Могила для Мойнак

26 Январь 2012 1107

На днях в Евпатории главный архитектор проектов Украинского НИИ проектирования городов «Дипромисто» Виктор Исаков представил план зонирования (зонинг) города, выполненный по заказу местных властей. Главным «открытием» презентации, которая проходила в формате общественных слушаний, стало предусмотренное планом строительство на берегу озера Мойнаки жилого массива площадью восемь тысяч квадратных метров. Экологи уверены, что это строительство раз и навсегда похоронит уникальное озеро.

Неожиданный контраст

Выступая перед общественностью, проектировщик как само собой разумеющееся заявил, что озеро утратило свои лечебные свойства. Когда же участники слушаний напомнили архитектору о предусмотренном проектом колоссальном антропогенном давлении на экологию озера и приозёрные территории, которое погубит лиман, Исаков сказал, что при проектировании он и его коллеги опирались на документацию, предоставленную НИИ местными властями. В частности, план застройки территории вокруг Мойнак, по его словам, был разработан на основе концепции «Золотое кольцо здоровья». Она предусматривает благоустройство территории, создание инфраструктуры для отдыха, проведения досуга и занятий спортом, обустройство доступных лечебных пляжей, строительство рекреационных объектов, лечебно-оздоровительных термальных комплексов, СПА-центров, реконструкцию грязелечебницы «Мойнаки» и санатория «Родина». И как в неё вкрался жилой массив из тридцати коттеджей, пожалуй, известно только тем, кто предоставил концепцию проектировщикам. В первоначальном же варианте, который несколько лет назад выносился на рассмотрение общественности, напротив, кратко описываются лечебные свойства озера и показания к лечению. А раздел «Перспективы развития рекреационной территории «Золотое кольцо здоровья» открывается предложением, в котором указывается, что «рапа Мойнакского озера» превратила Евпаторию «в первоклассный климатический и бальнеологический курорт».

При этом в «Концепции инновационного развития региона (на примере Автономной Республики Крым)», разработанной в 2005 году ведущими крымскими учёными, предельно ясно сказано, что «именно наличие бальнеологических факторов, таких как благоприятное сочетание морского и степного климатов, наличие рапных озёр (Сакское, Мойнаки, Сасык и другие), лечебных грязей, минеральных вод и мощная санаторно-курортная база, определили уникальность и значимость курорта». «Учитывая национальное значение этого курорта (Евпатории. - Ред.), проблемы рационального использования лечебных пляжей, озёр, минеральных вод и грязей, лесопарковых комплексов, должны иметь государственный статус, так как сохранение и воспроизводство бальнеологических, климатических и других природных ресурсов этого курорта имеет глобальное значение для сохранения генофонда нации и устойчивого эколого-социально-экономического развития не только АР Крым, но и Украины», - подчеркнули авторы «Концепции».

В созданной Ассоциацией предпринимателей сферы гостеприимства Крыма, Немецким товариществом технического сотрудничества (GTZ) и Министерством курортов и туризма автономии Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса Крыма-2020 среди конкурентных преимуществ развития санаторно-курортного лечения в республике назван «большой бальнеолечебный потенциал, слабо используемый в курортной практике».

Да и в Стратегии экономического и социального развития АРК на 2011-2020 годы среди стратегических приоритетов указаны установление границ особо охраняемых территорий: природно-заповедных, объектов экосети, водоохранных зон и прибрежных защитных полос вдоль морей, заливов, лиманов (выделено нами. - Ред.), рек и других водных объектов.

В конце концов непонятно, как намерение возвести жилой комплекс вблизи уникального лечебного озера согласуется с Программой охраны и улучшения состояния окружающей природной среды на территории города на 2010-2015 годы, утверждённой городским Советом Евпатории в 2009 году. Цель этого документа, как отмечают его авторы, - «снижение неблагоприятного воздействия различных сфер экономической деятельности на окружающую природную среду города, обеспечение устойчивого развития санаторно-курортной отрасли при сохранении и дальнейшем развитии всех рекреационных и природно-лечебных ресурсов». Как вообще в таком случае могло возникнуть намерение евпаторийских властей возвести жилой массив у побережья уникального лимана, непонятно. Нельзя не добавить, что в этой же программе рапа озера названа лечебной и даже указано, что она содержит «около 60 г/л различных солей».

«Угрохать» лиман

Тем временем в Республиканском комитете АРК по строительству и архитектуре отметили, что принятие представленного плана зонирования «позволит упорядочить застройку в Евпатории и вокруг озера Мойнаки, а спортивно-рекреационное направление освоения территорий вокруг озера будет способствовать экологической безопасности данной зоны». Может быть, и так. Вот только как быть со строительством жилого комплекса? По словам президента Крымской академии наук, председателя крымской республиканской ассоциации «Экология и мир», профессора Виктора Тарасенко, «застраивать Мойнаки - это значит так: плюнуть и согласиться, что это не перспективный бальнеологический ресурс, а просто рекреационный ресурс для яхт, купаний».

- Недавно на заседании крымского правительства я докладывал о проблемах крымских озёр западного берега в связи с проектом «Западный Крым», - рассказал учёный. - И говорил, что почти половина их, в том числе и Мойнаки, или загублены, или близки к тому. Мойнаки можно реабилитировать, но для этого необходимо выдержать зону санитарной охраны, провести необходимые реабилитационные мероприятия, следить за тем, чтобы не было мощного поступления в озеро пресной воды, которая идёт с водосбора, и так далее. Что касается проектов застройки Мойнак, Сасык-Сивашской пересыпи, то на заседании крымского правительства я говорил, что каждый из них должен проходить тщательнейшую экологическую экспертизу. Тем более что стержневым в Западном Крыму является потенциал соляных лечебных озёр. И если мы их угрохаем (извините за такой вульгаризм), то перспективы наши резко упадут.

Профессор, доктор медицинских наук, десятки лет возглавлявший Украинский научно-исследовательский институт детской курортологии и физиотерапии Николай Дриневский считает, что намерение застроить приозёрную территорию лечебного озера - это «один из фрагментов уничтожения Евпатории как курорта».

- Был указ императора Николая II, запрещающий выгул собак вокруг Мойнак, - напомнил он. - В советские годы на территории санатория «Таврия», расположенного в сотнях метров от озера, запрещалось поливать сады из-за соседства с лиманом. Несомненно, курорт, как и озеро, можно спасти. Правда, понадобится не одно десятилетие. Но нужно заниматься городом не как площадкой для жилого строительства (что делается сейчас), а как курортом. Тем более таким курортом, который окружают семь грязевых озёр. Фактически это заповедная зона, и почему её уничтожают, надо власть спросить.

- Кто это им такую утку дал? - возмутился Дриневский, комментируя высказывание главного архитектора проектов «Дипромисто» Виктора Исакова о том, что сведения об утрате озером лечебных свойств проектировщикам предоставили городские власти. - Эта информация никем не обоснована. Чтобы озеро не было непригодным для лечения, прежде всего не надо наносить ему вред. А кто уничтожил озеро? Так сама ж городская власть и уничтожила. А кто ж ещё?.. Променяли здоровье детей на деньги. Ещё царским указом Евпатория была определена как место строительства образцового детского курорта. А нам ничего не надо, надо строить жильё? Но разве можно уничтожать природные богатства, данные Богом человеку? Нельзя за счёт лечебных ресурсов строить дома!

Как видим, специалисты едины в одном: жилое строительство вблизи озера раз и навсегда поставит крест на лечебных свойствах лимана, которые в начале прошлого века определили характер евпаторийского курорта. И то, что тридцать коттеджей никак не могут стоить здоровья нации (а Евпатория, как известно, Всеукраинская детская здравница), очевидно всем, но, похоже, не руководству города.

Так было

Высочайшим указом российского императора Николая II от 3 февраля 1897 г. озеро Мойнаки было «отдано под охрану от порчи и истощения».

Мнение экспертов

Согласно докладу Украинского центра менеджмента земли и ресурсов (УЦМЗР) «Описание состояния окружающей среды г. Евпатории», среднегодовая минерализация рапы в 2001 году составила 55 граммов на литр. По сравнению с 1971 годом уменьшилась почти в два раза. Среди причин, активно способствующих нарушению водно-солевого баланса озера, назвали «интенсивную застройку территории в пределах I и II санитарных зон озера Мойнаки.