все эти надежды сбылись».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.